Российские женщины достойно пронесли на своих хрупких плечах XX век, сохранили в себе женственность и желание праздника. Одаренные поразительным талантом, эффектной внешностью, окруженные флером почитания, великие русские балерины, певицы, актрисы, поэтессы стали идеалом женщины ХХ века. Им поклонялись, их возводили на пьедестал, носили на руках, заваливали цветами.
Анна Ахматова
«Я всю жизнь делала с собой все, что было модно». Анна Ахматова в разговоре с Маргаритой Алигер
Утонченная и аристократичная, Ахматова стала символом Серебряного века русской поэзии. Анна Андреевна прожила долгую жизнь, но мы навсегда запомним ее молодой: нос с горбинкой, короткая челка, темное платье и накинутая на плечи «ложноклассическая» шаль. Перед Первой мировой войной Ахматова считалась иконой стиля в столице империи. Ее портреты писали знаменитые художники, а к мужчинам она снисходила с высоты своего неординарного роста. Остромодные платья Анны Ахматовой вызывали у девушек и дам не меньшее восхищение, чем ее стихи. Свой запоминающийся образ Ахматова формировала сознательно: выписывала из Парижа одежду и аксессуары, носила их величаво и порой пренебрегала комфортом — главное, чтобы было красиво. И в молодости, и в зрелом возрасте она носила темные, часто черные платья. Они стали одной из деталей ее изысканного образа.
Мария Ермолова
«У нее <Ермоловой> было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метании и порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым самые ее недостатки обращались в достоинства». К. С. Станиславский, режиссер, актер и педагог
Станиславский считал Марию Николаевну Ермолову «целой эпохой для русского театра», «символом женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности». Прославилась она исполнением классического репертуара. Исключительные артистические данные: трагический талант, мощь голоса, сила темперамента, — обнаружились в самых первых ее ролях. На сцене Малого театра она играла пятьдесят (!) лет, за что была удостоена первого в нашей стране звания народной артистки Респу-
блики в 1920 году.
За свою долгую жизнь Мария Николаевна примерила множество прекрасных платьев и сценических костюмов, которые подчеркивали ее идеальную фигуру с тонкой талией. Но в нашей памяти она навсегда останется одетой в черное бархатное платье со шлейфом от модельера Надежды Ламановой. Именно в нем запечатлел актрису художник Валентин Серов.
Анна Павлова
«Павлова странно, по-своему одевалась; она, собственно говоря, не носила платья, а поверх нижней юбки обматывала себя широким шарфом, который закреплялся булавками. Длинная бахрома шарфа свисала на плечи, заменяя рукава». М.Ф. Кшесинская. Воспоминания
Легкая, как перышко, хрупкая, грациозная, она вдохновенно летала по сцене, производя на зрителей невообразимое впечатление. Ее искусством восхищались люди в разных частях света: в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. Анна Павлова без преувеличения стала символом русского балета, самой знаменитой отечественной балериной. Свой коронный номер — хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), поставленную для нее балетмейстером Михаилом Фокиным, — она впервые исполнила в 1907 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Позже были «Русские сезоны» Дягилева (1909), а незадолго до Первой мировой войны Павлова уехала из России, создав собственную труппу. Она исполняла не только классические балетные партии, но и концертные номера, основанные на фольклорных танцевальных традициях разных стран. Ярким и запоминающимся стал образ балерины в кокошнике и русском национальном костюме. Анна Павлова была настолько популярна, что скорее диктовала моду, чем следовала ей. Так, она очень любила носить манильские шали с кистями — и ей вторили все европейские модницы. Павлова была лицом знаменитых торговых домов и позировала для обложек модных журналов. А духи Pavlova отлично продавались в парфюмерных магазинах.
Зинаида Серебрякова
Она стала одной из первых женщин в истории русской и мировой живописи. Ее стиль абсолютно узнаваем, а от каждой работы исходят тепло, любовь к людям и природе.
Все картины Серебряковой, даже написанные в годы Гражданской войны, пронизаны радостью и светом. Родившаяся в семье художников Лансере — Бенуа, она рисовала с самого детства, а прославилась уже в 26 лет, написав автопортрет «За туалетом». Эту работу, впервые показанную в 1910 году на выставке «Мир искусства», приобрела Третьяковская галерея. «Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить ее...» — писал о картине своей племянницы художник и историк искусства Александр Бенуа.
За свою долгую жизнь — в России и в эмиграции — Зинаида Серебрякова написала множество картин в различных техниках. Это пейзажи, натюрморты и, конечно, портреты, в том числе групповые. На всех автопортретах, которых известно более семидесяти (!), художница предстает в определенном образе, костюме или наряде. Она изображает себя то за утренним туалетом перед зеркалом, то в ночной сорочке и со свечой в руках, то с восточным шарфом на голове, то в костюме Пьеро, то в просторном синем платье в ожидании пер-
венца, то в свободной блузе за работой, то в нарядном черном платье с белым воротником. С каждого портрета на нас смотрят огромные глаза автора, живые и яркие, добрые и внимательные.
Из книги Ирины Кононовой "Женское платье. Модная история. Россия. Век ХХ"
#8марта, #женскийпраздник, #международныйженскийдень, #русскиеженщины, #русскиебалерины, #русскиехудожницы, #русскиеактрисы, #русскиепоэтессы, #поэтысеребряноговека