Этот шедевр психоделики художник создал… за одну ночь.
Почему шедевр и почему психоделики, если речь идет об эпохе соцреализма?
Наверняка у вас было ощущение, как у Генки из книги Анатолия Рыбакова «Кортик»: мальчик жаловался, что, куда бы он ни встал, герой плаката «Ты записался добровольцем?» все время на него смотрит.
А лукавый Миша сумел воспользоваться случаем и уколоть друга: мол, он на тебя потому смотрит, что «ты отступник, дезертир». Причем Миша подразумевал, что Генка не хочет с ним переезжать в город. Очень уж хотелось мальчишке, чтобы друг рядом жил.
Если вы до сих пор не обращали внимания на взгляд красноармейца со знаменитого плаката – поэкспериментируйте. И вы поймете, что Генка был прав.
Ну, а если серьезно: как художник умудрился достичь эффекта, который сам он называл «глаза… устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его»?
Ведь ни компьютерных программ, ни других современных нам хитростей в то время не было.
А всё дело состояло в особой технике.
Причем использовать эту технику художники и скульпторы начали задолго до появления советского плаката. Так, подобный эффект наблюдался у общепризнанного шедевра Леонардо до Винчи – «Джоконда». Автором же такого изобретения считают Филиппо Брунеллески.
Секрет – в сочетании таких аспектов:
1) перспектива. Автор должен подчеркнуть иллюзию глубины, чтобы запечатленный на портрете / скульптуре казался зрителям объемным. Сам Брунеллески называл данное явление «линейная перспектива». Это изображение, при котором все линии сходятся на горизонте в одной удаленной точке;
2) направление взгляда. Персонаж картины должен смотреть не в сторону и уж, конечно, не назад, а строго в центр;
3) двухмерность. По сути, это плоскостное изображение, и его нельзя увидеть со стороны, как ни старайся, – оно всегда будет нацелено на тебя.
Комбинация этих моментов и рождает психоделико-оптическую иллюзию.
Психоделичности, таинственности и мистичности добавляет тот факт, что, если такой картиной станут любоваться несколько человек, то каждый из них будет уверен: глаза с портрета смотрят именно на него.
Словом, всё это сделало советский плакат с добровольцем не только психологическим, но и монументальным.
А вообще его создал художник Дмитрий Моор (урожденный Дмитрий Стахевич Орлов). Дело было в годину, когда в России вовсю гремела Гражданская война.
Но как он умудрился сотворить столь технически сложное произведение искусства всего за одну ночь? Допустим, просто нарисовать красноармейца можно было. Но чтобы достичь такого необычного эффекта, надо было, видимо, основательно потрудиться..?
Оказывается, сам прием не слишком сложен. Некоторые практики и теоретики от живописи уверены, что использовать его могут даже новички.
Впрочем, объясняя секрет плаката техникой, невольно ощущаешь себя грубым развенчивателем великих тайн. Как-никак, это искусство...
Примерно так же в советских книге и фильме «Зеленый фургон» юный Володя Патрикеев взялся объяснять, что, мол, для написания стихов существует специальная наука – стихосложение. А более зрелый Виктор Шестаков скептично хмыкал: «Наука? Ну-ну…» Очевидно, для него великая тайна душевных порывов никак не могла проистекать из позитивистских знаний и техники.
Возвращаясь к плакату Моора, добавим: если бы речь шла не о временах соцреализма, можно было бы сказать, что герой картины смотрит вам прямо в душу... ну, а в данном случае остановимся на том, что красноармеец смотрит в глаза каждого, призывая записываться в добровольцы в Красную армию.
Любопытно, что художник потом делился оценками очевидцев: «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами».
И ведь на самом деле: плакат имеет такую эмоциональную силу, что при его созерцании чувствуешь уколы совести и впадаешь в пучину стыда за свои грешки…
Даже современный модный дизайнер Артемий Лебедев, сравнивая искусство агитации у большевиков с таковым же у белогвардейцев, усмехался: «…все их плакаты блекнут на фоне красной агитации». По его мнению, плакаты с призывами (как бы сказали мы сегодня, мотиваторы) во многом повлияли на победу красных.
А вот появившийся в начале Великой Отечественной подобный плакат того же Моора «Ты чем помог фронту?» легендой не стал. Почему?
То ли потому, что любое продолжение всегда менее популярно, чем начало… то ли так «сложились» звезды. :) (Так было в случае с Казимиром Малевичем, чей «Черный квадрат» стал супер-знаковым, а его же многочисленные красные, белые и прочие квадраты знает лишь узкий круг специалистов.)
П. с. На близкие темы читайте Дзен-статьи «Какие картины получались, когда художники не видели того, чтО рисовали» и еще «3 курьезных примера, что делали с архитекторами после того, как они сотворили нетленку».
И отгадывайте интересные тесты «Вспомните известную картину по второстепенной детали», плюс «Назовите кино или мульт по картине в кадре» и еще «Вспомните фильмы и мульты по статуям в кадре».
#культура #Россия #искусство #философия #СССР #история СССР