Найти тему
Мир фэнтези

Антагонисты в фэнтези - клише и навешивание ярлыков

Оглавление
Злодей-вампир стандартный. Изображение из открытых источников
Злодей-вампир стандартный. Изображение из открытых источников

Клише на клише

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Антагонисты в фэнтези - неразлучные спутники приключенцев, и не важно, монстр это, старый, костлявый маг, пафосный, жестокий и злой правитель или коварный интриган, подкупающий всех и вся - без них приключенцу делать нечего! От кого тогда спасать мир и в чем вообще смысл прихода очередного избранного? Канал "Мир Фэнтези" решил рассмотреть злодеев от мира фэнтези поближе, и разобраться, почему они именно такие и в чем их странности.

Вне зависимости от того, кто он - правитель, колдун, монстр или еще кто-либо, все злодеи здорово портят жизнь окружающим - если они правят, то жестоко и несправедливо, строят козни, подло и вероломно нападают на героя и так далее. И это уже странно! Нет, антагонисты, конечно, должны быть плохими, но почему все рассматривается так однобоко? Неужели добрые правители или герои фэнтези всегда делают добрые дела, а их оппоненты - только чистое зло? Обычно стереотипный попаданец\стереотипный герой фэнтези бросает вызов местному тирану\монстру\колдуну и после долгих приключений побеждает его. И на этом построено всё фэнтези, абсолютно.

Путь и логика злодея

Этот типичный Злодей огребал от Конана едва ли не каждую серию и был закономерно повержен (изображение из открытых источников)
Этот типичный Злодей огребал от Конана едва ли не каждую серию и был закономерно повержен (изображение из открытых источников)

До появления Героя типичный злодей не заморачивается и планомерно гнобит подданных\сеет смерть и разрушение\завоевывает мир. Как только на горизонте сеттинга появляется Герой, злодей либо продолжает как ни в чем не бывало делать свои темные дела, пока не столкнется с ним, либо тут же реагирует, но реагирует странно - прекрасно зная, что Герой пришел по его душу, он устраивает Герою подлянки\засылает подопечных, которые с ним не справляются. Пока антагонист осознает, что это уже не шуточки, Герой с ним расправляется. Монстры же просто продолжают поедать невинных крестьян, пока местечковый Геральт их не сразит, им простительно. Но почему же разумные антагонисты ведут себя так странно?

Где же логика? Логики нет.

Другой вариант - Злодей попросту не подозревает, что Герой фэнтези не абы кто, а Избранный, который стремительно задает всем жару и традиционно ломает мироздание, после чего Злодей вместо каких-то адекватных действий начинает совершать странные поступки - вместо решительных мер по уничтожению такой угрозы, он либо лично идет с ним сразиться и огребает, либо посылает к нему каких-нибудь орков\гоблинов с тем же результатом, либо до последнего игнорирует его, либо уж совсем клишированно в момент своего триумфа заводит пафосные речи, во время который герой спасается и побеждает.

Ну и в половине фэнтези Злодей Героя успешно пленит и держит где-нибудь в катакомбах, но не мучает\убивает сразу, а конечно же тянет до того момента, когда друзья Героя придут ему на помощь, а дальше по накатанной - свержение злодея и хэппи энд. Путь злодея в фэнтези (во многом из-за необходимости победы Добра) - неизбежное поражение.

ЗЛО, каноничное (изображение из открытых источников)
ЗЛО, каноничное (изображение из открытых источников)

Почему злодей в фэнтези - это именно априори злодей? Может это просто классический феодал (а они все в жизни были примерно одинаковыми), или правитель, или просто маг с манией величия. Если речь о монстре, то он может быть просто был голодным ) Немало злодеев были харизматичными ребятами.

Можно ли считать злодеем Александра Македонского, Юлия Цезаря или Ричарда Львиное Сердце? А ведь они пролили немало крови и неплохо так тиранили людей, думается, что любой Избранный был бы рад скрестить с ними мечи, чтобы восстановить справедливость.

Все зависит от установок и клише. Одно и то же событие может быть подано с разных точек зрения и соответственно, иметь негативную окраску.

Автор блога очень не хочет добавлять такой пример, особенно в фэнтези тематику, но все же - ярчайшим примером в жизни является тот большевизм в России. Он отлично иллюстрирует две стороны одной медали - здесь одновременно много хорошего и плохого, и в зависимости от точки зрения других людей это может быть как момент краха и катастрофы для страны, так и наилучшее время в ее истории.

Все потому, что не бывает в природе чистого, концентрированного зла или добра. И на взгляд автора канала, антагонисты в фэнтези слишком клишированы и стереотипны, что уже порядком приелось. Есть просто другая сторона со своими идеалами, отличными от идеалов героев фэнтези, только и всего.

В логике фон Неймана, в отличие от Аристотелевской, помимо стандартных "Да" и "Нет", был еще вариант "Может быть", допускающий, что в картине мира определенного человека это событие классифицируется, как плохое.

Мир реальности (и мир фэнтези) слишком многогранен, чтобы быть категоричным. Но увы, пока в фэнтези мы видим строгую полярность, и скорее всего, эта тенденция сохранится.