Анжелен Прельжокаж – известный французский танцор и хореограф современного танца. Родившийся 19 января 1957 года в Сюси-ан-Бри, Франция, он внес значительный вклад в мир танца. Один из наиболее выдающихся хореографов современности, чьи балеты поражают воображение и проникают в самые глубины человеческой души. Его работы прославлены во всем мире, завоевав признание как критиков, так и зрителей. В этой статье мы рассмотрим 10 его величайших балетов, которые продемонстрировали непревзойденный талант и влияние на мир балетного искусства.
"Лебединое Озеро"
Еще один балет, созданный на музыку Чайковского, который стал настоящим шедевром в исполнении Прельжокажа. Эта история о любви, предательстве и возможности искупления впечатляет своей красотой и эмоциональной глубиной.
Сохраняя энергию и структурную драматургию балета, Прельжокаж смотрит на мотивацию каждого персонажа, на то, что движет и влияет на него. Он выхватывает танцовщицу-лебедь и ее злого двойника из глубин озера, еще не выдавшего всех своих тайн. Это также способ для хореографа возобновить тягу к русской культуре и памяти о дорогом его сердцу танце.
"Белоснежка"
Великолепный романтический современный балет, основанный на версии сказки братьев Гримм.
Мне очень хотелось рассказать историю, предложить что-то волшебное и зачарованное. Без сомнения, это было сделано для того, чтобы не попасть в колею. А еще потому, что я, как и все, люблю истории. Я последовал версии братьев Гримм, лишь с некоторыми личными вариациями, основанными на моем собственном анализе символов сказки. Злая мачеха, несомненно, является центральным персонажем сказки. Именно ее я изучаю через ее нарциссическую решимость не отказываться от соблазнения и своей роли женщины, даже если для этого придется принести в жертву свою падчерицу. Понимание символов принадлежит не только детям, но и взрослым; это для всех, и именно поэтому я люблю сказки. Анжелен Прельжокаж
"Ромео и Джульетта"
В 1990 году Прельжокаж воссоздал эту знаменитую историю о любви и трагедии в балетной форме, привнося в нее свою неповторимую эмоциональную глубину и драматическое напряжение.
В невероятной Вероне, скорее фиктивной, чем футуристической, довольно ветхой, в которой проживает привилегированный правящий класс (семья Джульетты) и несчастное и эксплуатируемое население (мир Ромео), встреча двух влюбленных запрещена и объявлена вне закона; вездесущая, мускулистая милиция рукоположена со стороны семьи Джульетты для поддержания социального порядка – это не только шекспировский образ фатальности, это также влияние власти на одну из самых существенных свобод личности: свободу любить.
Даже если они временами подчиняются, Ромео и Джульетта каждый опровергают навязанный им образ жизни в своих соответствующих социальных классах, которые закрыты для всякого общения, как это диктуется милицией коллективного сознания, отсюда скандал этой любви. Оба хотят быть где-то еще, оба чувствуют необходимость бросить учебу; оба стремятся к тому, что есть у другого. Страстное потрясение позволит им двигаться вперед, осмелиться избежать уготованной им участи.
"Фреска"
Поэтическое путешествие мужчины, увлеченного женщиной, нарисованной на фреске в таверне. В конце концов он начинает заниматься живописью, чтобы завязать счастливый роман с этой женщиной, прежде чем на него начнут охоту воины.
Картина на стене, вдохновленная знаменитой одноименной китайской историей, рассказывает нам об этом путешествии в другое измерение, где картина становится местом трансцендентности, а физическое существо вступает в отношения с картиной.
Балет стремится исследовать таинственные отношения между изображением и реальностью, места, где танец создает связи, связывающие фиксированный образ и движение, мгновенность и длительность, живое и инертное. Эта метафора, проходящая через китайскую сказку, поднимает вопрос о репрезентации в нашей цивилизации.
"Весна священная"
Соответствующая острая интерпретация балета Прельжокажа верна первобытным импульсам, которые вызывает сильная партитура Стравинского. Как выразился Прельжокаж:
Музыка непрерывно несет с собой медленно нарастающую силу желания… импульс, который, когда все сказано и сделано, является биологическим». Он продолжает: «Весна священная напоминает нам, что пока мужчины и женщины продолжают свои духовные, культурные или интеллектуальные поиски, они неизбежно будут сталкиваться с этой слабостью.
"Благовещение"
Это история об Архангеле Гаврииле, который пришел сообщить Деве Марии Благую весть. В традиционной иконографии Мария часто изображается в огороженном или обнесенном стеной саду, что символизирует ее девственность. Таким образом, существует параллель между тем, что можно было бы назвать ее внутренним пространством и ее окружением.
Когда ангел врывается в этот личный мир, он во многих словах говорит, что работа ее тела вот-вот кардинально изменится. Это объясняет, почему, хотя в Библии Дева демонстрирует экранное принятие предстоящего события, многие художники предпочли сделать ее жертвой сомнений, беспокойства и даже бунта. Это постепенное возрождение к жизни подводит нас к сути процесса создания искусства; сообщение больше не является абстракцией, это реальность.
Разве то, что мы сегодня называем концептуальным искусством, не является чем-то завершенным, не является предвестником нового искусства, Благовещением искусства, которому еще предстоит родиться?
"Сицилия"
Событие, которое, как отмечает Прельжокаж, является одним из наиболее часто изображаемых за два тысячелетия изобразительного искусства, но очень редко, если вообще когда-либо, затрагивалось в хореографическом:
Вторжение ангела в интимную вселенную Марии приносит с собой переворот. Вот почему, несмотря на тексты, показывающие, как Мария спокойно принимает подчинение событиям, многие художники вместо этого приписывают ей иное отношение, видя в ней сомнения, беспокойство и даже бунт. Эта странная одновременность подчинения и бунта, это воспламенение пространства и времени заставляют нас понять, что в тот момент, когда провозглашается послание, начинается биологический процесс оплодотворения. И действительно, мы находимся в настоящем акте зачатия. Этот генезис последовательных шагов возвращает нас к самому механизму художественного творчества, в тот момент, когда послание из виртуального трансформируется в реальное.
"Сон Медеи"
Анжелен Прельжокаж интересуется мифами древности, а также современными событиями. "Сон Медеи" позволяет ему проникнуть в душу женщины, отыскать глубоко запрятанные желания и проникнуть в бессознательное Медеи за пределы мифа:
Возможно, существует, таящийся в каждом из нас, "комплекс Медеи" в этой склонности видеть любовница и мать как несовместимые; склонность думать, что мать вызовет "недостаток" у любовника и, следовательно, бессознательное желание уничтожить своих детей…
"Мифологии"
В "Мифологиях" Анжелен Прельжокаж исследует наши современные ритуалы, а также основополагающие мифы, которые формируют наше коллективное воображение. Как и импрессионисты до него, Прельжокаж использует наши идеалы и убеждения, чтобы раскрыть то, что лежит в пределах нашего существования, тем самым вызывая диалог между древней и современной мифологией.
"Сиддхарта"
Вдохновленный образом Сиддхарты, Анжелен Прельжокаж в 2010 году предложил балету Парижской оперы новое творение.
Хореограф вновь обращается к легенде о принце, ставшем "просветленным", или о Будде, создавая личную и свободную версию, исследуя путь героя к аскетизму и жертвенности в поисках истины. Помимо простой истории, Прельжокаж раскрывает муки и тайны этого долгого внутреннего пути к свету, полного препятствий и сомнений.
Эти 10 великолепных балетов Анжелена Прельжокажа оставляют незабываемые впечатления и дарят зрителям возможность погрузиться в мир красоты, эмоций и волшебства. Его творчество останется навсегда в истории балетного искусства как выдающийся вклад в развитие этого прекрасного жанра.
Узнай, где можно бесплатно смотреть полноценные спектакли в телеграм-канале ЖурналDance.