Сегодня мы поговорим о творчестве известной петербургской детской писательницы Анна Игнатова. Когда-то «пропуск» в литературу ей оформили Михаил Яснов и Сергей Махотин, а ныне она интересно и талантливо работает и в стихах и в прозе.
Анна Сергеевна Игнатова родилась в Ленинграде, в 1995-м – закончила педагогический университет имени Герцена и стала преподавателем русского языка. Публикуется в ведущих детских журналах с 2009 года, в 2011 году выпустила первый сборник стихов, сегодня Анна Игнатова - автор целого ряда отличных поэтических и прозаических книг, в которых тонкий, немногословный аристократический лиризм петербургской школы уживается с фантазией, сказкой и самой что ни на есть прозаической реальностью отечественных будней.
Во всяком случае, автобиографическая повесть «Вектор пластилина» именно такова – реальность перерастает в ней в сказку, сделанную детьми своими руками, а сказка возвращается в быт, когда грубая реальность пытается ее разрушить и когда жизненный опыт, накапливающийся с возрастом, постепенно стирает сказочное колдовство, подобно ластику – штрих за штрихом.
В общем-то, сказочно-реальное, педагогически выверенное психологическое повествование «Вектор пластилина» обращено не только к детям, но и к взрослым читателям, ибо рассказывает оно о взрослении человека, шаг за шагом, год за годом, неизбежно закрывающим от нас путь в Волшебную страну. В принципе, все на свете лучшие литературные сказки – от милновского «Винни-Пуха» и «Властелина колец» Дж.Р.Р. Толкина до стихотворений в прозе Сергея Козлова и историй Дианы Уинн Джонс написаны именно об этом – о красоте и умирании с возрастом детской фантазии.
Отличает «Вектор пластилина» от обозначенного ряда грустных сказок – художественное оформление, которое и предлагает спасительный выход из общей ситуации. Сформулировать его можно так: чтобы никогда не потерять дверь в Волшебную страну, оставаясь при этом жителем нашей реальности, человек должен стать художником. Все дети гениальны, до тех пор, пока не превратятся во взрослых, и лишь художники до конца жизни остаются детьми.
А как же стать художником, если ни стихи, ни мелодии в тебе не звучат?
Рисуй! А если и рисовать не умеешь – лепи из пластилина. Закрой глаза, представь как следует, что или кого именно ты хочешь вылепить – и трудись всю оставшуюся жизнь. Так ты сам попадешь в Волшебную страну и, может быть, приведешь в нее других.
Именно так делают это первоклассница Юля и ее старший брат Алёша – герои повести Анны Игнатовой, как делает это сама писательница, всю жизнь не расстающаяся с пластилином, подарившая нам свою Волшебную страну в замечательной повести, изумительно проиллюстрированной авторскими фотографиями ее собственных пластилиновых скульптур. Наглядно мы постарались показать это в нашем буктрейлере, завершающем эту статью.
То, что Анна Игнатова – истинный поэт, можно понять даже не читая ее стихов – именно из лирической прозы «Вектора пластилина». А яркая и веселая, чудесно проиллюстрированная художницей Е. Кузнецовой книжка «О слонах, троллейбусах и принцах» завораживает читателя уже собственно стихами.
Лирика Анны Игнатовой хороша во всех смыслах. Во-первых, ее стихотворения коротки, значит быстро покоряют юного читателя и легко запоминаются. Во-вторых, они тематически разнообразны и, собранные в книжку, охватывают всю широту интересов и забот ребенка (а заодно и его родителей). В-третьих, они, даже когда рассказывают о таких сложных материях, как правописание, внятны, подсвечены юмором, неожиданными сравнениями и сюжетными поворотами (да-да, именно так – в коротеньких стихотворениях Анны Игнатовой всегда присутствует и приключенческий сюжет и - часто – неожиданный финал, как в рассказах О. Генри). Наконец, в-четвертых, они не только пластичны и благородны, как пластична и благородна петербургская поэтическая школа вообще, но еще и очень современны, ведь разговаривает с сегодняшними школьниками поэт о том, что им интересно, на языке, который им понятен. То есть на языке сегодняшнем, но, конечно, «исправленном и дополненном» учителем-словесником и мастером художественного слова.
Таковы же и лирические миниатюры, вошедшие в совместную книжку Анны Игнатовой и Наталии Волковой про лесную школу «Первоклассные стихи», и стихи, публикуемые Анной Игнатовой в коллективных сборниках, таких, как «Детгизовский» ежегодник «Как хорошо».
В качестве примера сказанному приведу здесь маленькое стихотворение именно из третьего выпуска этого ежегодника. В нем рассказывается о птицах, населяющих березу. Точнее сказать – перенаселяющих дерево, примерно так, как перенаселяют старые питерские коммунальные квартиры многочисленные жильцы. Так маленькое, вроде бы обращенное непосредственно к детям стихотворение на поверку оказывается текстом с двойным дном. Так и должна работать настоящая литература, тем более - поэзия.
Грачиное дерево
Мама с папой – на третьей ветке,
На четвертой и пятой – детки.
Брат с семьей живет на шестой,
На седьмой - кузен холостой.
Тети, дяди, свекрови, тести!
Все живут на березе вместе.
И такой целый день галдеж –
Даже близко не подойдешь!
Не семья грачей виновата,
Просто дерево маловато…
Вот получат дуб за рекой –
И настанет в семье покой!
Очаровательны и по-настоящему виртуозны остроумные стихи Анны Игнатовой о русском языке – правописании безударных гласных и междометиях, изящные лирические миниатюры о животных и басенные крохотки о школе для зверят, да и все ее стихи, какие мне посчастливилось прочитать.
Завершить же это коротенькую и не последнюю статью о творчестве Анны Игнатовой мы хотим еще одним ее стихотворением – веселым, праздничным и в то же время серьезным, ведь рассказывает оно об очень важной и востребованной со времен тургеневских «Отцов и детей» проблемой.
Какой? Подумайте сами, да ведь мы и подсказали только что вектор направления.
Пряники
- Ванильные и мятные!
Снежинки и жар-птицы!
Такие ароматные!
С изюмом и корицей!
С орехами, с цукатами,
С узором из фисташек!
Лошадки с медвежатами
И беленький барашек!
Смотри, кораблик маленький
И капитан на нем!..
- Да брось ты эти пряники!
Ну, дедушка! Пойдем!
© Виктор Распопин
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.