Спорт – это одна из самых древних и универсальных форм деятельности, которая объединяет людей по всему миру независимо от возраста, пола, национальности и вероисповедания. Он способствует физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, формированию характера, развитию командного духа и дружбы. Спорт играет значительную роль в жизни людей, влияя на их образ мышления, поведение и отношения с окружающими. Он способен вдохновлять, мотивировать к достижению новых высот, учить преодолевать трудности и несмотря на все преграды двигаться к своей цели. В этом контексте, спорт становится неотъемлемой частью культуры общества, символом здорового образа жизни и способом самовыражения. Он способен объединять людей, создавать новые возможности для саморазвития и самореализации.
Таким образом, спорт является важным элементом социокультурной жизни общества, способствующим развитию личности, укреплению здоровья и формированию позитивных ценностей, именно поэтому мой проект является актуальным. Я обозначила цель моего проекта: привлечь как можно людей к здоровому образу жизни и физическим нагрузкам. Для достижения моей цели я поставила перед собой следующие задачи:
1.Расширить теоретические знания в сфере "Физической культуры"
2.Определить факторы, влияющие на физическое и психологическое состояние человека
3. Провести диагностическое исследование 4.Проанализировать результаты анкетирования 5. Разработать утреннюю зарядку.
2
Гипотеза моего исследования заключается в том, что я предполагаю, что спорт - это крайне важный элемент нашей жизни и каждый человек должен внедрить хотя бы капельку спорта в свою жизнь. Объектом моего проекта являются физические упражнения, а предметом - отношение человека к спорту. Продуктом моего проекта является статья в СМИ, которая включает в себя инструкцию выполнения утренней зарядки. В своем исследовании я использовал такие методы исследования как: изучение и анализ литературных источников, проведение теоретического анализа, анкетирование, анализ результатов анкетирования. Практическая значимость проекта Спорт имеет огромную практическую значимость в жизни людей по многим аспектам. Таким образом, спорт играет важную роль в жизни людей, оказывая положительное влияние на их физическое и психологическое состояние, социальные отношения, профессиональное развитие и общее благополучие.
3
Глава 1. Двигательная активность как фактор, определяющий здоровье и здоровый образ жизни человека
1.1. Влияние двигательной активности на системы органов человека
Двигательная активность в первую очередь влияет на центральную нервную систему (ЦНС), именно ЦНС является «дирижером» и посылает сигналы в другие системы, тем самым регулируя работу всех систем, органов, клеток и молекул в организме. Во время движения происходит раздражение проприорецепторов скелет-ных мышц, интерорецепторов внутренних органов, и рефлекторно через ЦНС стимулируются жизненные процессы в клетках, тканях, органах, составляющих различные функциональные системы организма. Повышается обмен веществ и, как следствие, - кислородный запрос. В зависимости от интенсивности и обье-ма движений, потребление кислорода возрастает от 250-300 мл/мин (в покое) до 5-6 и в редких случаях до 7,2-7,5 л/мин. Усиливаются катаболизм (расщеп-ление и окисление сложных органических молекул до более простых конечных продуктов) и анаболизм (пластический обмен) в субклеточных структурах, что приводит к обновлению клеток и росту их биоэнергетического потенциала.
Систематические занятия физическими упражнениями, особенно спортом, со временем приводят к экономизации деятельности сердца как в покое, так и при нагрузке. Сердце тренированного человека обладает большими резер-вами, чем сердце человека, не занимающегося систематическими физическими упражнениями, и характеризуется как «спортивное» сердце. «Спортивное» сердце отличается редким ритмом (брадикардия - менее 60 ударов в минуту) в покое и увеличенным количеством капилляров миокарда, при этом возрастают скорость и амплитуда сокращения.
4
Опорно-двигательный аппарат, гормональная и выделительная системы. Изменения в дыхательной системе тесно связаны с изменениями в опорно-двигательном аппарате. Под воздействием умеренных, систематических физических нагрузок увеличивается количество мышечных клеток, что приводит к утолщению мышцы и увеличению ее в обьеме, увеличивается скорость окислительно-восстановительных процессов в самих мышцах, происходит накопление гликогена как в самой мыце, так и в печени. Физическая активность благотворно влияет на костный компонент по- средством гормонального звена регуляции. Так, под действием умеренного стрессорного фактора в виде физической активности наблюдается активация синтеза гормонов надпочечников и гормонов щитовидной железы, ответственных за кальциевый обмен и иммунные реакции, в результате происходит сти-муляция деления клеток кости и клеток иммунной системы. Существует тесная связь между степенью двигательной активности организма и работой выделительной системы. Благодаря двигательной активности увеличивается скорость выделения жидкости потовыми железами, растет скорость фильтрации жидкости в почечных канальцах. Не стоит упускать из вида то, что умеренные физические нагрузки способны положительно влиять на состояние репродуктивной системы как у мужчин, так и у женщин. В ответ на физическую нагрузку происходит активация гормонального звена регуляции. Увеличение мышечного и костного компонента требует закономерного увеличения синтеза и выброса в кровь соответствующих гормонов: гормонов щито-видной железы и гормонов надпочечников - кортизола и тестостерона. Именно этим гормонам принадлежит ключевая роль в развитии адаптации организма к физическим нагрузкам. Они также отвечают за регуляцию половой функции как у женщин, так и у мужчин. Таким образом я отметила, что умеренные систематические физические нагрузки оказывают благоприятное воздействие на все системы организма.
5
1.2. Социальные функции физической культуры
Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций:
1.Укрепление здоровья человека;
2. Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство;
3. Создание общества, состоявшего из людей, физически подготовленных к современному производству и выполнению патриотического долга по защите Родины;
4. Интернациональное воспитание подрастающего поколения страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между разными народами.
Укрепление здоровья человека. Основополагающим показателем физического состояния человека является состояние его здоровья. Важнейшей социальной задачей является сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности, повышение качества и увеличение продолжительности жизни. Не менее важной задачей современного динамично развивающегося общества является борьба со стрессогенными факторами и гиподинамией. В решении этих задач первостепенную роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание детей и молодежи. С помощью направленного использования физических упражнений, поддержания здорового образа жизни и правильного и сбалансированного питания можно повысить показатели физического развития и физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость).
6
В настоящее время современной наукой выработан минимум, необходимый для поддержания физической формы человека, который составляет 12 часов в месяц физической (спортивной) нагрузки для школьников и 10 часов в месяц для студенческой молодежи. Необходимо учитывать, что увеличение психических нагрузок должно сопровождаться пропорциональным увеличением физических нагрузок. И это позволит максимально снять накопившееся напряжение за счет смены вида деятельности и получить соответствующий заряд бодрости. Обязательным условием при занятиях физической культурой и спортом является оптимальный выбор средств физического воспитания, грамотного регулирования физических нагрузок, который основан исключительно на контроле за состоянием здоровья человека со стороны врача, тренера или преподавателя.
Следует отметить, действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и в воспитании других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал человека и заключается основная цель формирования гармонично развитой личности. Несомненно, воздействие физической культуры и спорта на личность не может быть заменено или скомпенсировано какими-либо другими средствами.
Суть физического совершенства наиболее четко сформулирована в определении его понятия: «Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы
7
высокую степень работоспособности человека». Создание общества, состоявшего из людей, физически подготовленных к современному производству и выполнению патриотического долга по защите Родины. С ранних этапов развития человеческой цивилизации физические упражнения использовались как одно из активнейших средств укрепления здоровья, совершенствования физических возможностей человека и подготовки его к трудовой и военной деятельности. Наиболее важную роль физическая культура и спорт играют в формировании здорового молодого поколения. Физически развитый человек быстрее и успешнее адаптируется к новым условиям труда. Что позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным и успешным в современной производственной и деловой жизни. Внедрение в вооруженные силы новейших видов боевой техники повысило требования к уровню физической подготовки молодых людей. Безусловно, хорошая физическая подготовленность создает молодому человеку дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе и к особым условиям армейской жизни. Интернациональное воспитание подрастающего поколения страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между разными народами. В современном обществе физическая культура и спорт выступают как важнейшие средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Как общественные явления физическая культура и спорт имеют национальную и интернациональную формы развития. В настоящее время в нашей стране национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии различных видов спорта, строительстве современных спортивных площадок, стадионов, открытие новых спортивных залов, бассейнов, популяризации среди населения здорового образа жизни. Принимая участие в спортивных соревнованиях, проводимых в разных областях, краях, странах, спортсмены различных национальностей
8
знакомятся с историей, культурой, бытом и жизнью людей других стран, национальностей и менталитета. Интернациональному воспитанию спортсменов и зрителей, наблюдающих за состязаниями, в большой степени способствуют дружеская атмосфера, в которой проводятся спортивные соревнования, правила их проведения, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей. Международные спортивные соревнования помогают преодолевать расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество, порождают уважение к иной культуре, формирует толерантность и создают атмосферу взаимопонимания между людьми.
Именно в физкультурно-оздоровительной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы. Следует отметить, что в обществе на сегодняшний день нет других средств, кроме физической культуры и спорта, позволяющих готовить физически развитых и здоровых людей.
1.3. Основы спортивной тренировки
Термин «тренировка» происходит от английского слова training, означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали и в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим термином повторное выполнение спортивного упражнения с целью достижения наиболее высокого результата. Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» расширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей. Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой
9
соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешнее выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) восстание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений
и способствует повышению
работоспособности человека.
10
Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков. Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность при обретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений обще развивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.
Подготовленность — это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видом подготовки (физическая, техническая и психическая подготовленность).
Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременен реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или
11
иной мере специализируется применительно особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования. Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых соответствующих режимах работы. В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны. К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так
12
и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования:
1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая подготовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;
2) на этапах
совершенствования
совершенствования
способностей, определяющих спортивный результат:
В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
углубленной специализации и спортивного
она должна являться
соревновательных навыков и физических
13
фундаментом для
Глава 2. Психофизиологические особенности умственного труда 2.1. Влияние умственной деятельности на организм учеников
Существует два вида деятельности человека: умственный и физический. Во время умственной работы у человека активно протекают такие психические процессы, как восприятие, запоминание, мышление. Память человека зависит от ряда факторов: возраста, состояния здоровья, уровня умственного развития, степени утомления, эмоционального состояния и индивидуально-психологических особенностей. Одним из факторов, стимулирующих память, являются занятия физическими упражнениями. Хорошее усвоение учебного материала невозможно без внимания. Оно обеспечивает успех познавательной деятельности, усиливает восприятие, активизирует память и мышление. Распределение и переключение внимания можно совершенствовать с помощью занятий спортивными играми, а также гимнастическими упражнениями. Оптимальный уровень физических нагрузок обусловливает наилучшую умственную работоспособность, позволяет достигнуть наибольшего успеха в умственном труде.
Вопрос о том, как умственный труд влияет на организм, давно интересует человека. Существуют объективные и субьективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, воз-раст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные
14
качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Умственный труд подростков сопровождается также напряженной деятельностью малых мышечных групп - предплечья пишущей руки, кисти, пальцев. Такая работа вызывает реакции, сужающие сосуды, ведет к увеличению пери-ферического сопротивления в кровеносных сосудах, а это - одна из причин по-выпения артериального давления. Продолжительная и напряженная умственная деятельность без соблюдения правил гигиены может ухудшить работу сердечно-сосудистой системы - вызвать некоторое ослабление сердечной деятельности и уменьшение эластичности сосудов. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление. Однако, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, при волнении, напряженной работе в условиях дефицита времени и др. - все это сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения. При эмоционально напряженном умственном труде дыхание становится неравномерным, может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки.
Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Основной фактор утомления - сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в ее процессе, может быть осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление. Восстановлению умственной работоспособности способствуют
15
кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т.п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность.
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. В этих условиях задерживается развитие молодого поколения и ускоряется старение пожилых людей.
Используя средства физической культуры, можно улучшить настроение, получить мощный заряд бодрости. Оптимальная двигательная активность позволяет сохранять энергетиче- ский баланс, способствует нормализации массы тела, поддержанию высокой умственной и физической работоспособности.
2.2.Физическое состояние и работоспособность подростков в процессе обучения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность подростков претерпевает изменения, которые четко наблюдаются в течение дня, неде-ли, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Учебный день школьника не начинается с высокой продуктивности труда. Период врабатывания длится до 15-25 минут. Этот период характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее
16
колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочего настроя, здесь большое значение имеет соответствующая установка. Второй период - устойчивой работоспособности, длительностью 1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности, максимального использования функциональных возможностей, изменений в организме, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период - полной компенсации - отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день.
В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. Естественно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к зачету, экзамену и т.д. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.
В середине учебного периода могут наблюдаться признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов. Говоря о времени
17
сдачи зачетов и экзаменов, необходимо отметить высокое нервно-эмоциональное напряжение у школьников и студентов. Во время экзаменационной сессии, особенно к ее окончанию, снижается физическая работоспособность, незначительно уменьшается масса тела. Непосредственно во время самих экзаменов в связи с нервно-эмоциональным возбуждением отмечается резкое увеличение частоты сердечных сокращений. Средством, которое помогает виться с отрицательными воздействиями высоких нервно-эмоциональных напряжений, является физическая культура. Кроме того, под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной
перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней
упражнений как средства эмоциональной разрядки, восстановления, может наблюдаться последовательное
показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной.
18
физических активного снижение
Глава 3. Исследовательская работа 3.1.Анкетирование
Считаю, что спорт - это одна из самых важных элементов нашей жизни. Я заинтересовалась, какое количество людей в современном мире не просто занимаются спортом, но и любят данное дело. Ввиду этого было проведено анкетирование, чтобы узнать, как много людей серьезно относится к занятиям физической культуры. В опросе приняло участие около шестидесяти человек.
Анкета:
1.Как вы считаете, какое влияние спорт оказывает на человека?
2.Какой, по вашему мнению, вид спорта должен быть в жизни человека на постоянной основе?
3.Известны ли вам какие-либо физические упражнения? 4.Делаете ли вы зарядку утром?
5.Как часто вы занимаетесь спортом?
В приведенной ниже диаграмме в разделе приложений (Приложения 1,2,3,4,5), вы можете увидеть количество опрошенных людей в процентах.
Исходя из показаний, становится понятно, 81,2% ребят понимают, что спорт влияет только положительно на здоровье человека. По мнению опрошенных, бег должен быть в жизни каждого человека на постоянной основе (87,5%). К сожалению, но лишь 37,5% делают зарядку утром, но при этом целых 43,8% занимаются спортом каждый день.
3.2. Выявление наиболее правильной утренней физической тренировки
19
Как известно, полезная привычка вырабатывается 21 день. Я уже говорила о том, что нужно пить больше воды, спать не менее восьми часов, заниматься спортом 3-4 раза в неделю и по возможности правильно питаться. В главные постулаты здорового образа жизни входит и утренняя зарядка.
Почему зарядка полезна именно по утрам? Думаю, что это самый важный вопрос.
С раннего детства нас приучали делать зарядку утром после пробуждения. Она состоит из базового, но эффективного комплекса упражнений на все группы мышц и обычно длится от 15 до 20 минут. При желании зарядку можно заменить на разминку перед пробежкой.Утренняя зарядка помогает проснуться и полноценно пробудить организм, повысить тонус и восполнить энергию на весь день. Упражнения благотворно влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы, активирует обмен веществ перед завтраком и стимулирует работу мозга. Зарядка помогает почувствовать прилив сил в организме благодаря активизации кровотока в организме. Также спорт способствует выделению гормона счастья серотонина, который улучшает настроение. Отсутствие физической активности, напротив, провоцирует слабость, апатию и излишнюю усталость. После звонка будильника человеку нужно время для пробуждения. Дело в том, что сон замедляет процессы в организме, а утром они постепенно приходят в норму. Зарядка помогает вернуться к обычному состоянию, активизируя кровоток.
Плюсы утренней зарядки: укрепление дыхательной системы; ускоряет метаболизм; увеличивает кровоток и лимфоток; улучшение работы сердца; стимуляция работы мозга; повышение упругости мышц; тренировка выносливости и силу воли; придает бодрость.
20
Как правильно делать утреннюю зарядку?
Продолжительность зарядки составляет от 15-20 минут. Обычно она состоит из 8-10 упражнений на основные мышечные группы. Утром не рекомендуется использовать тяжёлые гантели, чтобы не перенапрягать организм. Полноценную тренировку лучше проводить спустя 2-3 часа после пробуждения. Зарядка нужна для того, чтобы проснуться и размять тело, а не устать и перенагрузить сердечно-сосудистую систему. Начинаем с разминки, которая обычно длится 2-3 минуты. В неё входят потягивания, скручивания и лёгкие наклоны. Далее делаем основной комплекс продолжительностью от 7 до 15 минут. Он начинается с мышц шейного отдела, продолжается плечевым комплексом, руками и корпусом, а заканчивается всегда ногами.На первых порах рекомендуем более простые упражнения. При адаптации к нагрузке можно увеличивать количество подходов, сложность выполнения и интенсивность. После зарядки можно сделать растяжку или дыхательные упражнения длительностью в 2-3 минуты.После окончания утренней зарядки можете принять водные процедуры. Отлично подходит контрастный душ. Таким образом, расширенные из-за физической нагрузки сосуды сузятся, а лишние токсины выйдут c потом благодаря воде.
Как выработать привычку делать зарядку?
1. Привлеките членов семьи. Вместе заниматься спортом гораздо легче, чем в одиночку
2. Подберите комплекс упражнений, которые сможете выполнить
3. Включите энергичную музыку перед зарядкой. Так заниматься гораздо интереснее и веселее
21
4. Помните, что привычка формируется 21 день. Мотивируйте и поощряйте себя за выполнение зарядки чем-нибудь. Например, вкусным завтраком.
5. Составьте план пробуждений и занятий на неделю вперёд
6. Вечером ставьте будильник подальше от себя, чтобы нельзя было выключить. Так значительно проще просыпаться.
Утренняя зарядка – полезная привычка, которая помогает человеку пробудить свой организм, привести мышцы в тонус и нормализовать работу сердечно-сосудистой и нервной систем. После нескольких регулярных занятий вы ощутите бодрость и прилив сил, а настроение значительно улучшитcя. Зарядка займёт не больше 20 минут в распорядке дня, зато сколько пользы для здоровья – как физического, так и ментального.
22
Заключение
В заключение, спорт играет значительную роль в жизни людей, оказывая положительное влияние на их физическое и психологическое состояние, социальные взаимодействия и общественную культуру. Он способен объединять людей различных возрастов, культур и вероисповеданий, создавая площадку для саморазвития, самовыражения и достижения общих целей.
Спорт помогает формировать здоровый образ жизни, развивать дисциплину, выносливость, силу воли и трудолюбие. Он способствует укреплению здоровья, повышению самооценки, улучшению физической формы и эмоционального состояния. Кроме того, спорт способствует развитию лидерских качеств, командного духа, сотрудничества и уважения к соперникам.
Таким образом, спорт является неотъемлемой частью жизни людей и общества в целом, важным элементом социокультурной среды, способствующим формированию здорового образа жизни, развитию личности и укреплению духовных ценностей.
23
Список использованных источников
1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: учебник / В. А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. М.: Альфа-М, 2003. 417 с.
2. Болотов Б.В. Здоровье человека в нездоровом обществе. СПб.: Питер, 2013. 704 с.
3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
4. Гавронина Г.А. Физическая культура (теоретический курс): учеб. пособие / Г.А. Гавронина, К.В. Чедов, Т.И. Чедова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2017. 199 с.
5. Горовой В.А. Физическая рекреация студентов: метод. рекомендации. Мозырь: УО МГПУ имени И. П. Шамякина, 2011. 158 с.
6. Гришина Ю.И. Физическая культура студента: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 480 с.
7. Дорофеев С.Б. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения / С.Б. Дорофеев, А.И. Бабенко // Здравоохранение Российской Федерации. 2015, 368 с.
8. https://school-science.ru/7/23/39524 (Значение спорта в жизни человека)
9.