Найти тему
Шкатулка древности

В обители царя творятся дела: боярское, купеческое обретение невест

Оглавление

Поскольку сказка считается эпическим, а по форме прозаическим произведением, то в ней всегда освещается волшебный, героический или бытовой сюжет. А если они слиты воедино, то сказка приобретает особенно ценный смысл для читателя.

Волшебство в сказке Царевна-Лягушка реализовано через действия Кащея. Василиса очутилась в "царстве" Кащея против своей воли. И далее по тексту сказки - его предложение о замужестве она отвергла и поплатилась за свой отказ, - стала она лягушкой.

Они поженились - предположительно, но не точно. Фото Яндекс.Картинки
Они поженились - предположительно, но не точно. Фото Яндекс.Картинки

В параллели событий развивается тот самый сказочный "сюжет в сюжете". И он уже наполнен вполне героическим смыслом. На "арену" сказки выходят три сына.

Против воли отца не пойдёшь, и от рока не уйдёшь

Каким образом сыновья царя-отца должны проявить себя, чтобы сюжет раскрылся и заговорил? Царь, как руководитель народа, должен подсказать сыновьям нечто такое, в чем они раскроют всю мощь своих способностей, а может и талантов. А царь узнает, кто из них настоящий герой, достойный в будущем найти и воспринять всю Истину родовых знаний.

Сюжет 3

В старые годы у одного царя было три сына. И когда сыновья "стали на возрасте" (повзрослели и пришло время входить во взрослую жизнь), царь собрал их и говорит: "Сынки мои любезные, покуда я ещё не стар, мне бы охота вас поженить. Поглядеть на ваших деток, на моих внучат".

Старший сын. Ну что ж, батюшка, благослови.

И сыновья кланяются царю.

Старший сын. На ком же тебе желательно нас поженить?

Царь. Вот что! Возьмите по стреле, выезжайте в поле и стреляйте. Куда ваши стрелы упадут, там и судьба ваша. Ступайте.

Сели три сына на коней и начали пускать стрелы и побежали за ними. У старшего сына стрела упала на боярский двор. Подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына стрела упала на широкий купеческий двор. А у младшего сына Ивана-Царевича стрела поднялась и улетела, сам не знает куда.

Прилетела стрела не знамо куда. Фото Яндекс картинки. Источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar
Прилетела стрела не знамо куда. Фото Яндекс картинки. Источник: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar

Пересечения с культурой нашего времени

Вот какая ситуация нынче наблюдается. В деловом современном обществе очень важен компонент целенаправленного эффективного общения. Через него осуществляются и достигаются главные практические экономические цели. Эффективное общение (подспудно экономически-выгодное) - первооснова современного общества, и здесь работают свои законы.

Главный закон: через наглядную представленность элементов общения информация становится важно-значимой для узкого делового круга общающихся (или "друзей по сделке"). Интересное мнение проводит Анисимова Т.В., исследователь современной деловой риторики. Она отмечает, что важный компонент словесной ситуации - это повод собрания, или речевое событие.

  • В своих работах она пишет, что "в общении выделяются крупные, относительно самостоятельные, действия, обслуживаемые устойчивыми комплексами речевых жанров. Они имеют традиционную или специально устанавливаемую структуру: научная конференция, консилиум, дипломатические переговоры, парламентские слушания и дебаты, митинг, учебное занятие, презентация нового предприятия, свадьба, прием гостей и др. Их называют речевыми событиями".

Речевые события всегда отличаются тем, что произносится много речей - поздравление на торжестве по поводу юбилея или памятной даты, анонс мероприятия с соблюдением всех правил по продвижению продукта, рекламная громкая акция, скандал и расследование с положенным пи-аром, озвучивание принятых решений по поводу запускаемого проекта, публичное выступление с заявленными предстоящими событиями, и так далее.

Новгородский лучник, 13 век. Реконструкция исторических событий
Новгородский лучник, 13 век. Реконструкция исторических событий

Так и для сыновей царя событием, предопределяющим их неизвестную судьбу становится эпизод под названием "метание копья стрелы". Это важный отправной пункт последующих закладываемых смыслов в сказку. Значение ситуации настолько сильно для всех, что потрясает в буквальном смысле (как может потрясти и всех читателей/почитателей этой сказки).

Отец и сыновья земного царства наготове

С какой ситуацией по типу современного речевого события и данного эпизода сказки вы бы сравнили метание стрелы? Из перечисленного списка уж выберите сами. Мне больше нравится - консилиум. Аргументы в пользу такого выбора речевого события:

  1. Царь предложил сыновьям поучаствовать в увлекательном соревновании на оздоровление/повзросление, а по факту на сомнительный героизм.
  2. Все оказались почти поврежденными на ум от неизвестности, куда стрела полетела. Узнать о своей "счастливой" судьбе доведется не всем персонажам, и чуть позже.
  3. Царю потребовалось устроить "разбор полётов" стрелы, и особенно для младшего Ивана, чтобы тот окончательно не сошёл с ума.

А ведь главное речевое событие для каждого из сыновей царя - свадьба, ещё впереди. Свадьба очень - знаменательное событие в жизни каждого человека, оттого и речей льётся "видимо невидимо".

Комментарии. У царя три сына. Опять цифра три. Видимо, оптимальный набор претендентов на наследование. Однако решение о наследнике руководитель "нашего рода" хочет принять только после того, как решится их семейная судьба и появятся, в свою очередь, наследники самих наследников (внуки).

Царь принимает неординарное решение - исполняя волю Всевышнего (голоса или видения сверху), он подчиняет сыновей воле и року. Лук и стрелы, судьба, воля случая. Отец-царь понимает, что Всевышний говорит с людьми на языке житейских обстоятельств.

Стрелы старших сыновей недвусмысленно проявляют основные сословия, традиционно претендующие на саму Власть или близость к ней - боярское и купеческое. Данный выбор не является уничижительным, оба сословия являются необходимыми и привычными в структуре общества и выполняют свою работу. Поэтому царь и роднится с ними. Однако для Власти над всем Родом требуется несколько иной багаж знаний и умений, которые необходимо ещё заслужить. Поэтому третья стрела улетела "сам не знаешь куда", т.е в сторону забываемого уже к тому времени "куда".

"Пойдешь туда, не знамо куда, найдешь то, не знамо что".

Начало и продолжение

Продолжить дальнейший разбор сказки помогаете вы, мои верные подписчики. Все смыслы теперь объединяются в одну подборку "Трилогия одной сказки". Интересных статей о глубинных смыслах славянской культуры будет больше. А пока продолжается сказка, оставайтесь на моем канале.

Продолжение