Найти в Дзене
Шкатулка древности

Василиса Премудрая, её Божественное знание и мир символов

Сказка о царевне-Лягушке знакома нам с детства в разнообразнейших вариантах, среди которых уже практически невозможно восстановить «первоначальный». Она является чуть ли не самым объемным "образцом" по содержанию завуалированных смыслов. В ней за фасадом переднего сюжета скрывается еще один сюжет, как бы задний, и он преимущественно символический. Сказка - кладезь смыслов Чтобы образы и символы заново открывали себя, демонстрировали нам себя и по-новому актуально фиксировались в нашей памяти, нужно найти в символе иносказательную силу. Для чего таковое нужно для нас сейчас нынешних? В современных условиях для человека становится важным заново обрести состояние цивилизованности, преодолев в себе этапы дикости и варварства. Отрыв от Природы и Силы знаний, которыми обладали предки, влечет пребывание человека в состоянии "усталой отрешенности" от всего Мира смыслов. Этот новомодный стиль пребывания "здесь и сейчас" в "обществе массового потребления" присущ больше молодым людям. Они (мо
Оглавление

Сказка о царевне-Лягушке знакома нам с детства в разнообразнейших вариантах, среди которых уже практически невозможно восстановить «первоначальный». Она является чуть ли не самым объемным "образцом" по содержанию завуалированных смыслов. В ней за фасадом переднего сюжета скрывается еще один сюжет, как бы задний, и он преимущественно символический.

Сказка - кладезь смыслов

Чтобы образы и символы заново открывали себя, демонстрировали нам себя и по-новому актуально фиксировались в нашей памяти, нужно найти в символе иносказательную силу.

Для чего таковое нужно для нас сейчас нынешних? В современных условиях для человека становится важным заново обрести состояние цивилизованности, преодолев в себе этапы дикости и варварства. Отрыв от Природы и Силы знаний, которыми обладали предки, влечет пребывание человека в состоянии "усталой отрешенности" от всего Мира смыслов. Этот новомодный стиль пребывания "здесь и сейчас" в "обществе массового потребления" присущ больше молодым людям.

  • По термину испанского философа и публициста Хосе Ортега-и-Гассета, одного из главных представителей концепций "массового общества"/массовой культуры ("Восстание масс", 1920–1930) и теории элиты, такое состояние культуры начало формироваться в 20 веке.

Они (молодые люди) теряют связь с живой реальной силой Мысли, Чувства, даже Эмоции. Возродить интерес, подтолкнуть их к новому восприятию помогут новые по-настоящему отображающие суть мира сказки.

Символ всех сказок

Символ - важный знак в произведении, - будь это миф, литературная проза или поэзия, просто стих, предмет живописи или художественно-декоративная инсталляция. Обозначает предмет, понятие, идею или другой объект, имеющий важное смысловое значение. Он может быть текстовым, графическим или звуковым.

  • Символ - это элемент живого сакрального мира и неизбежная ступень к нему. Символы обычно используются для кодирования информации и передачи сообщений.

Следуя за мыслью автора книги "Мифозрение" сказка Царевна-лягушка дает нам новое восприятие простых вещей. Читатель увидит, что двигаясь от сюжета к сюжету сказки, исследуются глубинные потаенные миры смыслов и значений, будут раскрываться вторые по значимости смыслы. В нашей сказке - это как бы раскрытие "сюжета в сюжете", что в конечном итоге, приведет нас к иного рода информации. Итак, сказка с иными смыслами начинается.

Сюжет 1

Василиса собирает цветы в лесу, на поляне, здоровается.

- Доброе утро, берёзы-сестрицы.

Березы. Доброе утро, девица красная.

Василиса Прекрасная. Доброе утро, звери и птицы.

- Доброе утро, Василиса Прекрасная.

- Ну, белочка, рассказывай, как у вас тут ночь прошла, как утро встретили?

Белочка. У нас всё хорошо, всё тихо, всё спокойно!

Налетает сильный ветер, и Василису Прекрасную уносит большая чёрная туча. Каркает ворон.

– Прозевали вы, глупые, Василису Прекрасную. Ха-Ха-Ха!!! Она теперь у Кащея Бессмертного! (здесь за кадром отчетливо слышится голос актера всех советских детско-сказочных фильмов - Георгия Францевича Милляра).

Г. Ф. Милляр в роли Кащея Бессмертного. Фото с сайта rewizor.ru
Г. Ф. Милляр в роли Кащея Бессмертного. Фото с сайта rewizor.ru

Комментарий. Сказка начинается с демонстрации единения человека и Природы. Органичное сочетание, диалог. Василиса – образ человека., посвященного в законы Природы. Изменения в погоде (сбой в информационном поле), сильный ветер и туча означают, что Знания в лице Василисы уже потенциально востребованы жаждущими Власти. Ворон присутствует при краже Василисы, карканьем оглашает информацию о похитителе.

Кащей Безсмертный – это персонаж, который стоит на страже энерго-информационной оболочки Земли. Его поведение напоминает работу библиотекаря, обслуживающего закрытый для рядового читателя библиотечный фонд. Безсмертный он потому что, представляет неуничтожимую инстанцию – «казуальный уровень».

  • Казуальность (от. лат. сasus – случай, случайность) – учение о случайности и о том, что в мире господствует случайность. Этот взгляд отстаивали древнегреческие философы Эпикур и Лукреций Кар. Эпикур написал около 30 трудов, большинство из которых не сохранились. Изложение учения Эпикура содержится в поэме Лукреция Кара «О природе вещей» (1 в. до н.э.).

Кащей стал безсмертным (существом без смерти) случайно, в силу стечения "сказочных" обстоятельств. Он обрел иглу как оберег своей жизни, ну и как инструмент для наведения порчи.

-2

Казус с Кащеем

Символика иглы основана на таких ее свойствах, как острота, малая величина, способность проникать сквозь или вглубь предметов. М.М. Валенцова также определяет важное свойство иглы - легко теряться (исчезать). По восточно-славянским и польским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой.

Страхи Кащея Безсмертного не всегда безосновательны. Фото из Яндекс.Картинки
Страхи Кащея Безсмертного не всегда безосновательны. Фото из Яндекс.Картинки

Когда люди проникнут в его царство и приблизятся к Знаниям Рода, найдётся и надломится игла, – смерть Кащеева, чары его и сгинут со свету. Всё его «случайное» существование закончится. Поэтому препятствуя доступу человека к Божественным Знаниям, Кащей, одновременно, наслаждается своим бытием среди золота (символа Божественного озарения, мудрости и бессмертия), одновременно, тщательно прячет смерть свою - иглу - в ядре жизни - яйце. Яйцо - это свернутый космос, и Кащей как умудрённый жизнью прячет его там.

Во многих традициях золото ассоциируется с тайной земли. Фото из Яндекс.Картинки
Во многих традициях золото ассоциируется с тайной земли. Фото из Яндекс.Картинки

Если человек без соответствующей подготовки попадает на данный (Кащеев) энерго-информационный уровень, то для окружающих он становится аномалией (неподходящим к освоению Божественного Знания). Василиса же подготовлена, она – Премудрая (обладает знаниями, необходимыми для управления нашим Родом).

Кащей, проводя наблюдения (мониторинг, как сейчас говорят) за действиями людского сообщества, уже знает, что ставится задача наследования власти и начался процесс мобилизации претендентов (сыновья царя не дремлют, стрелы запускают, невест себе определяют.

Ворон - Вещий, возможно это и сам Кащей, озвучивает начало процесса борьбы за Власть, но людей рядом нет, а животные и деревья передать новость людям не могут, так как те их слышат, но не понимают, утратив язык Рода. Кащей как бы «честно» предупреждает: «Я забрал ваши Знания, а то, что вы не слышали, так это ваша беда».

Над златом не чахнет. Знает свою цену золоту. Кадр из мультфильма из Яндекс.Картинки
Над златом не чахнет. Знает свою цену золоту. Кадр из мультфильма из Яндекс.Картинки

Интересное наблюдение

В славянских и тюрских языковых группах имя Кащей отражается в сочетании волшебного слога «ка» и усиливающей согласной «щ». Большое число исследователей утверждает, что сокровенная информация хранится в многомерном пространстве «ка», куда ранее люди имели доступ, но утратили его. Это говорит о том, что Кащей обладает Божественным знанием тоже, но оно по каким-то причинам быдо искаверкано.

  • Если следовать толкованию по словарю Д.Н. Ушакова, "искаверканный" означает "нравственно изуродованный, изломанный".

В отношении существа кощеева, есть возможность проникнуть вглубь его родовых предназначений – через подсознание человека, и это наиболее вероятная версия доступа к пониманию знаний Кащея.

В каждой культуре, религии, традициях народа имеется «свое», специфическое понимание сакральных смыслов - так называемый, культурный код. С его помощью каждый народ привносит свою трактовку символа. От смешения трактовок получается всё многообразие смыслов, и столь запутанное, что человеку его уже почти не осилить.

Но имеются на общечеловеческом уровне и общие культурные начала, которые мы, современные люди, уже распознаем.

Сюжет 2

Замок Кащея.

Кащей. Вот ты и в гостях у нас, Василиса Прекрасная.

Василиса. В гости по своей воле ходят!

Кащей. А ты бы разве пришла ко мне по своей воле?

Василиса. Нет, по своей воле ни за чтоб не пришла.

Кащей. То-то и оно! А ты, Василиса Прекрасная, не кручинься, смотри, как у меня хорошо: деревья все золотые, листья на них тоже золотые и птички на ветках тоже золотые.

Василиса. Не нравится мне у тебя, Кащей!

Тут Василиса видит, что из золотого камня пробивается зелёный росток.

Василиса. Ой! Стебелёк, листики самые настоящие, как у меня в лесу. Капелька! Живая, дрожит! Посмотри, Кащей, прелесть какая.

-6

Кащей. Непорядок! Это пока я за тобой в лем летал, он взял да и вырос. Был простой - стал золотой!

И превратил растение в золотое.

Кащей. Вот видишь, была простая роса, а теперь адамант - драгоценный камень. Я его тебе подарю, когда ты за меня замуж выйдешь!

Василиса смеется над его словами.

Василиса. За тебя замуж? Ха-Ха-Ха! Да ты на себя посмотри!

И показывает ему зеркальце.

Кащей. Так! Нехорош, значит!

И разбивает зеркальце о золотой камень.

Кащей. Так вот же и ты, Василиса Прекрасная, не будешь хороша! Эй, слуги! Принесите сюда моё Зеркало-Каверкало!

Летучие мыши приносят большое зеркало.

Кащей. А ну-ка посмотри и ты на себя, Василиса Прекрасная! Что медлишь, или страшно стало?

Василиса. Чего мне бояться, если растрепалась маленечко, так это беда поправимая. Ой!

Смотрит на себя в зеркало и видит, что превращается в лягушку.

Кащей. Теперь на руки свои посмотри!

Лягушка в зеркале смотрит на свои лапы. Ой!

Кащей. А теперь вверх посмотри. И быть тебе, Василиса Прекрасная, лягушкой! Три года, три месяца и три дня. Может быть, ты за это время поумнеешь. А сейчас ступай в своё болото.

Легко быть волшебником. Кадр из мультфильма. Фото Яндекс.Картинки
Легко быть волшебником. Кадр из мультфильма. Фото Яндекс.Картинки

Комментарий. Во время диалога Кащея и Василисы по инициативе Кащея происходит сравнение искусственных и естественных ценностей. Василисе по душе зеленый росток и капля росы. А Кащей знает, что и в капле росы (вода - один из самых мощных информационных носителей) можно увидеть отражение всего мира, а это уже означает потенциальный доступ к истинным Знаниям. Кащей вынужден заниматься бутафорией, создавая "блестящие" декорации, поэтому у него всё в золоте и алмазах - ценностях бренного мира. Прорастание зеленого ростка во время отсутствия Кащея доказывает необходимость постоянного контроля в деле маскировки им Знаний.

Доказательства, обязательства - не для меня
Доказательства, обязательства - не для меня

Обыгрывание идеи "золотого тельца"

Кащей обладает довольно стабильным знанием. Нужно помнить, что золото является важным составным элементом в символике поисков спрятанного сокровища, в данном случае - Знаний, выступает как аспект стремления к стяжанию духа и высшего вдохновения.

Кащей окружает себя богатством и золотом не из прихоти. Золото отмечено цветом бессмертия, что также нужно Кащею. Для преодоления своей случайности Кащею нужен и свет, которым "отмечено" золото как сакральный символ.

Золото - это драгоценный металл, ценимый за то, что не ржавеет. Кащей "вдохновлен" своими волшебными достижениями. Он искренне желает продлить своё случайное существование, завлекая Василису (символ Знаний и Власти) «золотыми чарами». Приглашая, заманивая ее замуж, он желает продемонстрировать своё вовсе неслучайное существование. Пока у Кащея есть золото, ничто не "заржавеет", и будет она жить вечно, как и он сам.

Начало

Ставьте значок "Нравится", подписывайтесь на канал и не пропустите новые следующие статьи в подборке "Трилогия одной сказки".

Продолжение