Найти тему
Муки Зву

Старые винилы. Диск № 53: «Зодиак» «Disco Alliance» 1980 г. Милое провинциальное диско с прибалтийской окраины Советского Союза.

Оглавление

Меркнут знаки Зодиака на просторами полей… чем все-таки милы и близки мотивы советской инструментальной рок-группы «Зодиак», сумевшей занять свое достойное место рядом с именитыми французами.

В самом названии композиции «Провинциальное Диско» латвийской рок-группы «Зодиак» уже кроется нехитрый посыл к слушателю. Дескать, не судите строго, мы здесь на краю мировой цивилизации лабаем, как умеем, свой диско-продукт с оглядкой на мэтров инструментальной музыки. На самом деле, самобытная и оригинальная диско-музыка «Зодиака» стала одной из важнейших вех развития советской поп-культуры.

Листая старые винилы. Диск № 53: «Зодиак» «Disco Alliance» 1980 г. LP «Мелодия». В коллаже использована иллюстрация японского мастера пинапа и киберпанка Хадзимэ Сораяма «Женщина-робот».
Листая старые винилы. Диск № 53: «Зодиак» «Disco Alliance» 1980 г. LP «Мелодия». В коллаже использована иллюстрация японского мастера пинапа и киберпанка Хадзимэ Сораяма «Женщина-робот».

Я не знаю, когда это началось – сравнение музыки «Зодиака» с французским «Space» в уничижительном ключе. Дескать, проклятый совок не нашел ничего лучше, как сделать свой лапотный ответ, мол сами с усами! Электроника для бедных. И всю космическую диско-музыку сперли у «невообразимо прекрасного» и восхитительного Дидье Маруани. Ох уж этот обидчивый звездный мальчик, все ему плагиат мерещится – вон, на Филю зуб точит.

Музыкальные снобы обвиняли прибалтов в подражании французам и немцам – «Space», «Tangerine Dream», «Jean-Michel Jarre»

В развитии человеческого общества, культуры, социальных отношений всегда получалось так, что некие передовые мысли не приходят в голову только одному гениальному человеку. Обычно это проявляется у разных людей, пусть и в разной степени.

Это равно относится и к музыке – появление новых технологических категорий вносит свою палитру, которой каждый волен распоряжаться по своему усмотрению.

Кто-то и на новейшем синтезаторе будет всегда «Собачий Вальс» или «Седую Ночь» выстукивать одним пальцем, а другой сыграет космическую оперу. Все зависит от наличия специализированного образования, степени «наслушанности» и бурной фантазии композитора. И стечения обстоятельств!

Янис Лусенс тогда и сейчас за своим главным инструментом
Янис Лусенс тогда и сейчас за своим главным инструментом

В нашем случае с «Зодиаком» все сложилось именно таким образом, что студент Латвийской государственной консерватории Янис Лусенс & сотоварищи, обладая шикарным для Советского Союза «аппаратным» (использовался совершенно неслабый набор синтезаторов: ARP «Omni», ARP «Odyssey» и новейшая на тот момент «Yamaha» SK50D) ресурсом консерватории и студийными возможностями фирмы «Мелодия» (Рижская студия), записывает дебютную пластинку «Диско Альянс» в 1980 г.

Дело случая плюс талантливые музыканты – состоялся «Зодиак»

Дело в том, что консерватория закупила синтезаторы и электронное фортепиано для нужд образовательного процесса. В Советском Союзе дефицитом было ВСЁ, и музыкальные инструменты тоже. Помните, как в «Стилягах» герой фильма покупает из под полы саксофон у спившегося музыканта.

Синтезаторы закупались исключительно для нужд эстрадных оркестров, киноиндустрии и... музыкальных училищ. Заполучить вожделенную электронику мог только человек, близкий к госструктурам, в итоге драгоценные клавиши чаще всего попадали в руки откровенных бездарей. «Зодиак» в этом смысле, наверное, единичный пример удачного приложения сил.

Ребята неплохо оделись для сцены. Янис Лусенс крайний слева.
Ребята неплохо оделись для сцены. Янис Лусенс крайний слева.

Студент-пианист композиторского отделения Янис Лусенс смог вовлечь в свой проект выдающегося звукорежиссера Александра Гриву, отдавшего немало сил записи классических пластинок, а также однокашников из соседних факультетов и музыкантов местной джаз-роковой группы «Arca». Лусенс объединил всех своей идеей играть современную электронную музыку, в его багаже уже лежали наброски запоминающихся композиций.

Гениальная простота мелодий была помножена на грамотные аранжировки – Грива явно слушал много продвинутой электроники – от Жарра и «Space» до «Kraftwerk», «Tangering Dream» и Y.M.O. И произошло чудо.

-4

В комфортных студийных условиях был записан музыкальный материал, определивший во многом развитие инструментальной поп-музыки Советского Союза начала 80-х. Непонятно, как все это получилось на официальном уровне – утверждения, худсоветы, литовка. Возможно, сыграла свою роль проходившая «Олимпиада-80», на фоне которой определенные культурные послабления тогда случались. Да и отношение к прибалтийской культуре было нестрогое, как к элементу «выставки» перед «гниющим» Западом передовой советской мысли.

Инструментальная поп-музыка всегда была хороша своей аполитичностью по факту своего существования. Про советский строй никто ничего плохого не споет – вокалистов нет, полуголые девицы на сцене не скачут, уже хорошо. Стоят парни в приличных костюмчиках возле своих инструментов и на клавишах тренькают свои «тили-тили, трали-вали». Всем хорошо и приятно, и мотивчик модный, в тренде!

Все смешалось в общем танце, и летят во все концы…

Для советской популярной музыки это был настоящий прорыв – современные модные ритмы заполонили медийное пространство. Это был, как глоток свежего воздуха: радиостанции крутили постоянно мелодии «Зодиака» для заполнения пауз, по телевидению использовали как заставки, пластинки в магазинах уходили на ура.

Мелодии хорошо узнаваемы и просты в своей идентичности – попробуйте назвать что-нибудь подобное из современной электронной музыки последних 20 лет. А здесь ведь, электронная музыка плотно и органично увязана с живыми инструментами, гитарой и ритм-секцией. Название «рок-группа» на обложке (весьма революционное для тех советских лет) оправдано естественным звучанием – натуральным и рОковым.

Тираж, подытоженный официально составил невероятную цифру в 2 миллиона экз., хотя по утверждению самого Яниса Лусенса, фактический тираж за все годы составил около 20 миллионов. Учитывая практику национальных заводов «Мелодии» в СССР (особенно ташкентского) с ее неучтенными тиражами, это близко к истине.

Нынешнее рабочее место создателя группы «Зодиак»
Нынешнее рабочее место создателя группы «Зодиак»

В первый раз я познакомился с музыкой «Зодиака» в 1982 году, когда ездил в Ригу. Этому посвящена моя статья «Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики».

Саму пластинку я получил в личное пользование гораздо позже «Музыки Во Вселенной» (ее я купил в 1982 г.) в конце 80-х. Но, как выяснилось, все композиции с нее мне уже были знакомы. Тогда они звучали везде, казалось, что все звуковое пространство нашего детства были наполнены ими. Мелодии кажутся не такими изысканными и суперхитовыми, но тем более близкими и приятными. В своей обаятельной простоте они не уступают по своей притягательности знаменитым французам, но при этом еще и щекочут наши звуковые рецепторы ностальгическими мотивами.

Спит животное Собака, дремлет рыба Камбала… Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит. Муха?

Сейчас, когда переслушиваешь пластинку, все время ловишь себя на мысли – ведь мне это все давно знакомо и любимо. Это как смотреть комедии Гайдая и Рязанова – постоянно идут по разным каналам, но постоянно отвлекаешься и смотришь кусочек и радуешься этому. Видимо, успех этой, уже 44 года, как ретро, диско-музыки «Зодиака» в таланте ее создателей и нашем всеобщем обожании хорошего советского прошлого.

Когда я впервые увидел обложку пластинки, то не сразу врубился в ее художественный посыл. Ну бегут какие-то старинные роботы на выход из звездолета, как в кинофантастике 50-60-х. В центре странная девушка в обтягивающем костюме. И только потом я прочитал, что это все знаки Зодиака, обыгранные художником. Я смог насчитать 9 из них: Близнецы, Дева, Овен, Лев, Телец, Водолей, Рак, Рыба и Муха. Муха?! WTF! Какая такая Муха?! А это оказывается, Скорпион! Привидится же такое…

Канонические знаки Зодиака
Канонические знаки Зодиака

После пластинки «Музыка Во Вселенной» было первое впечатление, что слишком простенькая музыка, без космического блеска. Но со временем я распробовал и втянулся в эту завораживающую музыку. Давайте вместе с вами окунемся в ностальгические ритмы, уносящие нас в прошлое.

Сторона 1.

1. «Зодиак» (Янис Лусенс) – 5:12.

Заглавная композиция «Zodiac», открывающая альбом, сразу бросает своего слушателя по волнам памяти, настолько она хорошо известна всем. Четкая мелодическая линия, полифоническое обилие инструментов, уносящее в космические дали звучание. Она настолько хороша и превосходно звучит даже сейчас, что не требует чьего либо экспертного подтверждения.

Композиции «Zodiac» и «Rock On The Ice» использовались в фильмах «Самая обаятельная и привлекательная», «Карнавал», «Пасека», «Линия жизни» и «Всё наоборот».

Российская электронная группа ППК в 2002 году записала ремикс на композицию «Зодиак» под названием «Reload» («Перезагрузка»), получив 39-ю позицию в британском UK Singles Chart. В 2020 году группа выпустила новую версию ремикса, названную «Zodiac 2020 Reload».

«Дискотека 80-х», «АвтоРадио», 2012 г.

2. «Пасифик» (Янис Лусенс) – 3:52.

Вступление с электронным битом шикарной композиции «Pacific» сразу вызывает ассоциации с тяжелой поступью фантастических роботов с обложки. Настоящая рок-композиция с джазовыми элементами часто использовалась, как саундтрек к различным научно-популярным передачам и документальным фильмам советской эпохи.

«Под монотонный стук большого барабана бас-гитара начинает выдавать неожиданно тяжёлый, упругий фанковый ритм, на который Лусенс, отставая на полтакта, нанизывает цепочку странных, пульсирующих звуков, берёт отрывистые, экспрессивные аккорды… Если это и вправду Тихий океан, то на нём вот-вот начнётся шторм: почти воочию видишь катящиеся на тебя водяные валы. Потрясающая вещь, совершенно непохожая на зарубежные аналоги!» (из одной рецензии).

Композиция «Pacific» была использована: в фильме «Чучело», в киножурнале «Ералаш» № 43 (сюжет под названием «Прививка»), в заставке советской телевизионной программе «Камера смотрит в мир».

Едем, едем на дискотеку со своей фонотекой

3. «Провинциальное Диско» (Янис Лусенс) – 4:18.

Ударная композиция альбома «Provincial Disco», пожалуй, главный трек пластинки. Зажигательная диско-мелодия стала главным жупелом «похожести» на музыку космических французов у отечественных снобов-меломанов. «Зодиак» не копировал мелодические приемы, он создавал свои в рамках заданного жанра синти-поп музыки.

Яркая, динамичная мелодия построена на пульсации синти-ритмов, пианист легко и виртуозно играет с ней в верхних и нижних октавах. Все таки мастерство и образование не купишь в магазине! Ну, а для закоснелых ретроградов, верных Маруани, пусть останется название пьесы, подкупающее своей иронией.

Сторона 2.

Игра в мяч на клавишах

4. «Поло» (Янис Лусенс) – 3:17.

Отличное космическое диско, в лучших традициях жанра, с виртуозными клавишными партиями. Если название композиции связано с командной игрой на лошадях и с клюшками (этакий хоккей на лошадях с мячиком на траве), то определенная схожесть наблюдается. Она переполнена прыгучими «звуковыми мячиками», отталкивающимися от «стен» основной мелодии (возможно, Янис Лусенс черпал вдохновение в композиции «Pop-Corn», имевшей огромный успех в 70-е).

Мираж, он ожил вдали...

5. «Мираж» (Янис Лусенс) – 4:02.

Ещё один шедевр, с большим влиянием академической музыки, похожий на звуковую дорожку из какого-нибудь классического европейского фильма 1970-х с Аленом Делоном или Жаном Бельмондо. «Mirage», сообразно с названием, представляет собой воздушное звуковое полотно, до предела насыщенное полифонией; звучание синтезатора здесь поразительно напоминает человеческий голос.

В ней, впервые на альбоме появляется гитара. Вообще, гитар тут очень мало: эта композиция, следующая – и всё (в сущности, тактика была правильная: группа с двумя активными клавишными не должна размениваться на гитарные аккорды). Айнарс Ашманис фигурирует в списке музыкантов как бас-гитарист, однако на протяжении практически всего альбома, за исключением треков «Mirage» и «Polo», звучит «синтетический» бас.

Игра в рок на льду

6. «Рок На Льду» (Янис Лусенс) – 2:42.

«Rock On The Ice» – бодрый рок'н’ролл из гротескных, «скользящих» звуков-мутантов, действительно сразу вызывает в памяти танцы на льду.

Восхитительный и задорный синти-рок, очень похожий на знаменитую битловскую песню «Get Back» в ускоренном ритме, возможно, это она и есть. Под нее даже наши фигуристы на олимпиадах выступали.

7. «Альянс» (Янис Лусенс) – 3:41.

Замыкает финал пластинки пьеса «Alliance», композиционно очень сильная, с пышным и грандиозным саундом, по-хорошему помпезная и величественная, наполненная прекрасными звуками и позитивными вибрациями. Но ничего выдающегося в ней нет – просто coda альбома, суммирующая основной саунд альбома. Разве что женский голосок, старательно выводящий: «аа-ли-янс, аа-ли-янс» (возможно, единственный вклад в альбом Зане Гривы, дочери звукорежиссера и второй клавишницы группы), отличает её от прочих.

Группа Зодиак Альянс

Группа «Zodiac» записала вневременной шедевр, которому уже 44 года. Но композиции на пластинке не потеряли свой актуальности и свежести, и они звучат по-прежнему невероятно мощно, вызывая чувство приятной ностальгии. На «Disco Alliance» слышно дыхание эпохи, и этот альбом является очередным напоминанием о том, что СССР был великой страной, в которой создавали великую музыку.

В олимпийском 1980 году пластинка стоила 2 рубля 50 копеек. Тогда это был целый килограмм сливочного масла – серьезная альтернатива для домохозяйки. Молодежь могла позволить себе две пачки кишиневского «Мальборо» (1 рубль) и упаковку (из 5 пластинок) жевательной резинки «Рот Фронт» по 50 копеек.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Старые винилы»:

«Zoolook»: Фантастические музыкальные твари мистера Jean Michel Jarre и где они обитают. Vol.14 из серии «100 альбомов...»

Музыка швейцарского дуэта «Yello» также многообразна, как швейцарский нож, и также узнаваема своими фанатами. Vol.16 из серии

Ансамбль «Спейс» «Волшебный Полет» 1983 г. или как его неправильно называли у нас «Волшебная Муха».