Найти в Дзене
Шкатулка древности

Персонажи сказки Царевна-Лягушка и их родовое предназначение в русской культуре

Оглавление

Целый мир воззрений на жизнь, природу, взаимоотношения и судьбы давно ушедших поколений людей, отображался в сказках и мифах. В них оттачивался особый смысл знаний, так необходимый для установления понимания между миром людей и миром духовного творения Вселенной.

Корни нашей славянской духовности просматриваются во многих русских народных сказках "Курочка Ряба", "Репка", "Колобок", "Сивка-Бурка", "По щучьему велению" и множестве других. Обращение к ещё не забытым произведениям стоит начать проводить с тем, чтобы, возможно, неожиданно для себя, мы смогли открыть, что их содержание и смысл гораздо глубже и шире, чем нам представлялось раньше; что перед нами не только увлекательные и сказочные истории, а целый мир воззрений на жизнь, природу, взаимоотношения и судьбы давно ушедших поколений людей, в времена которых слагались эти сказки и миф, оттачивался их смысл.

Мироощущение славян. Современная инсталляция
Мироощущение славян. Современная инсталляция

Славянский дух и идея золотого тельца

Прозорливый взгляд человека думающего заметит, что в современности идея золотого тельца заложена во многие моменты нашей духовной культуры. "Миром правят деньги", - сознаем мы, но также и соглашаемся, что для нас так лучше, ибо по главной мысли современного человека жить становится удобнее и комфортнее.

В сказке предстаёт образ главной сюжетной линии - соблазнение главных героев. Всюду герои соблазняются то сундуком со "златом и всяческим добром", то возможностью "озолочения" в обычной жизни, заманчивыми перспективами супружества и дальнейшей жизни "в золоте и серебре", а также перспективами приобретения Власти правителя. Идея "золотого тельца" заложены, но смыслы присутствуют совсем другие. Они не обыгрываются вчистую, но подразумеваются. По мифозренческой позиции, "идея золотого тельца" для древнерусского фольклора не характерна вообще". Не поклонялись мы ему потому, что сама ветхозаветная идея прошла нас (славян) стороной. И Слава Богу! Нам тогда было так комфортнее. Лишь сейчас она завладела нашим сознанием, но это уже в условиях новой информации - информации "под Властью техники".

Родовое предназначение персонажей

Среди всего обширного сказочного материала по первой традиции интерес представляет "Сказка про Ивана-Царевича и Царевну-Лягушку". Она занимает особое "сказочное" положение в русском фольклоре. Интересен посыл автора книги "Мифозрение" Черненко Михаила Юрьевича (1959г.), по разработанному методу которого рассматривается сюжет сказки. В жизни всегда есть место подвигу, даже ненужному. Разобрать на составляющие глубинные, сокрытые от простого сознания человека, тайные смыслы - это суть метода мифозрения. Изучение знаков и символов славянской культуры, а также мифических и археологических совпадений, приведёт заинтересованных читателей-почитателей сказки к пониманию изначального родового предназначения людей. Главные персонажи русской народной сказки "Царевна-Лягушка" лишь покажут нам путь их раскрытия и представления нашему сознанию.

Славянская богиня Берегиня. Художник Андрей Шишкин
Славянская богиня Берегиня. Художник Андрей Шишкин

Сказка показана в изначальном народном изложении. А её наиболее полная версия существует в виде советской интерпретации, на основе которой начинается глобальный разбор смыслов. В основу мифозренческого изложения по сказке "Царевна-Лягушка" взят её вариант, сотворённый советской мультипликацией. Мультфильм 1954 года выпуска наиболее полно раскрыл сюжет, дошедший до нас от предков.

Первое знакомство с персонажами довольно известных нам с детства. Фото Яндекс.Картинки
Первое знакомство с персонажами довольно известных нам с детства. Фото Яндекс.Картинки

Как отмечает автор мифозрения, М.Ю. Черненко, «сказка основывается на древнем мировоззрении наших предков. К глубокому сожалению, многое в их мудрости сегодня мы уже не понимаем, путаем понятия добра и зла, увлекаемся внешними эффектами и искусственными ценностями». Михаил Черненко смело и правдиво признаёт тот факт, что "все действующие лица отражают реальные силы Природы или функциональную значимость в структуре человеческого Общества". И этого достаточно, чтобы признать новый метод "мифозрение" как подходящий для раскрытия необходимых смыслов.

Главные герои сказки и их сущность

Следует отдать должное автору – присутствует в его аналитическом исследовании действующих лиц «колоритный, образный и понятный язык изложения». Так, по праву, комфортнее будет для нашего с вами восприятия, ибо разбор растянется на 12 статей, - символически по числу каждого календарного месяца года. Будет увлекательно!

Действующие лица. Читайте и запоминайте.

Царь. Руководитель на-рода (нашего Рода).

Три сына. Наследники и потенциальные претенденты на Власть. Двое старших сыновей без имени. Младший - Иван.

Иван - будущий царь, почти носитель родовых Знаний и его потенциальная невеста
Иван - будущий царь, почти носитель родовых Знаний и его потенциальная невеста

Василиса. Символ знаний и Власти, олицетворяет начала, необходимые для управления нашим Родом. Для неподготовленных претендентов на власть она просто - Прекрасная. Для тех, кто прошел испытания, обрел различение и овладел Знаниями, - Василиса-Премудрая.

Баба-Яга. Знающая путь. Основной (часто - первый) экзаменатор претендентов на Власть. Для большинства соискателей обидно после встречи с ней сознавать свою бесперспективность.

Кащей БеЗсмертный (поправка в букве З - от автора). Препятствует доступу человека к Божественным Знаниям, как говорят ведающие - стоит на страже энерго-информационной оболочки Земли. Обижаться на него бесполезно. Эти знания и энергии человек может использовать себе во вред, так как не подготовлен к обращению с ними. Чаще всего нейтрален, тестирует результаты подготовки соискателей после Бабы-Яги. Может оказать помощь только очень подготовленному к знаниям человеку.

Вне-Природные персонажи и такие полезные обществу, даже нашему современному
Вне-Природные персонажи и такие полезные обществу, даже нашему современному

Змей Гарыныч (поправка буквы А - от автора книги "Мифозрение"). Символ огнедышащей нелюди. Инородный персонаж, яйцекладущая рептилия, захватчик. Преграда в достижении Знаний. Не прочь сам пробиться к Знаниям и процессам управления, но нет возможности, так как он не является естественной частью Природы.

Старый старичок (Дед Кондрат). Умудренный жизнью человек. На Власть не претендует. Живёт в ладах с Природой. Наставник, волхв. Указывает ведущую к Знаниям дорогу, полную испытаний.

Медведь, волк, сокол, щука. Тотемные образы. Олицетворяют основные стихии и силы Природы.

Ларец Кощея Бессмертного. Художник И.Я. Билибин
Ларец Кощея Бессмертного. Художник И.Я. Билибин

Заяц, утка. Не тотемные существа, которые не являются самостоятельным олицетворением сил Природы в глазах человека. Могут использоваться с разными умыслами.

Природа. Всё, что создано при древнем славянском боге Роде, отвечающем за Царство жизни, в нашем языке называется Природой. Это то, что человек в своём технократическом мире уже давно не понимает и живёт не в согласии с её законами.

Процесс выявления скрытого сюжета, затаившегося под поверхностью вереницы слов, образующих знакомый нам текст, начинается со следующей статьи через Продолжение

Вам может быть интересно также и здесь: