Не так давно вышел доклад «Независимого общественного мониторинга» о готовности избирательной системы России к президентским выборам. Авторы доклада пришли к выводу, что многолетний опыт страны в развитии практик общественного наблюдения и контроля за выборами привёл к формированию инновационных приёмов. Во многих субъектах федерации впервые будут применены новые цифровые технологии, внесены новшества в экспертные и общественные дискуссии.
О том, какова роль общественного контроля в деле повышения легитимности электоральных процессов рассказали члены «Экспертного клуба Челябинской области».
Перво-наперво нужно чётко определить, что выборы президента — это важнейшее событие электоральной истории страны. В этом контексте, позиция гражданина, именно его — это участие в выборах.
«В работе общественных наблюдателей отражается степень зрелости гражданского общества и сформированности его политической культуры», — подчёркивает профессор кафедры философии и профессор кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ЮУрГУ Екатерина Прилукова.
Вместе с тем, сложившаяся геополитическая обстановка диктует новые вызовы, к которым избирательная система должна быть готова. В этом смысле, уверен, Андрей Пасс, профессор кафедры политологии и международных отношений ЧелГУ, избирательная система РФ сможет выдержать возможный удар и попытки определённых лиц (или даже стран) сорвать или дискредитировать процесс волеизъявления граждан.
«Сорвать выборы, я уверен, невозможно, но будут определенные инциденты, позволяющие делать заявления о фальсификации, призывы не ходить людей на избирательные участки», — заявляет Пасс.
У нашей страны есть действенные механизмы по противодействию всех попыток вмешаться в выборы. Но принимаются и новые меры, которые, по мнению политолога Александра Мельникова, полностью адекватны сложившимся реалиям. По его словам, особо стоит отметить ту работу, которая проводится по легитимизации электронного дистанционного голосования, которое, как всякий новый электоральный инструмент, может вызывать определённое недоверие у граждан.
«В этом смысле важно, что уже разработана пошаговая инструкция более чем из 60 пунктов, позволяющая следить за ДЭГ, не имея узкоспециальных технических навыков», — отмечает Мельников.
В контексте общественного контроля стоит упомянуть о том, что все наблюдатели прошли обучение. За процессом выборов, регистрацией и определением правового статуса спорных ситуаций будет следить не абы-кто, а квалифицированные люди, имеющие богатый инструментарий для эффективной и оперативной реакции.
«Итак, общественный контроль за выборами — действенный инструмент обеспечения легитимности и легальности хода голосования и определения его результатов», — подытоживает Сергей Зырянов, доктор политических наук, член Общественной палаты Челябинской области.
Какие инструменты есть для обеспечения легитимности выборов
2 минуты
8 прочтений
6 марта