- И что же? Мы теперь так и будем сидеть сложа руки?! – воскликнул Кирилл минут через десять. По всей видимости, он устал ждать, когда учитель что-нибудь им скажет. От его слов все пришли в движение. Устали ждать.
Платон Иванович открыл глаза и уставился на своего ученика. Он не спал, но отдыхал и думал, как лучше поступить дальше. Не хотел рисковать жизнью и здоровьем детей лишний раз, но и просто сидеть сложа руки, как правильно высказался Кирилл, было просто не в его правилах.
- Иногда, – медленно произнёс он, – пауза – это лучшее, что ты можешь сделать. Идти сейчас куда-то бессмысленно. Мы не знаем, какая ситуация в городе. Дождёмся спасателей, и с их помощью либо доставим вас по домам, либо найдём ваших родителей.
- Сейчас в городе небезопасно, – согласился Егор, оглянувшись назад. Туда, где он провалился. – Не знаешь, что тебя ждёт на каждом шагу! Никто не был готов к такому.
- А пока… – Платон сделал эффектную паузу, – мы поможем врачам больницы. Всем, чем сможем помочь. Будем разбирать завалы, помогать перемещать больных. Им здесь и сейчас нужна помощь. Нужны руки. Но без фанатизма! В разрушающиеся здания всем вам я идти запрещаю!
Ученики его бурно поддержали. Платон понимал, что в такой ситуации просто сидеть – время тянуть. В бездействии оно шло ещё медленнее, ещё мучительнее, заставляя думать о неприятных вещах. Да и не в том они месте находятся, чтобы просто ждать. Он решительно встал и направился в лабораторию для разговора с главным врачом больницы Валерием Борисовичем.
***
Спасатели всё прибывали и прибывали в их многострадальный город. Как будто их прорвало, и все устремились скорее на помощь! Вот только помощь эта немного опоздала: уже успели мобилизоваться не только дети под руководством Платона Ивановича, но и другие выжившие люди.
Как предполагал учитель физкультуры, в больнице спасатели появились в первую очередь. Здесь расчистили площадку для санавиации и начали эвакуировать тяжёлых больных, который стали привозить сюда из всего города.
Платон Иванович, Егор Сергеевич и все присутствующие дети помогали как могли. Ночь они провели в лаборатории. Спали по очереди, прямо на полу в коридоре. А утро начали разбирать завал возле бокового входа, чтобы другие в случае чего смогли получить медицинскую помощь.
- Отправьте кого-нибудь в стационар, – скомандовал Валерий Борисович, оглядев полураздетых детей и взрослых. – У нас там пижама есть. Всё лучше, чем голышом! Погода, видимо, фортель очередной выкинет: жара стояла летняя, а сейчас холодает так, как и должно быть в мае.
В обед к ним неожиданно присоединилась Светлана Андреевна. Никто не понял, откуда она появилась, но то, что женщина их нашла – было неудивительно. Знала же, куда все идут.
Светлана Павлова выглядела ужасно! Вся одежда женщины была изодрана, там, где она сохранилась, была заляпана грязью. Вместо слов, она молча присоединилась к работам.
- Стойте! Вам лучше переодеться, – остановил её Платон Иванович.
Женщина молча (!) кивнула. Ни одного ехидного слова, ни одного возмущённого высказывания не сорвалось с её уст, пока он вёл её к стационару, где им выдали ещё одну пижаму. Молча Светлана переоделась и так же молча отправилась обратно. Никому, даже сыну, она не сказала, что с ней случилось.
Так и работали почти половину следующего после землетрясения дня: разгребали завалы, помогали спасателям до самого вечера, пока их не отвезли на городской стадион, где собрались уцелевшие жители города. Здесь, в толпе их пути разошлись: все кинулись искать своих родных.
Платон смотрел на разбежавшихся учеников и повернулся к Егору Сергеевичу. Тот тоже активно вертел головой по сторонам.
- Иди, Егорушка, ищи своих, – негромко произнёс учитель физкультуры. Он чувствовал, что его коллега не решается бежать в толпу, как это сделали дети, только чтобы не оставлять его одного. – И я своих поищу, – соврал Платон. И эти слова подстегнули учителя информатики: Егор кивнул и быстро исчез с горизонта.
Платон Иванович выдохнул. Он никому не рассказывал про Лизу и родителей. Никогда не говорил, что у него в этом городе родных нет. Не собирался говорить и теперь. Выждав минутку, он, никем не замеченный, покинул стадион и медленно направился в сторону дома.
Авось уцелел.
Год спустя
- Поприветствуем! Платон Иванович! – прокричал ведущий в микрофон и первый зааплодировал. Его поддержал зал и под бурные аплодисменты, чувствуя себя не в своей тарелке, Платон Иванович вышел на сцену. В голове его билась одна-единственная поддерживающая его мысль: «Последний раз… Это всё в последний раз!»
Он посмотрел в зал. Если было бы темно, было бы проще. Учитель не видел бы лиц. Но это был лекционный зал, и он хорошо освещался. Платон видел людей, сидящих в креслах и стоящих вдоль стены. Зал был полон, как никогда раньше!
Мужчина приметил Егора Сергеевича с худенькой женщиной, очевидно, его женой. Буфетчицу тётю Галю, абсолютно седую и сильно постаревшую, а вокруг неё несколько взрослых и маленькую девочку лет пяти. Романа, сидящего с хмурым мужчиной. Платон Иванович его узнал: это отец Ромы. Мужчина ходил с ними в походы. Нашёл глазами и Игоря с мамой. Он видел здесь и других своих учеников, и это его поддерживало.
А ещё учитель с грустью подумал, ещё раз окинув взглядом зал, что некоторые из его учеников уже никогда не станут взрослыми. К сожалению, стихия застала всех в разных условиях. Дома, претензий к строительству которых не было, оказались неустойчивыми к колебаниям земной поверхности. В городе обрушилось полностью 10 зданий, незначительные разрушения были в семнадцати домах в разных районах. Больше всего пострадал район школы, на месте которой теперь собираются возвести памятную аллею по всем, кто не пережил стихию.
Без погибших не обошлось. Природа не выбирала, кому жить, а кому умереть. Для неё нет сильных и слабых. Для неё всё человечество – это крохотные песчинки на земной поверхности. Разве сможет песчинка обуздать природу, подчинить её себе?
Город восстанавливали семимильными шагами, но многие отсюда просто уехали. Слишком тяжело было оставаться здесь, после такой мощной катастрофы и потери близких. А сегодня, в день памяти по погибшим во время землетрясения, все собрались в одном из лекционных залов института, к счастью, совершенно не пострадавшего. И здесь было совсем немного очевидцев тех событий. Больше половины зала занимали люди, не соприкоснувшиеся с трагедией годичной давности: кого-то не было в городе, кто-то приехал сюда после всего случившегося. Да-да, нашлись такие любители острых впечатлений! Из «команды» учителя остались только Рома, Аня, Игорь и Лёня. Все остальные, даже та-кого-нельзя называть, покинули город.
- Для тех, кто всё это время жил в бункере, скажу пару слов о Платоне Ивановиче, – с шутливыми нотками в голосе продолжил ведущий. Он слегка рассмеялся, и некоторые из присутствующих его поддержали, а Платону стало противно. Где взяли этого парнишку? Ему объяснили, что мероприятие траурное? Такое ощущение, что раньше он вёл только КВН! – Учитель, эвакуировавший группу школьников из аварийного здания. И вместе с ними он оказывал помощь медикам в третьей городской больнице. Все его ученики – участники туристического кружка, основанного им же. Ух! Настоящий герой нашего времени!
Внутренне Платон сжался. Ему вот это всё было не нужно. А зал снова взорвался аплодисментами. Не в силах это больше слушать, Платон вырвал микрофон из рук ведущего, и жестом попросил тишины. Зал замер.
- Спасибо… Э-э-э... Это красиво звучит сейчас, когда мы уже немного отошли от событий годичной давности… Всё, о чём вы сегодня здесь говорите, неважно. Важно, чтобы вы поняли: мир меняется. Он никогда не стоит на месте. Достаточно заглянуть хотя бы в учебник по истории! Не было ни одной спокойной эпохи! Были эпидемии, войны, природные катаклизмы. Не нужно думать, что ваши дети проживут жизнь в сытости и спокойствии. Что всегда и всё в их век будет стабильно. Такого никогда не было, так с чего в ваши глупые головы пришла мысль, делать из детей кисейных барышень, неспособных на выживание?
Платон Иванович говорил грозно, и зал притих. Все собрались почтить память погибших, и чествовать героев. А то, что учитель ОБЖ и физкультуры будет их отчитывать, никто не ожидал. Предыдущие выступающие просто говорили несколько слов в память погибших, и вспоминали, как трудно им всем пришлось. Смахивали слезу и уходили со сцены.
Вот только учитель не собирался поддерживать эту тенденцию. Ему дали слово, и он воспользовался им по-своему.
- Незадолго до землетрясения меня собирались судить. Посадить. За то, что в походе дети пользовались топором. И общественность встала не на мою сторону, а на сторону матери.
Мужчина увидел, как на этих словах Светлана Андреевна беспокойно заёрзала. Она за этот год успела много раз попросить у него прощения. И он говорил не для того, чтобы её сейчас пристыдить, а напомнить о том безумии, которое творилось ДО всех событий. И которое продолжает твориться в разных уголках необъятной Родины.
По залу прошелестел общий возглас удивления, а Платон Иванович поморщился от циничности находящихся здесь людей: он был уверен, что среди такого огромного количества людей были и те, кто травил его в соцсетях. Сейчас в этом уже никто не признается.
- Я молчал, – продолжил учитель. – Принял всё как есть, хотя внутри меня кипело возмущение. А теперь понимаю, что молчать не нужно было! Учителя тоже люди, и мы тоже ошибаемся. Я ошибся, не став громогласно себя оправдывать! Так же, как большинство подвергнувшихся репрессиям учителей, я отошёл в сторону. Почему? Потому что нет сил, чтобы выслушивать лживые, надуманные обвинения и нет желания. Проще уйти из школы ещё до конца всех разбирательств, чем слышать, как твоё имя полощут на каждом углу. Но задайте себе вопрос: если все учителя уйдут из школ, кто будет учить ваших детей? Почему вы думаете, что учителя – это не люди? Почему пытаетесь из них сделать обслуживающий персонал? Что сделали ваши дети, что в столь юном возрасте взрослые, образованные люди, должны подтирать им попу и вытирать сопливые носы?
Зал молчал. Молчал и Платон Иванович. Он понимал, что это звучит немного жёстко, и понимал, что выражения можно было бы выбирать и получше, но не хотел этого делать. Выждав немного, мужчина продолжил:
- Наша общая цель – родителей и учителей – подготовить детей к жизни. Школьные знания – это хорошо. Они помогут сдать экзамены, получить специальность и работать. И мы к этому стремимся. Но! Мы должны в обязательном порядке развивать детей всесторонне. Мы же не знаем, что их ждёт в жизни! Как не знали, что в нашей зоне может быть землетрясение такой мощности! К нему никто не был готов! Я не был готов! Дети не были готовы! Сейчас со сцены звучат красивые и громогласные слова о том, что я спас группу школьников. Если разобраться, то МЫ спасли друг друга. Мне повезло оказаться рядом с детьми, которые умеют действовать в экстремальных ситуациях.
Платон закрыл глаза. Он вспомнил, как спустя время после того злополучного дня выяснилось, что целый месяц вокруг города ощущались едва различимые толчки, но никто не отреагировал. Потому что никто не думал, что здесь может случиться такое!
Вспомнил, что в десяти километрах от города проводили какие-то подземные работы со взрывами. Об этом говорили в первые дни после трагедии, а потом вдруг замяли. Все новости из интернета удалили.
Платон прекрасно сознавал, что окружающая среда не стремится уничтожить человека, но всегда даёт свой ответ на его вмешательство в природу. И он не был юнцом-максималистом, чтобы верить, что люди станут лучше относиться к планете. Нет, он был реалистом. Поэтому сегодня он не пустил слезу по погибшим, а заговорил. Заговорил о серьёзных вещах в надежде, что кто-нибудь одумается так же, как одумалась Светлана Павлова.
- Я выступил с инициативой открыть курсы выживания для детей. Их можно назвать как угодно: курсы подготовки к экстремальным условиям, секция туризма, кружок повышения знаний об окружающем мире… Мне не разрешили. Сказали, что это излишне. И что перед школой стоят совсем другие задачи.
Платон вздохнул и тихо закончил:
- Ничего не изменилось. Люди погибли зря. Дети погибли зря. Этот мир уже ничто не спасёт. И пока мы не примем тот факт, что человек не является вершителем мира, люди будут гибнуть из-за нашего самомнения. Из-за уверенности, что катастрофы происходят всегда где-то, и нас они никак не коснутся. Учите своих детей всему. Готовьте их к жизни. У меня всё.
Платон Иванович сунул микрофон в руки застывшему ведущему и быстро спустился со сцены.
Год назад он в одних трусах вместе с детьми дошёл до больницы. Все мёрзли. Все устали. Морально были истощены больше, чем физически. Сутки после землетрясения никто ничего не ел. А сейчас, в этом зале все одетые, сытые… Нет, не сытые. Зажравшиеся. И это состояние самое страшное для всего человечества.
Все опьянены благами мира. И ничего никого уже не волнует. Дети с рождения получают всё, что только захотят: одежду, технику, путешествия. Им не нужно стремиться к чему-либо. Они не знают, что у них есть внутренние ресурсы, и чем старше становятся, тем труднее будет ими воспользоваться.
Платон шёл по притихшему залу прямо к выходу. За его спиной оставались родители, Лиза, ученики их школы и учителя, погибшие год назад при землетрясении. Позади оставались слёзы Даши над телами родителей, слёзы Миши над телом младшей сестры. Бесконечный плач и истерики людей, когда из завалов доставали очередное тело… Платон всё это оставлял здесь, в этом самом зале.
Ему предлагали стать директором, Платон отказался. Предлагали возглавить разные образовательные инициативы, но отвергали его собственные. А он всего-навсего хотел продолжать своё дело. Быть учителем.
Сегодня Платон Иванович покидал город, чтобы занять должность учителя в сельской школе, директор которой поддержал его желание обучать детей не только по программе, но и готовить их к жизни. Он надеялся, что она у них будет счастливой, но никто не может гарантировать это, а значит, вверенные ему дети будут готовы к жизни в любых условиях.
На пороге лекционного зала Платон Иванович обернулся. Все смотрели на него, а в зале стояла тишина. Может, эти люди думают, что он сошёл с ума, и сочувствуют ему. А ему было всё равно. Он шёл своим путём. Той дорогой, которая для многих показалась неверной и противоестественной. Ненужной современным детям. Их детям.
Что же, мужчина спорить не стал ни с кем. Ни с людьми, ни с самим собой.
Конец. Предыдущая часть 👈
Если вам нравятся мои рассказы, вы можете поддержать (или поблагодарить) меня донатом на карту 5599 0020 0897 2392 (Юмоней).