Леонид Федорович Топтунов - работник
Чернобыльской атомной станции, старший инженер управления реактором 4 блока.
Личность трагическая, возможно, самая трагическая из всех, находившихся в ночь на 26 апреля 1986 года, на смене. Он родился 16 августа 1960 года, в селе Николаевка, буринского района, Сумской области, в семье военнослужащего. Детство же его прошло в городе Ленинске, недалеко от Байконура. Леня рос тихим, послушным, и любопытным мальчиком. Рано научился читать. Знал много стихов. В школу пошел с большой охотой.
В Ленинске закончил пять классов, затем семья переехала в Таллин, где Леонид и окончил школу. Более всех предметов любил математику и физику. Был общительным, имел много друзей, с которыми поддерживал связь до самой своей смерти.
После школы поступил в Обнинский филиал МИФИ г. Обнинск Калужской области- институт атомных электростанций. Впервые оказался в Чернобыле на преддипломной практике, а по окончании института в 1983 году вернулся на ЧАЭС- инженером пульта управления, а позже стал СИУРом - старшим инЖенером управления реактором.
В ту страшную ночь был на БЩУ- 4, вместе с А. С. Дятловым и А. Ф. Акимовым вел тот злосчастный эксперимент. Мне как не специалисту в атомной энергетике сложно рассуждать о том допустил ли он или нет роковую ошибку, приведшую к взрыву. СИУРом он работал лишь четыре месяца, а работа эта чрезвычайно сложна.
Позже писали, что Леонид "провалил" реактор, упустил момент, когда надо было перейти с регуляторов большой мощности на регуляторы малой. Да, так оно и было, скорее всего. Но, подобное переключение на атомных станций делают не люди, а автоматика. И подобных просчетов в конструкции ЧАЭС и самого четвертого блока было много. А чем, безусловно, намеренно замолчали на последующем после трагедии "открытом" процессе, свалив всю вину на эксплуатационников.
В ночь аварии, леонид держался мужественно. Находился в самых опасных местах, не щадя ни жизни, ни здоровья, принимал участие в действиях по локализации трагедии, не покинул БЩУ даже когда получил утром приказ от начальства. В тяжелом состоянии был отправлен в Москву. Скончался от острой лучевой болезни 14 мая 1986 года.
При нем все последние четырнадцать дней его жизни находились родители. Мать дала костный мозг для пересадки, не прижился. Как сказал доктор Гейл, чтобы спасти человека нужно тело, а вся кожа Леонида была поражена, он весь был покрыт ядерным загаром. Матери до последнего он говорил, что действовал по инструкции и ни в чем не виноват. Тем не менее, имя этого достойного человека и после смерти было очернено. А его несчастный отец долго вспоминал, что даже на кладбище к нему подходили люди и поливали грязью Леонида, которого абсолютно не знали при жизни.
Можно лишь посочувствовать этим бедным жертвам пропаганды, видно, не умеющим самим оценивать и взвешивать факты. И хочется надеяться, что пришло, наконец-то, время, когда мужество Леонида Топтунова будет оценено по достоинству, и люди теплом помянут его имя.
Ведь, человек это был честный и очень-очень мужественный, не каждый в двадцать шесть лет, при подобных обстоятельствах повел бы себя, также как он. Поэтому, хочется сказать от сердца: Вечная память тебе, достойный сын своей страны! Мы помним тебя и чтим твой подвиг!