Найти тему

К речному вокзалу по Волге вдоль набережной 62-й Армии. Волгоград, часть 12

В предыдущей статье я рассказал о нескольких памятниках на набережной 62-й Армии, посвящённых защитникам Сталинграда в годы войны. Свой рассказ я прервал напротив мемориального комплекса БК-31, сегодня продолжим «плавание» до речного вокзала. На снимке – панорама набережной от амфитеатра до речного вокзала.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Амфитеатр на 2300 мест находится на нижней террасе набережной рядом с мемориальным комплексом. Строительство амфитеатра (как и создание мемориального комплекса) завершили в 2022 году в ходе реконструкции Центральной набережной

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Расстояние до амфитеатра:

от Волгоградского моста – 2,1 км;
время в пути – около 9 минут.

К амфитеатру слева и справа от улицы Маршала Чуйкова ведут две лестницы, одна из них видна среди деревьев на снимке.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Участок набережной между амфитеатром и центральной лестницей. На снимке справа, ниже чайки, меня заинтересовала ротонда на крыше здания.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Ротонда расположена на крыше 5-этажного жилого дома 1946 года постройки по адресу улица Советская, 20. В адресе фигурирует одна улица, на самом деле дом выполнен в виде четырёхугольника и своими фасадами выходит на 4 улицы: Советскую, Соколова, Маршал Чуйкова и Комсомольскую. Со стороны последней и находится ротонда.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Продолжаем двигаться вниз по течению, в поле зрения появились новые достопримечательности – Музыкальный театр и пропилеи центральной лестницы.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Набережная в районе Музыкального театра. Уже напротив театра можно рассмотреть причальные приспособления – отбойные приспособления (амортизаторы) и кнехты.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Здание Музыкального театра крупным планом. Перед театром – кафе, тоже с колоннами.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Каменное здание Музыкального театра строилось с апреля по ноябрь 1903 года и изначально предназначалось для размещения в нём Общественного собрания. В своём первом варианте главный фасад смотрел не на Волгу, а на Крайнюю улицу. После революции в здании театра размещался Царицынский комитет РКП(б), затем клуб имени Воровского. В 1936 году здание перепрофилировали под Дворец физической культуры и спорта. После войны здание восстановили, а в 1956-1960 годах провели реконструкцию в стиле советского неоклассицизма по проекту архитекторов Н.П.Куренного, И.Е.Фиалко, В.С.Макаренко, Д.В.Ершовой.

Сталинградский театр музыкальной комедии был основан в 1932 году. Здание на набережной передали театру в 1952 году. Театр прославился своими опереттами, при этом репертуар театра постепенно расширялся, и в 1995 году, к этому времени уже Волгоградский театр музыкальной комедии, получил статус Музыкального театра.

Расстояние до Музыкального театра:

от Волгоградского моста – 2,7 км;
время в пути – около 13 минут.

Рядом с бывшим зданием Общественного собрания находится ещё один исторический объект – Царицынская водокачка.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

До конца XIX века в Царицыне водопровода не было, хотя разговоры о его сооружении начались с конца 1860-х годов. И только в октябре 1890 года водопровод, строительство которого велось фирмой «Бромлей и К» по проекту инженера Н.П.Зимина менее года, был торжественно открыт. Здание водокачки тогда выглядело иначе, историческое здание разрушалось дважды – в 1920 году его взорвали белогвардейцы при отступлении, восстановили его осенью 1922 года. Во второй раз было разрушено во время Сталинградской битвы. Современный вид с колоннами Царицынская водокачка приобрела после её восстановления в 1940-1950-е годы. В настоящее время водокачка находится в резерве, часть здания законсервирована, часть занята администрацией. Здесь же располагается (или располагался?) Музей Водоканала. По информации из интернета, судьба памятника архитектуры в настоящее время неопределённа, здание может быть разрушено в третий раз, и, возможно, уже навсегда.

Приближаемся к главному сооружению набережной – Центральной лестнице. Это сооружение узнаваемо, является одним из символов Волгограда. Лестница на верхней террасе украшена двумя восьмиколонными пропилеями. Правее лестницы оборудован 9-й причал, ниже по течению – причал №10.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Взгляд вдоль лестницы и улицы Аллея Героев на собор Александра Невского в Александровском саду. До собора с фарватера около 1,5 километров. На снимке справа – жилой восьмиэтажный дом постройки 1960 года на углу улиц имени Маршала В.И.Чуйкова и Аллеи Героев. Слева – семиэтажный жилой дом постройки 1959 года. На зданиях размещены: слева – золотая звезда Героя Советского Союза, справа – орден Ленина.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Расстояние до Центральной лестницы:

от Волгоградского моста – 2,9 км;
время в пути – около 14 минут.

Подходим к конечной точке сегодняшнего обзора – речному вокзалу. У причала стоит четырёхпалубный «Тихий Дон», к нему мы будем швартоваться вторым бортом после того, как развернёмся против течения. Швартовка всегда производится навстречу потоку.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

Пока же мы движемся вниз по течению, оставляя справа по борту здание речного вокзала.

Фото 14.09.2023.
Фото 14.09.2023.

В Царицыне и Сталинграде основной упор на Волге очень долго делался на грузоперевозки, первые проекты строительства речного вокзал стали появляться только в 1930-х годах. Но потом помешала война, и первое решение вопроса с речным вокзалом состоялось в 1952 году. В этот год в этом месте появился временный деревянный павильон, а суда причаливали к трёхпалубному дебаркадеру. В 1964 году от короткого замыкания электропроводки сгорел временный павильон, это происшествие ускорило принятие решения о строительстве капитального здания речного вокзала. В 1967 году началось строительство гидротехнических сооружений, в 1969 году приступили к закладке фундамента здания вокзала. Первая очередь вокзала была сдана в эксплуатацию в 1980 году, вторая – в 1989 году. В настоящее время доля транспортной функции речного вокзала в нынешнем транспортно-развлекательно-торговом назначении сооружения значительно сократилась.

В следующей статье, сразу за вокзалом, наш теплоход «Сергей Кучкин» развернётся на 180 градусов, и уже против течения подойдёт к «Тихому Дону» для швартовки.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнениеи, конечно же, ставьте лайки!

#волгоградскаяобласть #волга #речныекруизы #набережная62армии #волгоград