Найти тему
Муки Зву

Старые записи. Юрий Лоза «Концерт Для Друзей» 1984 г. Кривое зазеркалье нашего городка в хулиганской лирике советского рок-барда. Диск № 54

Оглавление

Альбомы Лозы пришлись на самый расцвет подпольной аудиокультуры, когда молодежь слушала не то, что продавалось в магазинах «Мелодия», а распространялось на магнитофонных записях

В этом 2024 году исполняется ровно 40 лет популярному магнитоальбому Юрия Лозы «Концерт Для Друзей». Слушая сейчас эти хулиганские куплеты улыбаешься и вспоминаешь, какое впечатление производили они тогда в 80-х. Невольно задаешься мыслью, а что мы находили для себя лично в этих незамысловатых, но ехидно-циничных строчках. В некотором смысле перед нами представал портрет задника эпохи – хрущевки, подъезды, пиво-портвейн, пьяная ругань соседей, клацкающий звук неумелых рук на расстроенной гитаре. Переносные магнитофоны и обязательное «Дашь переписать!»

Секундус – так должен был назваться этот альбом, если сохранять логику самоназвания первой магнитозаписи Юрия Лозы («Примус»). «Листая старые записи» Диск № 54. Юрий Лоза «Концерт Для Друзей» 1984 г.
Секундус – так должен был назваться этот альбом, если сохранять логику самоназвания первой магнитозаписи Юрия Лозы («Примус»). «Листая старые записи» Диск № 54. Юрий Лоза «Концерт Для Друзей» 1984 г.

Самый-самый первый раз я услышал песенки Юрия Лозы, под названием группа «Примус» на магнитофоне одноклассника. Это был 8 класс – это были «Фирма-Фирма» и «Девочка Сегодня В Баре». Мне мама как раз пошила синие вельветовые штаны с металлической молнией, как у джинсов. Поэтому строчки «как сидит фирмы вельвет» легли на душу, как влитые. Я сразу запомнил эту необычную фамилию и название группы, ни разу не звучавшие по телевизору.

Второй подход случился уже в 9 классе -- нас постоянно гоняли на какие-то хозработы в школе перед празднованием чего-то официального. Мы с моим одноклассником Женькой счастливо заныкались от трудовика по прозвищу Мюллер, следившего за нашим рвением к работе.

И с переносного магнитофона «Весна» стали слушать «Веселье Новогоднее». Потом «Папа Купил Жигули». Мы не могли удержаться от хохота, пришлось сдерживаться, чтобы нас не рассекретили в нашем укромном местоположении. В таком состоянии у нас было ощущение полной эйфории и свободы.

У нас даже родилась гениальная мысль, что неплохо бы пустить эти песенки по школьному радиоузлу. Но вспоминая, что тот постоянно находился в состоянии перманентного ремонта и стоял постоянно закрытый на подвесной замок, отказались от этого.

Да и знаний по радиотехнике тогда нам не хватало, что даже если бы удалось попасть туда, то сделать все по уму не получилось бы. Сейчас думаю, да и слава богу! Не известно к чему бы могла привести такая шальная выходка, приписали бы антисоветский характер и исключили из комсомола. Да из школы могли попереть.

Потом уже на первом курсе института я послушал все записи Юрия Лозы на одной кассете, где на первой стороне был «Концерт Для Друзей», а на второй «Тоска». Это был уже 1985 год, нас отправили на картошку, поэтому все песни про «Деревню Клюевку» и «У Моей Зазнобы» распевались нами перед колхозниками с наглыми городскими рожами и пижонским выниманием из карманов «Мальборо». Через неделю курево закончилось, и некоторые даже начали крутить самокрутки из смеси махорки и листьев.

Сейчас весело все это вспоминать, потом мы ушли в армию – через два года вернулись, песни Лозы для нас звучали уже привычно и знакомо, даже где-то избито. И тут неожиданно, прям таки «оперативно» в 1988 г. фирма «Мелодия» издает пластинку «Что Сказано, То Сказано», где были перезаписаны песни Юрия Лозы разных лет. Она, конечно, сильно опоздала, но для широкого круга советских слушателей, желавших переслушать песни своей молодости, даже она оказалось желанным подарком.

Диски из моей коллекции
Диски из моей коллекции

Ну а я предлагаю сейчас вспомнить тот самый магнитофонный альбом «Концерт Для Друзей». В активную пору смены аудиоформатов, когда все дружно отказывались от винила в пользу СиДи, я ажиотажно скупал все диски с любимыми исполнителями – «Бони М», «Шокинг Блю», «АББА» и др. Тогда издавалось много отличных серий компакт-дисков, подобранных по дискографиям и темам. В пиратской серии «Dynamit» я купил три диска Юрия Лозы с шестью альбомами, благодаря которым и переслушивал иногда его записи. Все два винила также сохранились в моей коллекции.

Магнитофонный альбом Юрия Лозы «Концерт Для Друзей» 1984 г.

01. «Иду В Компанию» -- 03:21.

Легкая насвистываемая мелодия с иронической ухмылкой автора, которого позвали «попеть» с гитарой. Сразу вспоминается знаменитая песня Владимира Высоцкого «Там у соседа пир горой и гость солидный налитой…»

Только если у Владимира Семеновича серьезный философский сплин перемешан с меткими бытовыми зарисовками, то у Юрия Эдуардовича просто усмешка и постоянное упоминание шпрот и десерта, как чего-то знакового, чтобы слушатель смог легко понять, что главное блюдо – это он, певец с гитарой. Слушать в самом начале.

Строителям светлого коммунистического будущего посвящается...

02. «Исполнительный Лист» -- 03:34.

Одна моя из самых любимых песен у Юрия Лозы. Ее еще называют «Песней Алиментщика», для поколений 90-2000-х надо пояснить, что это значит. Следуя строго тексту песни, где про «убегая от супружеских объятий», название это -- исполнительный лист на истребование выплаты алиментов (25-50% от размера официальной зарплаты) на содержание детей, от которых уклоняется герой песни после развода.

-3

Поиском таких мужчин тогда занимались не приставы, а сотрудники МВД. Как там говорил Шарапов в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Понимаете, уж больно он похож на одного злостного алиментщика. Бросил двоих ребят, а сам порхает!»

Очень емкие, великолепные строчки про тоску и желание к перемене мест на фоне хлестких зарисовок про плутоватую цыганку, облезлый чемодан, объятия старшины. Если для поколения шестидесятников неким гимном про это служила песня Юрия Кукина «А я еду за туманом и за запахом тайги», то Лоза некоторым образом девальвировал мужское желание остаться одному, сделал его приземленным – на уровне «замусоленной трешки в кармане». Кстати, это было первое упоминание (да пожалуй, и единственное) стройки века БАМ в советском неформатном творчестве.

Автомобиль -- это не роскошь, а предмет зависти

03. «Гараж» -- 04:02.

Вполне можно сказать, что этой замечательной песенкой про злоключения папы с «Жигулями», Юрий Лоза сделал свой ответ на популярную песню Аллы Пугачевой «Папа Купил Автомобиль». Если у Пугачевой – это пасторально-мажорный попс, то у Лозы – горькие ернические куплеты в стиле кантри.

В песне Пугачевой безнадежный автохлам реанимируется к жизни, а у Лозы – новая «Лада» убивается в ноль. Юрий Эдуардович, как композитор, демонстрирует прекрасное владение жанровым разнообразием в сочетании с убойным точным словом.

При этом автор не побоялся живописать завистливые низменные нравы в духе русско-украинского присловья «Пусть моя корова сдохнет, лишь бы твоя не телилась». Главное, чтобы все жили одинаково, никто не выделялся «Радуются соседи, те, кто пока не едет». В этом сатирическом послании Лоза замечает глубинную не готовность русского менталитета к священному для западной цивилизации понятию частной собственности.

Пасторальные куплеты деревенского охальника

04. «Над Деревней Клюевкой» -- 03:26.

Это настоящий шедевр иронической лирики, этакого колхозного стеба в духе знаменитых строк Ильфа и Петрова: «Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился».

Я думаю, что Юрий Лоза вдохновлялся знаменитой дворовой песней «Гоп-Стоп, Дубай!», добавил немного есенинской грусти и своего фирменного ехидства.

Текст песни изобилует нарочитыми литературными штампами про «всхлипнула гармонь», «все хлеба поубраны» и «по полям нескошенным», такими красивостями, характерными для авторов-деревенщиков. Но как всегда, в конце песни Лоза резко окунает своего слушателя в неприглядную картинку грубой действительности, добавляя похабные слова сурового быта.

Проблемы близких контактов третьей степени опьянения

05. «Визит» -- 03:32.

Когда я услышал эту песенку, то сразу вспомнил песню Владимира Высоцкого «Пришельцы», которую знал до этого. И вообще все песни Высоцкого, посвященные контактам и инопланетянам (еще «В Далеком Созвездии Тау-Кита», «Марш Космических Негодяев»).

Понятно, что Владимир Семенович писал в духе 60-х – надежды, веры в торжество разума, но при этом сохранял шутейный настрой с лаконичной моралью рассказов Брэдбери и Азимова. А что если они прилетали, а у нас еще первобытные времена? Или победивший феминизм погубил цивилизацию? А петля времени может кардинально изменить ход истории?

Юрий Лоза пошел самым простым путем – столкнул на Земле пьяных деревенских шоферов с пришельцами. Вот так примитивно – а что могло пойти не так? В американском хоррор-кино этот прием уже многократно опробован, когда городских изнеженных особ встречает на природе (пикнике, в хижине, палатке) жуткая кровавая культура реднеков. Их расчленяют, убивают, едят, превращают в пленников – а они все едут и едут в глубинку.

В советской действительности всегда присутствовала конфронтация городских и деревенских. Помните, «Братву и кольцо» в переводе Гоблина: «Бей городских!» -- орут «урки Сарумяна» и наваливаются всем скопом на «наших». Здесь роль городских примерили на себя инопланетные пришельцы.

Очередная бытовая зарисовка, продолжающая сатирический обзор Лозы некрасивостей нашего городка. Словно, автор поставил своей целью создать свой лирический паноптикум маргиналов брежневской эпохи в облегченном стиле босховского триптиха. Все-таки, инопланетянам лучше встречаться на Земле с детьми, если Спилберг не врет.

06. «Памяти Высоцкого» -- 02:21.

Скорбный панегирик на смерть Владимира Семеновича Высоцкого, сумбурная стилизация на знаменитую «Мою Цыганскую». Чтобы понять, что значил Высоцкий в те годы для советских людей, надо вспомнить, как это было.

У моей мамы дома была спрятана папка со всякими самиздатными вещами, напечатанными на машинке – Письмо Раскольникова Сталину, эпиграммы Гафта, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, стихи Галича, еще что-то и стихи советских поэтов на смерть Высоцкого. Там отметились Евтушенко, Окуджава, Визбор, Гафт, Вознесенский, Влади, Городницкий, Аксенов и др. Я еще думал, почему все так хорошо о нем отзываются, а нигде про Высоцкого по ТВ и радио не говорят.

Не виноватая она! Он сам пришел!

07. «Песенка Проститутки» -- 03:34.

В моей студенческой юности была у меня одна подруга, с которой мы хорошо дружили. Она когда меня встречала, то любила напевать «Ты подойдешь большой и теплый – обнимешь ласково меня!» Мне нравилась и до сих пор нравится это песня. Начальный проигрыш чем-то неуловимо напоминает основную музыкальную тему из «Джентльменов удачи», где пасторально-мажорное начало сменяется блатным мотивом.

Я совершенно не придавал значения ее названию, потому что из основного текста явно не следовало, что речь идет о продажной любви. И только последние строчки «ты мне десятку на комоде оставил, как заведено» говорили о непростой судьбе героини песни.

Песня явно перекликается с «Исполнительным Листом», где непутевый муж скитается в поисках лучшей судьбы и длинного рубля. А здесь неверная жена промышляет легким заработком, пока ее муж «ищет нефтяные лужи и кормит злющих комаров». В конце песни ее становится жалко, ведь она, слабый человек, просто потерялась среди жестокостей этого мира. Кстати, это пожалуй, первая авторская песня позднего советского периода, посвященная жрице любви. Ну если песню Высоцкого «Наводчица» не считать.

Детям до 16. Советский Новый год -- суровый и беспощадный.

08. «Новый Год» -- 03:31.

Ну вот он, главный хит, который безоговорочно нравился всем, кто слушал Лозу тогда в 80-х. Этот маленький шедевр может нравиться или нет, но отказать ему в юмористической точности бытовых зарисовок нельзя. Блестящая поэтическая работа, которая балансирует на грани между пошлостью и бардовской иронией. Многие фразы вошли в народный обиходный лексикон – «каждый пил не то, что приносил», «долго унитаз пугал», «Как скорая приехала и врач добавил смеха нам» и т.д.

Сейчас многие, кто слушал тогда Лозу, говорят, что это плохой вкус и уровень студенческого капустника. Но это весело и смешно, представляете – села в таз с пельменями к всеобщему смущению! Это так похоже на новогоднюю советскую пьянку, где все так плохо, что даже хорошо!

Немного личного авторского...

09. «Гнусная Песня» -- 03:32.

Настроенческая песня, тяжелая для восприятия, но очень современная – это ведь про нынешних интернет-троллей, хейтеров, что дружным скопом наваливаются на одного человека. Кто-то может увидеть в этом абстинентный синдром у запойного алкаша или конченного нарика. Мне увиделось в этом – смакование грязи, отчаянный крик умирающей плоти, как у Бодлера в его некрофильском стихотворении «Падаль» (воспетого в композиции «Энергия» дебютной пластинки «Алисы»). Слушать на 23:32 мин.

«Гнусная Песня» вообще погружает нас в некий сюрреалистический мир полного духовного разложения, где хоть матерись, хоть волком вой на Луну, хоть ногти на ногах грызи, легче уже не станет. Подобное непомерное нагнетание чернухи, при котором теряется грань между трагическим и комическим, характерное скорее для абсурдных текстов нелюбимого Юрием БГ, было применено в первый и последний раз -- и, наверное, потому и запомнилось надолго». (О.Гальченко).

10. «Так Я Устроен» -- 05:01.

В некотором смысле, этой песней Юрий Эдуардович подвел итог в свои тогда 30 лет – «Ничего мне не надо, раз со мною гитара и ты». Скромно заявив: «Думаешь, хочу прославиться? Нет, малышка, те не права». Может тогда он и не думал, что в свои нынешние 70 лет, он станет записным интернет-душнилой, ругая на весь белый свет «Роллинг Стоунз», «Битлз», Галкина, Навального, Гребенщикова, Макаревича, Анджелину Джоли и прочих иноагентов. Слушать на 27:10 мин.

Если его политические убеждения мне симпатичны и близки, то теория плоской земли, адептом которой он является, вызывает улыбку и причудой ворчливого старичка. Должны ведь быть свои тараканы, главное чтобы, они не разбегались во все стороны, как у Байдена, пугая весь белый свет.

Куй -- не куй, все равно получишь... не то

11. «У Моей Зазнобы» -- 03:03.

Забавная фольклорная стилизация в привычном ерническом стиле Лозы. Так душевно спеть про адюльтер, что хочется со смехом повторять: «А Илья кует, аж душа поет! Работящий мужик Илья!»

«Ариэль» взял песню в свою программу

Юрий Лоза на «Квартирнике у Маргулиса»

Три Топора

Опять Юрий Эдуардович

Вот таким получилось мое воспоминание об этой памятной записи Юрия Лозы из нашего общего прошлого. И в конце по традиции шутка.

Человек сам кузнец своего счастья! Хочешь счастья? Иди накуй!

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Музыка 80-х»:

Старые винилы. Диск № 53: «Зодиак» «Disco Alliance» 1980 г. Милое провинциальное диско с прибалтийской окраины Советского Союза.

Старые винилы: «Scotch» «Evolution» 1985 г. Вспомним, как самый убойный диско-кашель стал венцом эволюции Italo Disco, музыки для ног

Старые винилы. Диск 30: «Falco 3» 1985 г. Взрыв из прошлого: главная дискобомба на немецком языке, взорвавшая танцпол планеты