— Не понимаю я тебя, Валя. Чем тебя Татьяна не устраивает? — покачала головой женщина, подливая подруге чай. — Два года ведь с Вадимом встречаются, не нравилась бы, давно бы ушёл. Столько встречаться понятно, что дело свадьбой должно кончиться. Главное, чтобы сыну твоему хорошо с ней было.
— Так, конечно, Наташа. Но, какая-то Таня... никакая.
— Что значит «никакая»?
— Ни рыба ни мясо. До Татьяны Вадим с девчонками встречался, они совсем другими были. Активные, пробивные. Вероника, например... Она простым менеджером была, когда встречались. А недавно её мать встретила в магазине, Вероника уже руководителем отдела стала, машину купила. Очень шустрая девушка нигде не пропадёт!
— Молодец, конечно. Но раз они с Вадимом расстались, значит, что-то не устраивало их.
— Понимаю. Конечно, это их дело, молодое. И, может, с такой невесткой, как Вероника мне сложнее было бы, она церемониться не станет. Но, с другой стороны, она надёжнее. А Татьяна... мягкая слишком, податливая. Для жены хорошие качества, но я вот погляжу все проблемы Вадим один решает. Мне кажется, что он её излишне опекает, оберегает. Всё на себя взвалил и тащит. В прошлый раз она на дачу к родителям ездила, так он её отвозил и привёз обратно. А что на автобусе нельзя съездить? Не так уж это далеко...
— Он заботится о ней, и это нормально!
— Да-а-а. Знаешь, Наташа, я умом-то понимаю, что заботится, ухаживает. А сердце не на месте. Жизнь ведь сама знаешь, сюрпризы преподносит такие, что мама не горюй. И в одиночку порой не справиться. Всегда должен быть надёжный тыл. А Татьяна... Она же как ребёнок.
— Ты преувеличиваешь, Валя!
— Может быть. Но всё равно для сына мне хотелось бы более сильную, пробивную жену. Я вот знаешь иногда, что думаю... — Валентина задумчиво посмотрела в окно.
— Ну-у?
— А вдруг она на Вадима приворот сделала? Верю в то, что такое возможно. Сама в жизни сталкивалась. Коллега у меня был. Нормальный вроде мужик, женат, двое детей. А потом связался с одной, так его, будто подменили. Как телёнок за ней ходил, высох весь, от семьи ушёл. Так и жил у разлучницы под каблуком. А про неё говорили, что тётка у неё ведьма. Поэтому, Наташа, верю я в привороты.
— Я тоже этого не исключаю. И у меня примеры в жизни есть, — кивнула подруга. — Слушай, Валя, мне одна приятельница про бабку говорила. Будто бы она её дочери помогла венец безбрачия снять. Может тебе к ней сходить? Ведь чем чёрт не шутит? А вдруг и вправду приворот?
— Что за бабка? — оживилась Валентина.
— Я спрошу. Давно она мне про неё говорила.
— Вот спасибо. Может, что-то интересное узнаю.
Бабушка Марфа ждала посетительницу, и в ожидании протирала пыль с серванта. Переставляла с места на место статуэтки, сувениры. Каждая вещь была связана с воспоминанием. Вот, например, эту танцующую фарфоровую пару ей привёз муж из командировки. Они тогда только поженились, были молоды и неприлично счастливы.
А вот эту фотографию — Марфа взяла рамку в руки — они привезли из дома отдыха, куда их отправили отдыхать по путёвке. Вернувшись оттуда, Марфа узнала, что беременна. Как давно всё это было! А кажется, что совсем недавно.
Марфа вспомнила, что и «гадать» она начала благодаря мужу. Он тогда уже три года, как ушёл на небеса. Они сидели с подружкой на кухне и раскладывали пасьянс. Просто так, от безделья. Неожиданно подруга начала делиться с ней проблемой, которую никак не удавалось решить. Марфа выслушала, а ночью ей приснился муж, протянул колоду карт и сказал: «ты можешь ей помочь». Проснувшись, Марфа ничего не поняла, как расшифровать сон не знала. Рассказала о нём подруге. И та предложила погадать на картах...
Но прошло ещё много лет, прежде чем Марфа стала помогать людям, которые обращались к ней. И вот сейчас уверенно может сказать, что за эти годы в неё словно капля за каплей вливались знания. Что за знания и откуда они приходили она ответить не могла. Её жизнь была простой и размеренной. Она не анализировала поступки других, не наблюдала, но часто слышала слова благодарности от тех, кому давала совет.
В дверь позвонили, вернув Марфу из прошлого в настоящее. Она поспешила открыть дверь. На пороге женщина лет пятидесяти.
— Здравствуйте. Я звонила вам позавчера. Валентина.
— Да-да, помню. Проходите, Валентина. Надевайте тапочки, полы у меня холодные.
Марфа быстро разложила карты.
— Вижу, что скоро большое событие произойдёт. После него у вас поменяется статус. Не знаю, как правильно объяснить. Но будто изменится что-то, вы словно вырастете.
— Вырасту? Повышение по службе, что ли?
— Нет, это не связано с работой. Это что-то близкое к вам. Семья, родственники, друзья. Словно вы были принцессой, а сейчас станете королевой.
— Хм, кажется, я поняла о чём вы говорите.
— Валентина, но я вижу, что вас что-то сильно беспокоит. День и ночь об этом думаете. И эти мысли они каким-то образом связаны с этим событием. Возможно, вы излишне переживаете. Но я хочу сказать, что эти хлопоты пустые. Мало того, они могут даже навредить вам.
— Да? И каким образом?
— Это словно трещина, которая день за днём будет становиться шире. Но у вас есть шанс остановить это. Я бы даже сказала не остановить, а не начинать.
Валентина задумчиво смотрела на карты, о чём-то думала. Марфа не торопила. Как показывал опыт, если не лезть к человеку с расспросами, он сам откроется. Возможно, именно это умение ждать и слушать вызывало доверие людей.
— Мой сын решил жениться, — начала Валентина. — Наверное, это и есть мой новый статус. Я стану свекровью, и будто бы старшей женщиной. По крайней мере, так говорила мне бабушка. И знаете, мне не очень нравится невеста сына, — Валентина помолчала, подбирая слова. — Нет, Таня хорошая, приятная девушка, но... мне кажется, она очень слабая. Какая-то она несамостоятельная, что ли, беспомощная... Поэтому, мне кажется, Вадиму будет тяжело одному тянуть семью.
— Но ведь часто противоположности притягиваются. Ваш сын сильный, а она слабая. И они прекрасно дополняют друг друга.
— Пока встречаются да, но ведь потом начнутся вопросы посерьёзнее. Ипотека, дети, кредиты... Я не хочу, чтобы всё это ложилось на плечи сына. Знаете, она иной раз заболеет, так он мчится к ней, лекарства везёт. Но ведь может она сама жаропонижающее выпить и до аптеки дойти? Не при смерти же, — Валентина вздохнула. — До Тани он встречался совершенно с другими девушками, яркими, бойкими. А Таня иная. И если честно, я пришла узнать не сделала ли она на него приворот. Ведь в тихом омуте черти водятся, говорят. Слишком уж она отличается от остальных. Я с Вадимом осторожно пыталась поговорить, но он отмахнулся.
— А что вы ему хотели донести?
— Ну что Татьяна слишком слабая, что ему одному тяжело будет нести ответственность за семью. Что рядом должен быть надёжный человек. Татьяна очень изнеженная, на мой взгляд. Вся такая воздушная... Вадим он тоже такой человек, которого подталкивать приходится. Лишний раз напрягаться он не любит. И вот боюсь, что если у него и жена такая будет, то как они жить-то будут? На одной любви ведь не уедешь! Говорят, мужчина — голова, а жена — шея. Куда повернёт, так и будет. «Шея» из Татьяны так себе...
Марфа разложила карты снова, но скорее для вида, потому что на них она почти не смотрела.
— Валентина, а в карьере у сына есть изменения? За последний год, например.
— Да! Он решил поменять деятельность. Сейчас же все в программирование уходят. Вот и Вадим решил попробовать себя в этом направлении. Отучился на курсах, какие-то заказы берёт. Немного пока, но я вижу, что ему нравится, интерес есть. Ну и он ведь на основной работе ещё работает, поэтому не всё сразу. Он вообще за последнее время изменился, как будто повзрослел. Зарплату задерживали — так он несколько дней в доставке работал. У Татьяны день рождения был, хотел порадовать её. Купил телефон дорогущий, — Валентина поджала губы.
Марфа кивнула, давая понять, что понимает тревогу собеседницы.
— Валентина, карты говорят, что никакого приворота на вашем сыне нет. А вот вероятность того, что он встретил именно свою половинку, своего человека — очень высокая. Знаете, есть люди, сила которых в их слабости, как бы это странно ни звучало. И такие люди часто бывают очень сильны духом. Просто проявляется это не сразу. Как в песне Высоцкого про горы: «парня в горе тяни — риски. Пусть он в связке одной с тобой. Там поймёшь, кто такой». Вы говорите, что сын у вас лишний раз напрягаться не любит, но ведь ради девушки пошёл работать в доставку?
— Да, но я не хочу, чтобы так было всю жизнь!
— Для начала вам надо понять, что всё-таки это его выбор. А потом — что в этом плохого? Мужчина становится сильнее, когда решает проблемы и покоряет вершины. Ему важно было подарить ей телефон, и он решил эту задачу. А ведь мог сидеть и ждать зарплаты. Когда ваш сын встречался с другими девушками, он ведь не думал о смене профессии? Это, конечно, можно списать на возраст — был моложе. Но мне кажется, у него просто не было необходимости расти. Понимаете?
— То есть вы думаете, что со слабой женщиной ему будет лучше?
— Почему вы решили, что она слабая? Только потому, что она отличается от вас? Я уверена, если вы болеете, то не даёте себе полежать в постели больше одного дня. Температуру сбили и снова в бой. Так?
Валентина кивнула:
— Не могу по-другому. Мама такая же была, сами же знаете, годы какие были сложные — некогда отдыхать. Зато я знаю, что справлюсь с любой проблемой.
— Конечно, справитесь. И Татьяна справится. Просто у неё другой путь. И, поверьте, это совсем неплохо. Она помогает расти вашему сыну, помогает раскрыться лучшим его качествам. Ведь раньше он не возил своим девушкам лекарства? А Татьяне привозит. Он и о детях будет так же заботиться.
— Но я хочу, чтобы и о нём заботились!
— Вы думаете это не обоюдно?
— Не знаю... Таня заботится, конечно. И на лентяйку непохожа. Просто мне казалось, что она такая... рохля.
— Думаю, вам просто показалось. Вы видите верхушку айсберга, а то, что спрятано под водой нет. Так же и с вашим сыном. У него проявляются качества, которые, возможно, не открылись бы рядом с другой женщиной. Поэтому, мне кажется, вашему сыну очень повезло встретить «слабую» женщину. Валентина, если вы сейчас будете препятствовать выбору сына, то велик шанс потерять с ним хорошие отношения. Он или сделает так, как считает нужным, но запомнит ваши слова. Либо поступит так, как советуете вы, но тогда будет обвинять вас в том, что вы сломали ему жизнь. Это его жизнь, его выбор. И ещё знаете что?
Валентина взглянула на Марфу, та продолжила:
— Мне кажется, вам стоит поучиться у невестки «слабости».
— Ой нет. Мне проще сделать самой, чем просить и ждать!
— А вы просто понаблюдайте за ней. За её поступками, словами. Вы увидите, что для того, чтобы быть сильной иногда приходится быть слабой.
Валентина спускалась по ступенькам в задумчивости. То, что она услышала не хотело укладываться в голове. Но внутри себя она знала, что в словах бабушки Марфы кроется правда. Есть в них рациональное зерно. Просто неповоротливый мозг не хочет в это верить. Наверное, надо всё осмыслить, понаблюдать. Может, она действительно поторопилась с выводами? Жизнь покажет...
~~~~~~
Каждый человек в нашей жизни — учитель. И мы чьи-то учителя. Так уж устроен мир — люди связаны незримыми нитями. То, что нам кажется наказанием потом оказывается наградой.
Вспомните человека, который причинил вам боль. И подумайте о том, какой урок он вам преподнёс. Иногда это спускает на землю и помогает ощутить к обидчику благодарность. Простить обидчика нужно в первую очередь для вас самих. Простить, это не означает подставить вторую щёку. Это означает - не таскать с собой мешок с камнями из обид. Он же вам мешает жить...
Ну и традиционно все рассказы про любимую вами Марфушу:
Ого-го, а сегодняшний рассказ уже 13-ый! Первый вышел 13 сентября 2021года. И если бы не вы, дорогие кофеманы, то второго бы не было. Очень уж вы любите эту бабулю, а я в ответе за тех, кто на меня подписался, поэтому для некоторых сюжетов даю Марфе микрофон.
Всем хорошего дня и вкусного кофе ☕