72,9K подписчиков

Пилот учится всю жизнь

975 прочитали
Пилот, конечно же, учится всю жизнь - это выражение очень точно характеризует настрой хорошего пилота в течение всей карьеры.

Пилот, конечно же, учится всю жизнь - это выражение очень точно характеризует настрой хорошего пилота в течение всей карьеры. Каждый полет может что-то добавить в копилочку опыта даже если ничего особенного не произошло - сам факт слаженного выполнения безопасного полета является подтверждением достигнутого мастерства. Своего рода демонстрация. Ну а когда удается изящно справиться с каверзами, кои иной раз в достатке сыплются со всех сторон - вот тут наступает истинное удовольствие, как у студента, сдавшего сложный экзамен не потому, что призывал шару всю предыдущую ночь, а потому что готовился. Учился. Знал, что этот день настанет и повышал свою готовность.

Ух как пафосно я начал! Давненько таких абзацев не выдавала моя клавиатура!

Но... Пафос пафосом, а ведь так оно и есть! И ситуации бывают непростые, и эмоции приятные, и очередной опыт в копилочке.

Чем больше такого опыта, тем проще справляться с каверзами в будущем - ситуации имеют свойство повторяться. Впервые столкнувшись, например, с необходимостью решиться уйти на запасной вне московской зоны, потому что впереди куча бортов, а надвигающаяся гроза ставит под сомнение гарантированность приземления в Домодедово, до самой посадки терзаешься сомнениями в правильности своего решения. Но через два-три часа, когда ты, севший в Нижнем первым, успевший заправиться и сейчас просто ожидающий отмашки на старт, наблюдаешь, как с неба буквально "сыпятся" один за одним твои нервничающие коллеги, до последнего кружившие над Москвой в надежде, что грозы уйдут, а пробка рассосется, а потом обнаружившие, что Шереметьево не принимает - вот тогда ты успокаиваешься. Понимаешь, что решение было грамотным, обоснованным (и на ковер не вызовут!). Опыт упал в копилочку, и в следующий следующий раз , когда такая ситуация наступит (а если ты базируешься в Москве, то она обязательно наступит, рано или поздно. Скорее, рано) будешь куда решительнее.

Ну а этому упавшему в копилочку опыту - что предшествовало? Умение грамотно оценить обстановку, имеющиеся риски, спрогнозировать развитие ситуаций, оценить вероятности - и, как шахматист, выбрать лучшее решение. Но как эти умения - видеть, замечать, анализировать - приобретаются?

По этой теме, пожалуй, можно докторскую диссертацию сотворить. Пилоты проходят одни и те же курсы, по одним и тем же лекалам получают пилотские свидетельства. Процесс весьма стандартизирован, но только вот какая закавыка: один юный пилот весьма быстро схватывает (как говорят, «на лету»), начинает неплохо соображать, ориентироваться в ситуациях и прогнозировать их развитие, замечая ошибки товарища, точно такого же салабона как он сам, и которому требуется куда больше времени для достижения хотя бы подобного «чутья» происходящего.

(Здесь должен быть трактат по инструкторской работе, но я его малодушно пропускаю).

Магомед Омарович всегда краток и прав!
Магомед Омарович всегда краток и прав!

Один из частых вопросов: что самое трудное в работе командира. И на него я отвечаю: "Принимать решения". Иногда они очевидные, такие случаются сплошь и рядом - в каждом полете. А иногда приходится поскрипеть мозгами. И не только тебе - и твоему коллеге тоже. А потом соединиться мозги вместе и - если мысли сходятся - двигаться в нужном направлении дальше.

Когда мне впервые, как командиру, пришлось принять решение не ждать у Домодедово погоды (хотя топлива было более чем достаточно), а лететь в Нижний, решиться было непросто. Вроде все довольно очевидно: ты бог знает какой в очереди на посадку, ниже тебя в зоне ожидания над Аксиньино несколько бортов крутятся. Они и получат приоритет, как только окошко появится в Домодедово, которое испытывает на прочность грозовой фронт. Но эти тучи уйдут - за ними-то виднеются другие! А там еще... И Внуково вполне может закрыться - грозы-то идут с той стороны. И не только над Аксиньино борты кружатся, есть еще пара точек, где коллеги сейчас ломают головы над теми же вопросами.

Но топлива-то у нас все ещё много, в 2007 году было вполне обычным делом прилетать в Домодедово с остатков на два и более часов! А раз много топлива, то не меньше и мыслей в голове: "А если грозы не будет? Если другие сядут, а ты уйдешь в Нижний. Что скажет командир летного отряда?"

Так вот. Тогда, в июне 2007-го, мне здорово помог ответ Димы, второго пилота. На мой вопрос: "Как ты думаешь, что надо делать?" - он ответил: "Валить отсюда надо". Наши мысли совпали, и я, выдохнув, попросил его доложить диспетчеру о решении лететь в Нижний Новгород*.

*Интересно, мой давний читатель уже понял, о какой истории шла речь?

А если читатель не очень давний, то вот подсказка: книга

"Когда все только начинается", рассказ "Побег из Нижнего Новгорода".

Ну а дальше подобных случаев в моей практике было достаточно. И в них мне куда проще было принять решение - опыт-то уже был!

Милое привидение, не правда ли?
Милое привидение, не правда ли?

Опыт является важной вещью, что отличает компетентность от квалификации. Квалификация - это подтверждение уровня подготовки согласно установленным нормативам знаний, умений, навыков по некоему списку элементов проверки. А компетентность включает в себя еще и опыт. Пилот, который уже побывал в различных непростых ситуациях, при попадании в очередную схожую переделку чувствует себя более уверенно, нежели пилот, для которого все только-только начинается.

Следует заметить, что больший налет ни в коем случае не является гарантией большей безопасности пилота. Недостаток опыта достаточно эффективно компенсируется базовыми знаниями, живостью ума и умением организовать работу экипажа, использовать имеющиеся источники информации для принятия правильных решений. Более того, большой налет иногда играет и против пилота – приводит к чрезмерной расслабленности, мол, «я сто раз так делал и прокатывало!» И это тоже тема исследований, достойная докторской.

Тем не менее, при прочих равных значение опыта в общей компетентности пилота сложно переоценить. Поэтому и существуют требования к опыту пилота, выраженного в часах налета, для того чтобы шагнуть на следующую ступень – после второго пилота стать командиром, например.

Правда, требования эти я не могу назвать жесткими и однозначно достаточными для получения отличного ситуационного опыта. Второй пилот может стать командиром, налетав в сумме 2000 часов и даже меньше. У меня у самого был такой же налет, когда вводился в КВС. Конечно, я-то считал себя максимально достойным и очень грамотным, но первый же год работы показал, что именно ситуационного опыта было маловато. Видимо, поэтому Фортуна мне сразу же начала накидывать ситуаций в копилочку: то с плохой погодой и необходимостью уходить на второй круг и далее на запасной, где надо организовывать все и вся, то поломка самолета в воздухе и необходимость принимать решение отказаться от следующего полета и обеспечивать размещение экипажа и пассажиров. То грозы, то метели, то сложные посадки при сильном порывистом ветре. Полеты то на север, то на юг, то на край света в Сингапур – то есть туда, где бывал не часто или не был вообще. Приходилось выворачиваться на знаниях, умении включать голову и не стесняться советоваться со вторым пилотом.

Через год-полтора я чувствовал себя куда увереннее, встречаясь с очередными ЖПУ.

По прошествии двух десятков лет, увидев множество примеров как в России, так и за рубежом, я считаю, что было бы неплохо второму пилоту налетать 4-5 тысяч часов, прежде чем садиться в левое кресло таких лайнеров, как Боинг-737 или Аэробус-320. Правда, есть один важный момент: с кем эти часы будут набраны, в какой авиакомпании? Если в левом кресле – динозавр, плюющий на документы, правила и разумный смысл, то много ли будет пользы молодому пилоту, недостаточно умеющему смотреть на вещи критически?

Вопрос риторический.

За бессонную ночь пилот награждается подобными видами за окном
За бессонную ночь пилот награждается подобными видами за окном

В общем, опыт дело нужное, опыт дело наживное. Опыт, полученный в реальных полетах, пожалуй, самый ценный, но – слава конструкторам и авиатехникам! – самолеты наши очень надежны, и с действительно сложными отказами среднестатистический пилот, скорее всего, и не столкнется. Тем не менее мы должны быть достаточно надежно к ним подготовлены.

Для того чтобы не только на реальных ситуациях опыта и знаний с навыками набираться, мы регулярно учимся. То одни наземные курсы, то другие, то третьи. Пожалуй, самым важным и интересным видом подготовки является тренажерная. Здесь тебя мочат и в хвост, и в гриву, и ты (если действительно хочешь быть достойным пилотом), не обижаешься на непростые сценарии, а благодаришь за возможность понять, насколько ты сам подготовлен к успешному завершению полета в таких вот ситуациях. Насколько уверенно можешь пилотировать поломавшийся самолет и при этом замечать, что делает твой коллега по кабине. Помогать ему, подсказывать. Успевать оценивать риски, принимать безопасные решения. Завершать полет посадкой.

Именно потому меня и потянуло на философские рассуждения, некогда весьма популярные у читателей моего (уже полу-) Живого Журнала, что я только что окончил очередной учебный период, который начался с теоретической подготовки, продолжился двумя днями наземных подготовок и – любимая вишенка на торте! – закончился тренажерной подготовкой, проверкой в первый день и тренировкой во второй или, как сегодня правильнее говорить, оценкой компетенций и их развитием соответственно.

И в первом же рейсе по окончании тренажерной подготовки мне довелось попасть в интересные условия, являвшимися замечательным продолжением того, что происходило на тренажере. Собственно, эти строки я пишу как раз после рейса.

Традиционно, учебная программа авиакомпаний разбита на три года, шесть полугодий, в течение которых пилот проходит соответствующие виды подготовок, имеющие определенную периодичность. Так, тренажерная подготовка случается раз в шесть месяцев*, причем в саму тренажерную подготовку включаются элементы, которые могут иметь сроки различные сроки действия: например, подготовка к полетам в условиях пониженной видимости (12 месяцев), подготовка КВС к полетам с правого кресла (12 месяцев), тренировка по выводу из сваливания и сложного пространственного положения (36 месяцев) и так далее. Элементов много.

*Две сессии по 4 часа каждая, плюс брифинг и дебрифинг.

Различные виды наземных подготовок тоже имеют свою периодичность. Например, подготовка по действиям при аварийной эвакуации на суше случается раз в 12 месяцев, а на воде – раз в 24. Причем последняя необходима, если авиакомпания выполняет полеты над водным пространством.

Подготовок много. Кроме вышеназванных, существуют подготовки в области управления ресурсами экипажа, по авиационной безопасности, по перевозке опасных грузов, по оказанию первой медицинской помощи. И даже это еще не все!

Помимо всего прочего, авиакомпании разрабатывают курс периодического освежения теоретических знаний по различным тематикам и с определенной периодичностью включают те или иные занятия и тесты в трехгодичный цикл.

В общем, если вы заинтересовались занудной темой требований и сроков применительно к России, то пункты 5.82-5.99 федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов» (ФАП-128) вам в помощь.

Некоторая часть требований ФАП-128
Некоторая часть требований ФАП-128

Моя подготовка в этом полугодии началась с самостоятельного изучения нескольких систем нашего старичка, включая отличия 737MAX от 737NG, а также повторения, что такое полеты в условиях сокращенных интервалов эшелонирования, какие бывают опасности выполнения полетов в условиях сдвига ветра, в условиях холодного времени года, при попадании самолета в сложное пространственное положение... И конечно же, материалы к предстоящим наземным занятиям: CRM, авиационная безопасность, действия при аварийной эвакуации на суше.

Сегодня стало модным проводить такие самоподготовки из дома, используя планшет и разного рода LMS-приложения. В нашем случае это приснопамятный CPaT… да разверзнутся небеса громом и молниями на головы безумных создателей этой адской программы!

Почему такие эмоции? Потому что авторы-инквизиторы сделали возможность авиакомпании выбрать: можно ли разрешить пилотам «прощелкать» слайды презентации или же заставить слушать неторопливо вещающего дядьку до конца. Понятное дело, авиакомпании консервативно выбирают второе, и на первый взгляд, это правильно – негоже пилоту «щелкать», нехай слушает внимательно!

Шла вторая неделя изучения CPaT...
Шла вторая неделя изучения CPaT...

Только вот, когда ты уже почти двадцать лет тыкаешь кнопки Боинга-737, в очередной раз слушать о том, где они расположены, знаете ли, весьма лениво. Хочется сразу перейти к тестированию, но надо потратить время (много времени!), чтобы до него добраться.

И таких презентаций – большое количество. За один день вряд ли получится закончить. И за два, и даже за три – тоже. Ведь кроме CPaT существует и личная жизнь, а что любопытно, время, отведенное на самоподготовку, в рабочем времени не учитывается.

| Рассказ пилота "Как мы застряли на курорте"

Следует подчеркнуть, что у нас не учитывается*. И в российский авиакомпании, где я работал между зарубежными командировками, ситуация с CPaT была такой же. Ты изучаешь темы в свое свободное время, да хоть в полетах, благо CPaT позволяет работать офф-лайн.

*Или же каким-то образом учитывается, но порядок учета мне неизвестен.

"Так, что там у нас по следующей теме?" (источник фото: тлг-канал Pilot_on_tour)
"Так, что там у нас по следующей теме?" (источник фото: тлг-канал Pilot_on_tour)

Но такая свобода выбора существует не везде. В авиакомпании S7 (по крайней мере до 2017 года) подобные он-лайн занятия в рабочем времени учитывались – в ростере выделялось соответствующее время. В «Аэрофлоте», насколько я знаю, тоже есть учет.

(А кое-где заставляют садиться четко в назначенное время перед видеокамеру. И сидеть от звонка до звонка)

Раз в рабочее время не капает, то у пилота и возникает резонный вопрос: почему вы хотите, чтобы я в обязательном порядке прослушал все вот это вот? Если кому-то из коллег хочется – пусть слушает, но дайте возможность сразу перейти к проверке знаний!

Дайте возможность пилотам перестать тыкать CPat!!! Расплодили тыкалок!
Дайте возможность пилотам перестать тыкать CPat!!! Расплодили тыкалок!

Что-то я разворчался.

В общем, за февраль я успешно прощелкал эти стопицот презентаций, сдал все он-лайн тесты и экзамены, а в конце месяца два дня провел в учебных классах. Первый день начался с тестирования знаний систем и правил выполнения полетов в определенных для данного полугодия условиях и закончился занятиями по CRM. Во второй день мы вспомнили, как бороться с террористами и прочими неприятностями, а также повторили состав аварийно-спасательного оборудования и порядок эвакуации на суше.

"Ну, давай, старик, рассказывай нам про CRM!"
"Ну, давай, старик, рассказывай нам про CRM!"

Затем была небольшая передышка в виде обычных полетов, а в марте я провел на тренажерах.

И да, следует сказать, что в нашей авиакомпании первое полугодие самое важное – именно в этот период все пилоты проходят проверку квалификации, как говорили раньше, или оценку компетенций – как будут говорить в будущем. Ну а в настоящем мы совмещаем и первое, и второе, и выполняется такая проверка-оценка на тренажере.

"Какой, к черту, CRM? Да ои просто летать не умеют!"
"Какой, к черту, CRM? Да ои просто летать не умеют!"

Да-да, проверка квалификации выполняется на тренажере. А не в обычном нормальном полете с пассажирами– как было принято в нашей стране с лохматых времен и до сих пор здравствует. Дабы не углубляться в занудство рассуждений, скажу кратко: расписывать квалификационную проверку в летной книжке по итогу обычного рядового полета – неправильно. Проверка квалификации включает в себя действия в аварийных и нештатных ситуациях, а то, что проверяется в обычном полете – это, как ни удивительно, процедуры нормальной эксплуатации. Что тоже входит в перечень обязательных элементов согласно ФАП-128.

В общем, в необычно хмурые для Арабии мартовские дни меня и второго пилота Азвара всяко разно оценивали-проверяли на тренажерах.

Продолжение

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

| Об авторе
| Мои книги об авиации на Литрес
| Мой канал в Telegram

Рассказ "Пожар в багажном отсеке"

И не поспоришь!
И не поспоришь!