Роман «Дом, в котором...» Мариам Петросян был впервые опубликован в 2009 году и сразу же стал известным. Книга получила несколько наград, в том числе «Русскую премию» — самую престижную награду для русскоязычных произведений. Роман был переведён на 9 языков, таких как английский, испанский, португальский и другие. Даже сейчас книга продолжает набирать популярность, выходят новые, дополненные издания. Так чем же это произведение привлекает читателей?
Роман состоит из трёх книг, в каждой из которой ведётся повествование об учениках закрытого интерната для детей-инвалидов. Это место кажется обособленным, ведь проживающие в нём не похожи на остальных.
«Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители Расчесок предпочли бы, чтобы его не было рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще».
Дети, обучающиеся в Доме, будто уходят из внешнего мира, называемого в романе «Наружностью», в свой закрытый социум. Они создают собственные правила, формируют группы, основанные на заболеваниях и предпочтениях, выбирают себе вожаков. В Доме герои используют только клички, тем самым всё больше отстраняясь от Наружности, которая отвергла их. Насельники боятся внешнего мира, избегают любого упоминания о нём.
Основное повествование ведётся от лица героев четвёртой группы, каждому её насельнику уделяется особое внимание. Каждый из героев обладает своим неповторимым образом, каждый играет свою роль в жизни Дома. Например, Слепой, вожак группы, является как бы строгим отцом, который устанавливает законы, следит за порядком, а Сфинкс играет роль мамы, которая уделяет больше внимания благополучию каждого из насельников. Особенно моё внимание привлёк персонаж по имени Табаки, который знает всё о Доме, может рассказать множество историй и постоянно ищет новые приключения.
Получается, что Дом — не просто здание, а персонажи, которые его населяют. Эти персонажи вместе создают множество интересных историй, а читатель, погружаясь в них, будто становится одним из героев романа.
Но чем же «Дом, в котором...» привлек внимание семинариста?
В этой книге я заметил схожесть образа жизни насельников Дома с семинарским образом жизни. Люди, которые живут в Доме, будто отвергнуты обществом из-за своей особенности. Они создают свой особый мир, который сильно отличается от Наружности. Подобно этому и семинаристы встречают недопонимание со стороны общества. Мы становимся будто отвергнутыми, получая одобрение только со стороны религиозных людей. Можно сказать, что Церковь — особенный мир со своими правилами и законами, группами и вожаками, участники которого тоже встречают недопонимание извне. Книга показывает, что жизнь такого закрытого общества тоже может быть интересной, наполненной разными радостными и грустными историями.
И подобно тому, как дети, выпускаясь из Дома, вынуждены адаптироваться к другим условиям, опираясь на внутреннее единство и воспоминания об интернате, семинаристы тоже заканчивают учебные заведения, становятся священниками и общаются не только с христианами, но и с людьми других конфессий и атеистами, не боясь при этом недопонимания или осуждения, оставаясь при этом собой.
Книга порадовала еще и тем, что в ней просматриваются и другие параллели с религиозными сюжетами.
«Я красивый, — сказал урод и заплакал… — А я урод, — сказал другой урод и засмеялся…»
Эта история схожа с притчей о Мытаре и Фарисее и её смыслом: «...ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:14).
«Дом, в котором...» Мариам Петросян — одна из моих любимых книг. На страницах романа герои ведут такую жизнь, которая кажется странной, но при этом интересной и привлекательной. В некоторых персонажах я узнавал себя, а в принципах жизни Дома видел схожесть с нашими, религиозными принципами. И хотя книга говорит о том, что жизнь закрытого общества тоже может быть яркой и интересной, финал мотивирует нас не бояться выходить за рамки этого общества и не стесняться своей инаковости.
Текст подготовлен в рамках предмета «Информационная деятельность православного прихода», автор размышлений — студент 2 курса бакалавриата Матфей Фомичев.