Найти тему

Безумный день, или Женитьба Фигаро


На днях посетила спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре комедии им.Акимова. Признаюсь, что ранее это произведение обходило меня стороной, но всегда мелькало где-то рядом. Будучи сторонницей предварительного изучения материала перед самим показом, тут, к своему стыду, я не прочитала пьесу, а только успела кратко пройтись по ней. И даже по этому краткому изучению пришла к тому, что тон пьесы – летящий, динамичный, радостный. Почти все это сохранилось в спектакле: была и полетность, и динамика (на протяжении всех трёх часов!), но радость временами сменялась печалью. По задумке режиссёра Павла Сафонова в прологе мы видим Фигаро в зимнем=тоскливом Петербурге XX века, читающем О.Э. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез….». И далее на протяжении всего спектакля мы вновь будем временами окунаться в это состояние тягучей тоски, как в прорубь с ледяной водой.

Начало – атмосфера холодной печали, потерянности, отчужденности. Переход – и мы погружаемся в историю готовящейся свадьбы Сюзанны и Фигаро вместе со всеми интригами и расследованиями. А интриг там очень много, только и успевай схватывать, кто и кому хочет насолить. Смотреть на все это весело, хоть я и не поклонница комедии, так как по мне многие образы превращаются в карикатуру. В попытках рассмешить зрителя часто используются нелепые действия, фразы. Хоть и наличие элементов фарса в комедии исторически оправданно и закономерно, скорее поколение зумеров просто перестало реагировать на такой вид юмора.

Судя по отзывам и рецензиям, всё-таки большинство зрителей остались недовольны спектаклем. Многие отмечают пошлость и неуместность отсылок к Петербургу, что утяжеляет комедию и лишает ее веселости. Я же думаю, что помещение Фигаро в Петербург вполне уместно и больше раскрывает его образ – страдальца, всю жизнь вынужденного скитаться, оттесняемого всеми, но при этом не теряющего надежды на счастье. В нем сохранен этот стержень жизнелюбия, несмотря на жизненные перипетии. А ведь такая черта присуща русскому человеку и особенно ярко она проявляется именно в тяжелых условиях: и в шатких 30-х годах – времени раскулачивания, репрессий, тотальной цензуры, и в условиях блокады. И сколько было тогда таких Фигаро, которые несмотря на все тяжести судьбы, продолжали рыть путь к собственному счастью и в одном этом стремлении видели утешение для себя.

Не могу оценивать спектакль с позиции нравится/не нравится. Всё-таки есть как плюсы, так и минусы. И в оценке я ориентируюсь прежде всего на свою эмоцию после – на сколько меня саму внутренне удовлетворил спектакль. А так как после я не чувствовала неприятного осадка, а ощущала спокойствие и оптимизм, считаю, что спектакль всё-таки получился неплохим. Хочу отметить, что после спектаклей чувствовать неприятные эмоции тоже очень круто и даже важно, но стоит смотреть, что кроется за этой эмоцией. Например, год назад после посещения хореографической постановки «Место, которого ещё не было» на Новой сцене Александринки я ещё полчаса не могла прийти в себя от эмоционального потрясения и слез. И считаю, что это потрясающе, когда спектакли могут обнажить что-то внутри. Но иногда этот неприятный осадок остаётся в форме внутреннего недоумения, опустошения и вопросов: зачем я это посмотрела, к чему это все... Тогда я считаю, что спектакль не удался, не срезонировал внутри.