Хотите стать первооткрывателем? Поезжайте куда-нибудь в неведомые зелёные дали. Например, на БАМ.
Леса и горы Восточной Сибири и Дальнего Востока до сих пор скрывают в своих складках не только замечательные природные объекты, но и интересные посёлочки, я бы даже сказал "мини-городки", где никто не был.
Нет, конечно тут живут люди и иногда заглядывают извне, но в сети про них не почитаешь и не посмотришь. Поковырявшись, найдётся лишь пара строчек и несколько древних смазанных фото.
Также и с Америкой было, люди на континенте жили и даже норманны-викинги иногда плавали, но Колумб же всё равно первооткрыватель.
Одно из множество подобных мест - Сулук.
Дополнительная глава из серии "На поездах по БАМу". Публикации несвязанные с железной дорогой (природа, населённые пункты и т.д.) идут параллельным циклом.
Доп. глава 2 "ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ"
1. Поезд с одним вагоном привёз нас на небольшую станцию, заставленную вагонами с лесом или из-под леса.
Вокзал - нетипичная для БАМа маленькая унылая серая будка, обшитая сайдингом.
2. А из-за деревьев торчат симпатичные кирпичные пятиэтажки с треугольной крышей, подкупающие своим импозантным внешним видом, и зовущие поближе познакомиться с населённым пунктом.
3. Мы прибыли в Сулук спустя небольшое время после его дня рождения. На транспаранте по поводу годовщины фоном выступало старое фото посёлка.
Оказывается вокзал здесь был, да ещё какой!
4. Сообщают, что великолепное здание с двумя большими мозаичными панно и башней с кованными элементами, которое неплохо бы смотрелось даже в каком-нибудь региональном центре, за ненадобностью было снесено РЖД в нулевые. Ни одного качественного фото с ним не сохранилось.
Вокзал был такой большой, потому что на территории планировалось построить целый город.
Безусловно, Сулук бы вошёл в мою подборку с самыми интересными вокзалами БАМа:
Вообще политика РЖД - скотская. Конкретно на БАМе много красоты и истории уничтожено и продолжает уничтожаться. Не обязательно сносить - можно просто сделать "ремонт", попутно сбив отделку, мрамор, различные декоративные элементы и до кучи зашить всё в серый сайдинг. Ещё раскрою тему.
5. По счастью, сам посёлок сохранился куда в более приглядном виде.
Фишка населённых пунктов БАМа, в том что их строили не всем скопом, а изолированные коллективы из разных городов и республик СССР.
Каждая компания реализовывала свои представления о урбанистике и эстетике и в каждом новом месте вас будут ждать различные архитектурные формы и решения, это очень интересно, даже если не всегда красиво. Средств не жалели. Хороший "понт" ведь дороже денег.
Шефство над Сулуком взял Хабаровск, как можно узнать, прочитав надпись на старом вокзале.
6. Сулу́к - посёлок в Верхнебуреинском районе Хабаровского края России. Административный центр и единственный населённый пункт Сулукского сельского поселения.
Сулук в переводе с эвенкийского языка означает "тополиный" (?).
7. Вокруг - на десятки и сотни километров леса, горки, болота. Стальной ниткой петляет БАМ, нанизывая на себя в т.ч. такие вот посёлочки.
8. Население Сулука 500 человек, максимум было в 1990 - 1300. Детально осмотреть место можно буквально за пол часа-час.
9. "Фреска" с гербом (да, судя по всему, у Сулука есть герб) и силуэтом Хабаровского края.
10. Основа жилого фонда - двухэтажные панельки.
11. И великолепные кирпичные пятиэтажки об одном поезде. Уверен, это очень качественные, тёплые и капитальные постройки. Мечта урбаниста!
12. Выглядят они, по крайней мере, весьма хорошо и приглядно. Ну почему так почти не строят ни сейчас ни в СССР?
Хрущёвки и Путинки ни в какое сравнение не идут.
Как же они хороши!
13. Все кто тут остались жить, наверняка, первопроходцы БАМа и их семьи.
14. Конечно, 50 лет без ремонта даёт о себе знать, но Сулук нельзя назвать депрессивным.
15. Видно, что он живой, хоть и законсервированный в 80-х.
16. Доска с объявлениями, не проходим мимо, ведь можно обнаружить что то любопытное.
Тут вот предупреждение о медведе, который бродит вокруг посёлка.
17. Особенность подобных отдалённых НП - обилие спутниковых тарелок, хаотично торчащих то тут то там.
Попадаются порой чуть-ли не локаторы ПВО диаметром под два метра!
18. Через Сулук проходит автодублёр БАМа. На запад, к райцентру Чегдомын, вполне проезжаемый. На восток - только внедорожники или мощные грузовики.
19. В отдалении от основного есть "деревянный" квартал.
20. Сулук одно из немногих мест на БАМе, и единственное на плече Постышево - Новый Ургал, где есть ощутимая хозяйственная деятельность. Пара предприятий заготавливают лес.
21. Рекой размыло дорогу, теперь "по грибы" в ту сторону никто не проедет.
В общем, такой интересный посёлочек, спрятанный в горах Дуссе-Алинь Дальнего Востока, теперь это не белое пятно!
Поддержали экономику Сулука, купив хлеб. Чек выписывают вручную на форме с печатью. Очень хороший, качественный хлеб, я пробовал хлеб из около 1000 разных пекарен, заводов или печей. Сулукский попадает в пятёрку лучших!
Правда стоимость в текущих ценах наверное приближается к 150 рублям. Ну это БАМ. Приятное завершение "экскурсии".
В приподнятом настроении уезжаем на запад в локомотиве, приехавшем забрать несколько вагонов с лесом. Продолжение следует.