"Ввиду критического семейного положения и слабого здоровья моей жены, которая не имеет помощницы для перемены в домашних работах, хотя и есть дети, но по малолетству их не могут заменить её. В числе коих сын Петр, как совершеннолетний, способный к физическому труду и здравый рассудком, холост ещё. Но избрав в невесты ему с его же согласия, дозволения её родителей и её непринуждённости нашу односельчанку крестьянскую девицу Елизавету - совершеннолетнюю".
Так начинается прошение крестьянина села Бутырок. Абрам Капитонович в марте 1900 года сообщает епархиальному руководству (епископу Тульскому и Белёвскому Преосвященнейшему Питириму) о необходимости женить сына. Что же заставило крестьянина подробно писать епископу о своей жизни? Продолжаем читать его прошение.
"Но приходской наш священник, рассмотрев по метрическим книгам род, нашёл сомнительным допустить к вступлению в брак сыну моему Петру с вышеозначенной девицей Елизаветой без разрешения Вашего Преосвященства.
Я же, не находя более достойной девицы, не желаю избирать другой, и осмеливаюсь просить Ваше Преосвященство соблаговолить разрешить повенчать сына Петра с девицей Елизаветой.
К сему прошению крестьянин села Бутырок Авраамий Капитонов руку приложил".
Так-так, приходской священник не зря имеет в храме полный комплект метрических книг. В них он может найти возможные препятствия для вступления в брак. Например, близкое родство.
Давайте посмотрим, кем приходятся друг другу жених и невеста.
Петр родился в декабре 1878 года. Его отец Абрам Капитонович Кулаченков (проситель).
Елизавета родилась в сентябре 1880 года. Её отец Тимофей Васильевич Ионов.
Ране я уже занимался родословными поисками в этом приходе. Мне удалось обнаружить, что Ионовы - потомки Ионы Яковлевича Кулаченкова. Все Кулаченковы в селе родственники, а это значит, что у молодых действительно был общий предок. Обозначу его на схеме.
Однако общий предок четыре-пять поколений назад - это уже очень дальнее родство. И мне сложно представить, что священник по метрическим книгам дошёл в своих изысканиях до Якова Никифоровича Кулаченкова, который родился в 1741 году. Если бы так досконально проверяли каждую пару, то следовало бы учредить государственные премии и награды "Отличник генеалогии" и "Ударник генеалогического труда". Шучу, конечно же. Но ведь проверка должна быть и по всем женским линиям, а это серьёзный труд.
В процессе поиска выяснилось, что некоторые потомки Якова Кулаченкова породнились на одно поколение раньше. Тётя Петра вышла замуж за дядю Елизаветы.
Здесь мы видим, что отец невесты приходится жениху троюродным братом. Относительно близкое родство, но и оно не воспрещалось. Подобные примеры я уже приводил в публикациях о родственных браках. Так что же насторожило священника? И как епископу разобраться во всех этих сложных родословных переплетениях?
К подобным прошениям с просьбой разрешить брак обычно прикладывались схемы. В них учитывались не только родственные, но и свойственные связи. Именно близкие свойственные связи стали в данном случае основанием для подания прошения.
Священник Василий Казанский сообщает, что "кроме показанного родства, других препятствий к повенчанию вышеозначенных Петра и Елизаветы нет".
Епископ брак разрешает. "Брак в шестой степени двухродного свойства совершить разрешается, если при обыске не встретится других законных препятствий к сему браку".
В брачном обыске указывалось, что "препятствий к сему браку никакого никем не объявлено". А вот и сам документ с подписями молодых, поручителей и причта.
Прошение, схема и резолюция епископа прикладывались к брачному обыску. Пётр и Елизавета повенчались в апреле 1900 года.
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉