Во второй половине XIII в. по стопам монахов-францисканцев Плано Карпини и Гильома де Рубрука в Азию устремились европейские купцы. Ближе к концу XIII в. были основаны итальянские фактории на побережье Крыма и Северного Кавказа. Первое известие о генуэзской колонии в Кафе (ныне Феодосия) относится к 1289 г., в XIV в. генуэзцы значительно расширяют свои владения в Крыму.
Опорным пунктом венецианцев в том же Крыму на время стала Солдайя (Судак), уже в 1287 г. там сидел венецианский консул. В первой половине XIV в. венецианцам удалось приобрести квартал в Тане (нынешний Азов) - важнейшем торговом пункте в устье Дона, где в это время обосновались и генуэзские купцы. Из этих опорных пунктов на побережье начинался путь купеческих караванов в страны Азии
Уже в кон. XIII - нач. XIV вв. в Европе появились портуланы (карты) и итинерарии (путевые советы) помогающее в поездках на другой край Евразии. Так, Флорентийский торговец Франческо Пеголотти для путешествия из Таны в Астрахань советует "отрастить длинную бороду и не бриться. И в Тане вы должны позаботиться о том, чтобы обзавестись переводчиком... Кроме того, будет неплохо взять по меньшей мере двоих слуг, которые знакомы с куманийским наречием. И если торговец захочет взять с собой женщину из Таны, пусть возьмет — дорога будет приятнее. Однако, если он возьмет ее, хорошо, если она будет знать куманийский язык."
Путь в Азию был проторен европейцами настолько, что в далеком Чагатайском улусе началась проповедь католичества, где в начале XIV в. этим успешно занимался доминиканец Фома Мангазола. Чагатайский улус был одним из монгольских государств, образовавшихся в Средней Азии в 1224 году после разделения Чингисханом своих завоеваний на четыре части. Улус был назван по так имени одного из сыновей Чингисхана - Чагатая, которому достались эти земли. К началу XIV в. в среде правящей Чагатайскм улусом тюрко-монгольской знати и рядовых кочевников все еще господствовал шаманизм.
К 1329 г. Фома Мангазола возвратился в Европу, но вскоре римский папа Иоанн XXII отправил его обратно в Среднюю Азию уже в качестве епископа Самаркандского, вручив ему письмо к чагатайскому хану. В своём послании от 29 сентября 1329 года Иоанн XXII называет хана «imperatorem Tartarorum, Corassan et Turquestan et Indastan» (императором татар, корассан, Туркестана и Индостана).
Пока Фома Мангазола вместе с группой доминиканцев и францисканцев добирался в Чагатайский улус ситуация там изменилась. Хан Тармаширин, вступивший на престол вероятно в 1326 г., принял ислам и приказал разрушить христианские храмы и синагоги. Но принятие ислама и пренебрежение к древним обычаям монголов привело кочевников к недовольству своим правителем. Против Тармаширина, как против нарушителя Ясы, в 1334 г. было поднято восстание, во главе которого стоял другой потомок Чагатая - Бузан. Тармаширин был свергнут и вскоре убит.
По свидетельствам современников хан Бузан также был мусульманином, но в большей степени придерживался монгольских обычаев. Во время его правления христианам и евреям было позволено восстановить свои храмы. Правление Бузана было недолгим, в том же 1334 г. ему наследовал один из родственников Дженкши. Хан Дженкши также не был сторонником ислама, современники его называли покровителем буддийских жрецов.
Хан, по-видимому, жил преимущественно в Алмалыке (ныне в афганской провинции Герат), сюда в его царствование устремились католические миссионеры. Так, францисканец Николай, отправленный Римским папой в качестве архиепископа в Китай, был хорошо принят при дворе Дженкши. Проезжая через Алмалык около 1336 года, Николай перестроил ранее разрушенный собор и поставил епископом Алмалыка Ричарда из Бургундии. Чагатайские вельможи Карасмон и Юханан (очевидно, несториане) пожертвовали в пользу присланного папой епископа большое имение около Алмалыка.
Скоро после этого мы видим в Алмалыке монахов Франциска из Александрии и Раймунда Руфа, священника Пасхалия Витторийского, монахов Петра из Прованса и Лаврентия Анконского, а также купца Гульельмо Джильотти из Модены. Миссионерам удалось вылечить хана, за что они получили позволение крестить его семилетнего сына, который был наречен Иоанном. Но в 1338 г. Дженкши был убит своим братом Есун-Тимуром. Вскоре хан Есун-Тимур лишился рассудка от угрызений совести и вырезал обе груди у своей матери, которая уговорила его совершить братоубийство.
В свою очередь Есун-Тимур был низложен угэдэйским царевичем Али-султаном, мусульманином. При нем произошли кровавые гонения против христиан, в которых приняла участие мусульманская чернь, все упомянутые католические миссионеры погибли мученической смертью в 1339 г. Вероятно, во время этих событий пострадали также несториане Чагатайского улуса, некоторые из которых занимали важные государственные должности.
Между тем католический епископ Самарканда Фома Мангазола пережил гонения на христиан и вернулся в Европу, источники отмечают его присутствие в 1342 г. при дворе папы Римского в Авиньоне. После Фомы Мангазола в 1359 г. епископом самаркандским был назначен некий Джованни, но неизвестно добрался ли он до своей далекой епархии. О других католических епископах Самарканда нам ничего не известно.
По материалам: Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья.
Злой московит