Найти тему
Мир фэнтези

Почему в фэнтези мало адекватных героев?

Оглавление

Рэлдар, один из героев в сеттинге автора канала. Прагматичный и эгоистичный. Изображение принадлежит каналу "Мир Фэнтези" и его автору.
Рэлдар, один из героев в сеттинге автора канала. Прагматичный и эгоистичный. Изображение принадлежит каналу "Мир Фэнтези" и его автору.

Канал "Мир Фэнтези" снова поднимает философский вопрос - почему герои, в фэнтези, собственно, идут как под копирку? Понятно, что с развитием жанра герои в фэнтези эволюционировали и приобрели ряд интересных черт, но их поведение по-прежнему жестко регламентировано. Давайте задумаемся, что же с ними не так?

Путь героя

Герой эпичный, каноничный и стильный. Изображение принадлежит каналу "Мир фэнтези" и его автору.
Герой эпичный, каноничный и стильный. Изображение принадлежит каналу "Мир фэнтези" и его автору.

Обычно в любом мало-мальски популярном фэнтези герой имеет определенные клише, как и его антагонист. Классические избранные всем приелись, но их жанр все еще популярен - это хороший способ обосновать пребывание в фэнтези-мире какого-нибудь попаданца - просто без него конкретный мир рухнет и только он обладает особенным даром, который поможет одолеть злодея.

Корнями это уходит в древние эпические саги, где главный герой нередко был сыном Богов или полукровкой, поэтому его избранность была очевидной и необходимой. Как со злодеями справляются обычные представители офисного планктона из 20-21 века, остается загадкой для любителей логики и рациональности. Фэнтези и логика вещи вообще редко совместимые, но психология у людей (и нелюдей) присутствует, поэтому есть мотивы, а значит, их поведение вполне может укладываться в определенные рамки.

Преданность долгу, служение справедливости, желание избавить мир от чудовищ вполне адекватно для паладина, но они всегда получались слишком рафинированными и какими-то странными даже по меркам фэнтези миров. Настоящий герой, конечно, тоже не против сражаться с порождениями зла, но он будет делать это куда более реалистично.

Мотив мести или жажда социальной справедливости (опять же, мщение!) - частый прием для появления героя, что впрочем и в реальной жизни тоже проявляется.

Тяжелые испытания на пути героя нередко нужны, чтобы мы прониклись эмпатией к этому персонажу и поддерживали его на протяжении всех его приключений, а наличие мудрого наставника - нередко волшебный рояль в кустах, чтобы гуру в нужный момент пришел\героически погиб от рук злодеев\передал ему невероятно сакральное знание или ценный артефакт, чтобы герой прошел свой путь до конца.

Ну и конечно противостояние героя и злодея, оно было, есть и будет. Злодеи, правда, нередко в последние десятилетия стали харизматичными, поэтому автор канала в последнем фильме "Пилы" больше переживал за Джона Крамера, чем за его жертв. Герои же наоборот, слегка ожесточаются, играют новыми красками, но все равно ведут себя совершенно не так, как должны (и обязательно действовали бы в условиях фэнтези совсем не так, как хотели бы читатели\зрители).

Как же должен себя вести настоящий герой?

Путь рационального героя

Просто красивый арт вышел, но автор так видит прагматичного героя. Изображение принадлежит каналу "Мир Фэнтези" и его автору.
Просто красивый арт вышел, но автор так видит прагматичного героя. Изображение принадлежит каналу "Мир Фэнтези" и его автору.

Путь рационального героя очень похож на путь хитрого попаданца в фэнтези, который хочет жить и идти по пути наименьшего сопротивления: в сложных ситуациях он будет убегать, потому что своя жизнь дороже, чем посмертная слава или интересы группы тех, кого он защищает.

Рациональный герой однозначно будет стремиться заработать как можно больше славы при как можно меньших рисках, поэтому убивать злодеев он будет подло, со спины, исподтишка, а отнюдь не в честном бою.

Хитрый герой будет стараться действовать в лучших традициях подковерных игор и интриг, сталкивая своих врагов лбами, провоцируя свое окружение помогать ему в его действиях и при этом по возможности избавляться от своих "союзников", если это ему выгодно и если он не понесет наказания.

По сути, прагматичный герой от злодея отличается только тем, что он весьма условно стоит на стороне "добра" и возможно, имеет определенные принципы, которыми не поступается ни при каких условиях, а также тем, что главный герой все-таки решает проблемы, которые создает злодей, включая нейтрализацию злодея, что и делает его героем.

В силу своего прагматизма герой всегда будет по возможности пользоваться всеми возможностями, которые у него есть - если можно безнаказанно кого-то ограбить на правах сильнейшего, он это обязательно сделает (см. момент о непонесении наказания).

Типичный прагматичный герой

Один из вариантов облика прагматичного героя. Изображение принадлежит каналу "Мир Фэнтези" и его автору.
Один из вариантов облика прагматичного героя. Изображение принадлежит каналу "Мир Фэнтези" и его автору.

Автор канала считает, что самый прагматичный герой по факту - это наемник (в меньшей степени) и политик (в большей степени). Ввиду того, что читать о приключениях фэнтези политика никто не будет, так как бюрократия и коррупция никогда не были захватывающими историями, то остановимся на наемнике, но сначала пара слов о политике.

Почему же на самом деле самый прагматичный герой будет стремиться к власти и превращению в феодала? Во-первых, власть. Во-вторых, сила карательного аппарата, которая позволяет чужими руками добывать себе славу и почет, в-третьих, ты максимально защищен и богат, в-четвертых, если у героя будет хотя бы капля совести, он просто будет использовать свои возможности и ресурсы как феодал, а не одинокий воин.

Теперь о наемниках, так как они действуют максимально выгодно для себя.

В фэнтези мире это, пожалуй, Геральт из Ривии. Ведьмак-наемник, который убивает чудовищ, руководствуясь исключительно личной выгодой и периодическим геройством, наслаждается выпивкой и женщинами и не лезет в дела, которые грозят ему смертью или тюрьмой (хотя по факту лезет, потому что все-таки Герой!).

В сеттинге автора канала наемник Рэлдар действует максимально реалистично - без зазрения совести думает убить своих компаньонов, как делал это неоднократно, отказывается спасать ребенка и соглашается только из-за неуемной жажды после ломки от местных наркотических средств. Он ведет себя местами подло, местами надменно, но это именно образ реального наемника, по сути списанный со средневековых ландскнехтов и частично с самого автора.

Как вы думаете, уважаемые читатели, достоин ли герой фэнтези быть таким прагматичным?