Летние каникулы. На июнь меня обычно отправляли в пионерский лагерь, потом к бабушкам-дедушкам. В 70-е, в старом купеческом городе на Тверце, все было еще по старинке. В домах не было привычной для меня ванной комнаты, и в выходные дни все ходили мыться в баню, которую я очень не любила. В субботу был женский день, и с раннего утра я начинала торопить бабушку:
— Пойдем скорей, а то там жарко будет!
— Кто ж так рано ходит? Горе ты мое луковое!..
Бабуле хотелось наоборот более протопленной баньки, чтобы пар был погуще и температура побольше. Но уступала внучке, и мы оказывались среди первых посетителей, купивших билетики на помывку. В нашей сумке предусмотрительно лежало чистое белье, банные мыло и полотенца, коричневая лыковая мочалка.
В помывочной я, что есть силы, вцеплялась в стол с тазами, чтоб выдержать натиск бабушкиной мочалки, зажмуривала глаза от коварного "кусачего" мыла. Потом на меня выливали горячую воду. Иногда я выбегала в раздевалку и пила холодную воду, налитую в металлическую кружку из блестящего оцинкованного бака. Кружка, на всякий случай, была к нему привязана.
Выскоблившись на неделю вперед, выходили разрумяненные на улицу. На сырые волосы непременно повязывали платочки. Почему-то многие считали, что лучший подарок старушкам — это головной платок, поэтому их накопилось у бабули целый сервант. Потому для субботнего похода я могла выбирать каждый раз новый головной убор. Обратно возвращались мимо железнодорожной столовой, где мне неизменно покупали освежающий компот из сухофруктов.
В будни я регулярно ходила в булочную покупать несколько кирпичиков белого и черного. Отпускали не больше четырех каждого вида в одни руки, чтоб не скармливали его своим поросям. Хлеб был горячим и душистым, удержаться от соблазна откусить невозможно. Хоть и говорили, что нельзя есть много свежеиспеченного хлеба, все равно половину буханки, неудержавшись, съедала по дороге. В булочной, у кассы, лежали "дежурный" песочный торт с нарисованной белой и зеленой глазурями березкой и сахарные цветные петушки. Ходили среди детворы слухи, что торт тут уже лет десять лежит, и можно им отравиться, поэтому привлекательными казались только прозрачные леденцы, которые изредка покупались на найденную монетку.
Иногда меня отправляли на площадь Дзержинского за квасом. Привозили туда две желтые бочки — с пивом и квасом, выстраивалась длинная очередь с банками и бидонами. Впрочем, за молочными продуктами очередь была не меньше. Только кефир, молоко и ряженку продавали в обмен на пустые чистые бутылки. В наличии сливочное масло было только топленое, а сыр — колбасный (мы его жарили на сковородке). В магазине "Продукты" всегда лежали только рыбные консервы, ливерная колбаса да килька пряного посола. В бакалее завешивали пшено и длинные серые макароны. Поэтому под Новый год местный рабочий народ целыми автобусами отправлялся в Москву за дефицитом — копченой колбасой. Был случай, что автобус по дороге сломался, пассажирам пришлось на все "колбасные" деньги накупить одеял для согрева. Починили и... вернулись назад.
Но настоящим открытием для меня было развесное мороженое (я раньше его видела только в брикетах и стаканчиках). Когда родители нас оставляли "у деда-бабы" на каникулы, клали в копилку-грибок бумажку в три рубля. :
— Это вам на мороженое.
Мороженое привозили редко, поэтому, как только прошел слух о его доставке, мы отправили младшего брата в палатку (маленький деревянный домик) за холодным десертом. Он крепко зажал в кулачке трехрублевую купюру, взял авоську и побежал за покупкой. Каково было наше удивление, когда он принес целую гору мороженного. Ему отвесили на все деньги. Пришлось лакомство выложить в таз. Все ели-ели, но осилить так и не смогли. Остатки от растаявшего сладкого айсберга достались нашему поросенку Егору. С тех пор решили в копилку складывать только монеты.
А дома у родителей копилкой служила трехлитровая банка, куда складывали десятикопеечные монеты на отпуск. Любимым делом было перед поездкой всей семьей отсчитывать по десять монеток и закручивать в бумагу в виде конфеток. В этот момент мы походили на родственников дядюшки Скруджа. Наверное, отсюда и пошла присказка:
— Где надежней хранить деньги?
— В банке. Трехлитровой.
Сейчас мои дети держат в копилке мелкие монеты, которые используют для игры в "Русское лото".
17.01.2024