Органическая архитектура — это современный подход к проектированию зданий, который позволяет гармонично сочетать архитектуру и окружающую природу. Сооружения, созданные в стиле органической архитектуры, специально проектируются таким образом, чтобы создать впечатление, что они являются частью естественного ландшафта.
В отличие от традиционных архитектурных решений, органическая архитектура обладает рядом уникальных особенностей. Она основывается на концепции, согласно которой здание должно расти изнутри и приспосабливаться к окружающей среде, формируясь под влиянием природы.
Органическая архитектура позволяет создавать уникальные и индивидуальные пространства, которые гармонично сочетаются с окружающей средой. Она позволяет архитекторам и дизайнерам создавать проекты, которые не только функциональны, но и эстетически привлекательны.
Цель органической архитектуры — создать устойчивую экосистему, в которой материалы и компоненты строительства поддерживают друг друга. Это позволяет создать современный дом или офисное здание, которое выглядит как часть естественной среды обитания.
Органическая архитектура часто достигается за счет устойчивого дизайна, выбора экологически чистых материалов и меблировки. Это способствует созданию комфортных и здоровых пространств для жизни и работы.
Слово «органический» теперь используется как модное слово для описания чего-то, что происходит естественным образом, и это особенно актуально в архитектуре. Макс Бенсе, один из основоположников информативной эстетики, считает, что порядок имеет три степени: хаос, структурированность и форму.
Когда мы рассматриваем полный хаос — здесь нет правил для связи между различными компонентами. В этом случае возможность прогнозирования равна нулю, а инноваций — максимуму.
Определение структурирования — это один организованный порядок со структурой, которая может иметь разные формы. Третью часть порядка Бенсе называет «хаосом или дезорганизацией порядка».
Фрэнк Ллойд Райт использовал слово «органический» для описания своей философии архитектуры. Он популяризировал фразу «форма и функция едины», утверждая, что природа как конечная модель должна влиять на архитектуру.
Фрэнк Ллойд Райт не был заинтересован в архитектурном стиле, потому что он считал, что каждое здание должно расти естественным образом из своего окружения. Он переосмыслил принципы архитектурного проектирования, исследуя природу и открывая ее скрытые измерения, чтобы представить свою идею, называемую органической архитектурой, в начале двадцатого века. Дом должен выглядеть частью холма, а не возвышаться над ним, исходить от природы и принадлежать ей, чтобы холм и дом жили вместе, и счастье каждого из них зависело от существования другого.
В органической архитектуре можно выделить три основных принципа.
Здание должно восприниматься как часть природы, один из полноценных элементов окружающей среды, из которых выросли все теплые и красочные оттенки, гармонирующие с окружением.
Здание также является отдельным элементом, поскольку каждая архитектурная деталь и конструкция должна располагаться на своем месте, учитывая психологические потребности владельца и пользователя, а также иметь уникальную ситуацию.
При проектировании здания важно учитывать все эти аспекты. К зданию следует относиться как к традиционному элементу, учитывая его связь с традициями страны, в которой оно находится. Каждое здание имеет свою индивидуальность, которая может быть выражена не только в плане дома, но и в связи с традициями страны. В конечном итоге органическая архитектура стремится к созданию естественного порядка.
Учение о жизни как об активности автономной системы гласит, что она возможна благодаря организации системы, а не отдельных её частей. Существует аналогия с бизнесом, клубом или командой, у которых есть общая цель. Цель организует процесс, и в результате формируется иерархическая структура. Каждый компонент такой системы связан с предыдущими и последующими: в качестве примера можно привести семью, где все члены физически связаны, имеют общую фамилию, и их родственность узнаваема окружающими. Это образует основу для создания целостности. В обсуждении вопроса о дизайне важной задачей является выбор среды для выражения этих связей.
Согласно этому определению, органическая архитектура не обязательно должна быть «земной» по отношению к материалам, форме или пропорции. Брюс Гофф определил органическую архитектуру как то, что растет изнутри наружу благодаря естественному использованию материалов, поэтому форма является единой с функцией и упорядоченной духом.
Природа и архитектура земли
Под органической архитектурой понимаются здания, которые созданы в соответствии с природой. Они строятся из материалов, которые можно найти на земле, таких как дерево, камень, почва, песок и вода, без существенных изменений. Также они имеют формы, которые отражают особенности окружающего ландшафта.
Эти здания создают гармоничную связь с природой, позволяя людям наслаждаться ее красотой и величием. Они являются выражением уважения к природе и ее способности создавать красоту и гармонию.
Фрэнк Ллойд Райт впервые использовал термин «органическая архитектура» в статье для журнала Architectural Record в августе 1914 года. Он писал, что «идеал органической архитектуры — это разумное, рациональное здание, стиль которого обязан своей целостностью индивидуальному подходу к его разработке для достижения конкретной цели — “мышления” и “процесса чувств”. Хотя определить органическую архитектуру нелегко, в зданиях Фрэнка Ллойда Райта есть принципы, которые выходят за рамки его личного выражения. Важно отметить, что Райт не был первым архитектором, использовавшим термин “органическая архитектура”, и не был последним. Концепция органического стиля имела разное значение для разных архитекторов и проявлялась по-разному».
Некоторые принципы органической архитектуры Райта
Здание и место
В органической архитектуре здания и места имеют особые отношения. Место должно быть дополнено зданием, и здание частично черпает свою форму из природы места. Иногда это происходит за счет сходства (дом в прерии и пейзаж прерии), иногда за счет контраста (падающая вода и лесная опушка). В природных условиях здания могут открываться наружу (дома в стиле Usonian), а в городских – поворачиваться внутрь (здания Larkin и Johnson Wax). Здание вырастает из ландшафта так же естественно, как и любое растение; его связь с местом настолько уникальна, что в другом месте оно было бы неуместно.
Материалы
Материалы используются просто таким образом, чтобы подчеркнуть их врожденный характер и оптимизировать их индивидуальный цвет, текстуру и прочность. Один материал не маскируется под другой. То, как здание собирается вместе, как один материал соединяется с другим; сама форма здания должна быть выражением природы используемых материалов. В органической архитектуре используется всего несколько материалов, как внутри, так и снаружи.
Укрытие
Здание должно вызывать ощущение укрытия, убежища или защиты от стихии. Его обитатели не должны испытывать недостатка в уединении или чувствовать себя незащищенными.
Пространство
«Реальность здания состоит не из крыши и стен, а из пространства внутри, в котором предстоит жить», – говорит Райт. Внутреннее пространство определяет внешнюю форму (как в Unity Temple). Внутреннее пространство не упаковано в коробки, называемые комнатами; скорее, пространство должно свободно перетекать из зоны интерьера в зону интерьера.
Комнаты никогда не бывают простыми прямоугольниками, они разбиты по вертикали и горизонтали (альковы, L-образные формы, опущенные потолки и палубы), чтобы дать глазу и уму нечто восхитительное, а иногда и загадочное. Пространство никогда не бывает полностью понятным, если смотреть на него с одной точки, его нужно постепенно прочувствовать, перемещаясь по нему. Одно пространство может вводить другое, усиливая эффект, или функционировать как часть серии, как, например, игровая комната в коридоре и игровая комната в доме.
Пропорция и масштаб
Человеческое тело должно быть мерилом здания и его обстановки. Райт говорил о «целостной гармонии пропорций с человеческой фигурой – чтобы все детали были продуманы так, чтобы сделать отношения человека с архитектурой не только удобными, но и очаровательными».
Природа
Природа – это школа архитектора. Творческие возможности формы, цвета, рисунка, текстуры, пропорций, ритма и роста демонстрируются в природе.
Органическая архитектура не имитирует природу, а ориентируется на природные материалы, участок и людей, которые будут жить в здании.
Отдых
Тихое, безмятежное, спокойное пространство – подходящая среда для развития человека. Оно достигается простыми архитектурными массами, которые отражают незагроможденное пространство внутри и тщательно соотносятся с участком.
Грамматика
У каждого здания своя грамматика, свой словарь узоров и форм.
Таким образом, все части здания, от мельчайших деталей до общей формы, говорят на одном языке. Грамматика может быть совершенно разной для двух зданий, хотя оба они органично спроектированы (Johnson Wax Building против Taliesin West).
Орнамент
Не вся органическая архитектура имеет орнамент, но если он используется, то разрабатывается как неотъемлемая часть материала, а не наносится. Примерами могут служить узоры, отлитые в бетоне или вырезанные в камне, панели из свинцового стекла, мозаика из плитки или стекла.
Человеческие ценности
«Все ценности – это человеческие ценности, иначе они не имеют ценности», – говорит Райт. «Человеческая польза и комфорт должны прочно владеть каждым интерьером, должны ощущаться в каждом экстерьере».
Простота
Органическая архитектура проста, потому что ее схема и дизайн ясны. «Высшая форма простоты не проста в том смысле, что прост младенческий интеллект, и не проста, если уж на то пошло, боковая стенка сарая. Простота в искусстве – это синтетическое положительное качество, в котором мы можем увидеть свидетельство ума, широту замысла, богатство деталей и вместе с тем ощущение завершенности, которое можно найти в дереве или цветке».
Механические системы и отделка
Они являются неотъемлемой частью здания: их не добавляют, не вставляют и не выставляют напоказ. Скульптура и живопись должны стать элементами общего дизайна. Мебель должна быть встроенной, насколько это возможно. Хотя это не все принципы органической архитектуры Райта, они описывают его общую философию. Органический дизайн стремится включить их в себя, но даже Фрэнк Ллойд Райт не смог полностью реализовать их в каждом из своих зданий. Как писал сам Райт: «Полная цель идеала органической архитектуры никогда не достигается. Да и не нужно. Какой идеал вообще может быть достигнут?».
<Продолжение статьи> Коновалова Д.В., ИАиД
А также: