Продолжая изучать вопрос адаптации к детскому саду, я сделала вывод, что нужно отталкиваться не от садиковских схем и рекомендаций, а лишь от состояния и особенностей своего ребенка. Только так можно минимизировать стресс малыша.
Недавно привела сына на субботние развивашки, стою вместе с ним и жду, когда освободится педагог, чтобы передать ей ребенка. Заходит папа с мальчиком чуть старше моего, ближе к 3-м годам, раздевает его, и этот бойкий парень убегает, начинает носиться по фойе, рассматривает игрушки, общается со всеми взрослыми. Отец хочет предупредить, что уходит: "Саша, я пошел. Саша!" - мальчик и бровью не повел, ноль внимания на папу, он уже адаптировался. А мой стоит, наблюдает за всеми, обязательно обнимет перед уходом, рукой помашет, только потом пойдет с воспитателем за руку на занятия.
Так вот, все дети разные. И скорость адаптации у всех разная. Поэтому нет единой схемы, которая подошла бы всем детям.
Аналогичное мнение я увидела в книге психолога и педагога Анны Быковой:
Меня умиляют сайты о дошкольниках с четкими графиками адаптации: сколько часов находиться в садике в первый день, сколько в последующие и с какой недели можно оставить на полный день. Мне смешно от этих оторванных от реальной практики рекомендаций.
Дети все разные. Когда родители приводят в первый день ребенка и задают мне вопрос: «На сколько часов сегодня можно оставить?» и «Когда на целый день?» – я задаю встречный вопрос: «А когда вам надо на целый день?» Есть ли какие-то сроки? Часто бывает, что мамы говорят конкретные сроки. День-два, или неделя, или месяц – это связано с датой выхода на работу. И тогда «пляшем» от этой даты. Если день, два – критичные сроки, значит, будет резкое погружение.
Если время терпит, то можно ориентироваться не на дату, а на состояние ребенка. И тогда я говорю: «Пока не знаю, посмотрим». Не знаю, как поведет себя ребенок, оставшись без мамы. Посмотрим на его реакцию.
В первый день я прошу маму или кого-то из родственников ребенка быть где-то поблизости, чтобы при необходимости забрать ребенка в течение получаса после моего звонка. На случай длительного непрекращающегося плача. А дальше все зависит от динамики.
Важно замечать все малейшие изменения. Плачет чуть меньше, идет на контакт с воспитателем, замечает игрушки, взаимодействует с ребятами и так далее – показателей адаптации много.
Когда я начинала водить сына на развивашки, я тоже очень внимательно наблюдала за ним и его поведением. Сначала мы ходили в формате "мама и малыш", были на всех занятиях вместе. Через месяц я стала замечать, что мешаю ребенку, он на меня постоянно отвлекается. Поэтому мы решили попробовать водить его на 2 часа в группу без родителей. Но не сложилось. Эти занятия проходят по вечерам, когда дети уже уставшие и переполнены эмоционально. По крайней мере для нашего сына это оказалось важным моментом - с утра он намного легче на подъем и проще переносит расставание с родителями. Поэтому теперь каждое субботнее утро мы на 3,5 часа отводим его на развивашки. И так ему намного проще - он перестал капризничать и даже рассказывает, что ему нравится на занятиях.
Но как же понять, что ребенок готов к полному дню в саду? Анна Быкова рекомендует обратить внимание на конкретные показатели которые помогут понять, что ребенка уже можно оставлять до вечера:
1. Ребенок идет на контакт с воспитателем.
2. Периоды непродолжительного плача сменяются периодами игр, проявляет интерес к игрушкам.
3. Ребенок что-то съедает за обедом. Хотя бы компот с хлебом.