Приветствую вас, дорогие друзья!
Сегодня мы будем разбираться с заданием № 21 ЕГЭ по истории 2024.
Начнем с требований: "Задание 21 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения".
Особенности задания № 21 состоят в том, что:
- во-первых, в задании сопоставляются сходные события, явления, процессы из истории России и зарубежной истории. Нужно сформулировать по одному аргументу в подтверждение сформулированной в задании точки зрения для истории России и для истории зарубежных стран;
- во-вторых, аргументы должны быть в связке с фактами, подтверждающими точку зрения, указанную в задании. Так же по одному факту для истории России и истории зарубежных стран;
- в-третьих, система оценивания 21 задания построена таким образом, что даже если ученик не сможет сформулировать ни одного аргумента, но приведет 2 верных факта для подтверждения точки зрения, указанной в задании, то он может получить 1 балл.
Верно выполненное задание оценивается 3 баллами. Если приведен только один верный аргумент, или из двух приведенных аргументов только один является верным, то ученик получает 2 балла. Если верные аргументы не приведены, то эксперт будет анализировать приведенные исторические факты на возможность их использования в качестве аргументации. И, если 2 и более приведенных факта можно будет использовать в качестве аргументации приведенной в задании точки зрения, то эксперт должен будет выставить 1 балл.
Теперь посмотрим, как нужно выполнять задание 21 на конкретном примере с сайта ФИПИ: "Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в России в XVII в. и в Чехии в XV в. обсуждение религиозных вопросов провоцировало вооруженную борьбу: один аргумент для России и один для Чехии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты"*.
Ответ запишите в следующем виде:
Аргумент для России:____________________________________
Аргумент для Чехии:_____________________________________
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно читаем задание , вникаем в его смысл;
2. Вспоминаем исторические факты, которые относятся к религиозным вопросам в России XVII в., например: реформа патриарха Никона, Соловецкое восстание 1668-1676 гг., движение старообрядцев и т.д.;
3. Формулируем аргумент для России, например: в XVII в. в России началась церковная реформа патриарха Никона. Реформа проводилась при участии государства. Противники реформы выступали против ее проведения. В 1668-1676 гг. вспыхнуло Соловецкое восстание, в ходе которого монахи оказали вооруженное сопротивление царским войскам;
4. Вспоминаем исторические факты, которые относятся к религиозным вопросам в Чехии XV в., например: движение Яна Гуса за переустройство церкви, вооруженная борьба гуситов и т.д.;
5. Формулируем аргумент для Чехии, например: в XV в. в Чехии последователи Яна Гуса, призывавшего к переустройству церкви, - гуситы - начали вооруженную борьбу за упразднение привилегий и землевладения церкви, упрощения обрядов, ведение богослужения на чешском языке, а наиболее радикальные последователи Яна Гуса - за переустройство общества. Против гуситов были организованы крестовые походы;
6. Еще раз проверяем аргументы на соответствие условиям задания.
Если не получается сформулировать аргументы, но хочется получить хотя бы минимальный балл, можно привести только факты, например: "в XVII в. в России началось проведение церковной реформы патриарха Никона, в Чехии Ян Гус призывал к переустройству церкви" или "обсуждение религиозных вопросов в России XVII в. привело к Соловецкому восстанию; обсуждение религиозных вопросов в Чехии в XV в. привело крестовым походам против гуситов".В обоих случаях за приведенные факты выставляется 1 балл.
И еще один небольшой совет: чтобы было проще выполнять задание 21, в ходе подготовки к ЕГЭ можно составить хронологическую таблицу, где соотнести события истории России и истории зарубежных стран, например: церковная реформа Никона в России и Реформация в Европе.
Спасибо, что дочитали до конца!
Ждем ваши вопросы, комментарии, лайки и подписку!
С уважением, ЕГЭист!