Вице-премьер России Андрей Белоусов, выступая на Дне предпринимательства, заявил, что показатель роста ВВП на 3,6% в 2023 году не означает выход экономики на траекторию устойчивого роста.
Вот цитата:
Это говорит только об одной важной вещи, что мы справились с санкционным шоком, санкционный удар мы выдержали и его преодолели, но это совершенно не говорит о том, что мы вышли на траекторию устойчивого экономического роста.
Также он добавил, что выход на эту самую траекторию - это только задача предстоящих шести лет, и чтобы на нее выйти, необходимо осуществить "достаточно масштабную структурную перестройку". Он также напомнил о большом количестве системных ограничений, прогнозируемом падении экспорта углеводородов и сильном дефиците трудовых ресурсов, с которым столкнулись 80% российских предприятий.
Вроде все звучит вполне здраво и реалистично. Но вот, со слов российского президента, экономика вышла на эту траекторию роста еще осенью 2022 года.
Если кто-то захочет поспорить, что тогда он говорил о траектории роста без прилагательного "устойчивый", то хорошо, осенью 2023 года он говорил уже и об устойчивости.
Ну и, собственно, во время послания Федеральному собранию 29 февраля он говорил то же самое.
О чем все это говорит? О том, что нужно четко разделять политические лозунги и реальность, тем более, когда речь идет об экономике.
Андрей Белоусов - один из тех немногих чиновников, который, как правило, говорит не языком пропаганды, а языком объективных экономических реалий. К таким чиновникам относится и Эльвира Набиуллина, которая, к слову, тоже нередко охлаждает заявления президента и других высокопоставленных лиц об успехах российской экономики. Я приводил такой пример после предыдущего выступления Путина:
В то же время, и Андрей Белоусов, и Эльвира Набиуллина - судя по всему, очень ценные кадры для российской власти и лично президента, потому что он всегда поддерживает проводимую ими политику.
Если Набиуллина отвечает за финансовые вопросы, то Белоусов - как раз за направления развития экономики. То, как развивается российская экономика, во многом определяет именно он. Например, я не раз показывал, что даже курс доллара в России приводят к той отметке, которую называет Белоусов:
Поэтому, чтобы сложить объективное мнение о российской экономике, лучше прислушиваться к тому, что говорят, к примеру, Набиуллина и Белоусов, а не к политическим лозунгам.
Почему Белоусов считает, что этот предмет гордости ВВП 3,6% нельзя считать выходом на траекторию устойчивого роста? Да все просто: нужно понимать, за счет чего он достигнут - это очень сильный рост выпуска продукции, связанной с оборонно-промышленным комлексом:
При росте ее выпуска на десятки процентов, все остальное, в основном, оставалось на околонулевых значениях или даже падало. Вот и получились "средние по больнице" 3,6%. Но их обеспечила совсем не та продукция, которая двигает экономику. Почему - на упрощенном примере пояснял в отдельной статье:
Сегодня эта продукция востребована, хоть и не создает эффекта мультипликатора в других сферах, а завтра? Когда-нибудь в любом случае потребность в ней упадет так же стремительно, как она выросла в прошлые годы.
А значит, ни о какой "устойчивой траектории роста" и речи быть не может. Если исключить из ВВП продукцию ОПК, там будет околонулевой рост. Так что, и ни о какой траектории, и ни о какой устойчивости пока не может быть и речи. Все эти траектории и устойчивости основаны лишь на шаткой сиюминутной ситуации. И если, ну вдруг, получится на нее выйти лет через 6, как заявляет Белоусов, то это еще будет хорошим результатом. Потому что "устойчивый рост" в последний раз наблюдался в российской экономике в нулевые годы.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.