Найти в Дзене

Моретта, баута, вольто-маски для ежедневного ношения.

Дамы в маске Вольто, карнавальных костюмах и треуголках с плюмажами.
Дамы в маске Вольто, карнавальных костюмах и треуголках с плюмажами.

Когда слышишь слово «карнавал», вспоминается Венеция с ее яркими карнавальными костюмами и масками.

Светлейшая Республика Венеция- независимое государство, существовала с конца VII до конца XVIIIв.

В период Возрождения Венеция, сильная и богатая, привлекала иностранцев пышными празднествами. Специфика венецианского быта позволяла носить маски не только в период Масленицы, но и в течение года. Предполагают, что ношение масок компенсировало жесткую классовую систему, позволяя незнатным людям сохранить инкогнито и достоинство.

Пьетро ЛонгиII "Ridotto"("Фойе")1760гНа картине изображены венецианцы в масках баута. На ребенке слева возле женщины в синем корсете тоже маска.
Пьетро ЛонгиII "Ridotto"("Фойе")1760гНа картине изображены венецианцы в масках баута. На ребенке слева возле женщины в синем корсете тоже маска.

Массовые гуляния на Масленицу по документальным свидетельствам начали проводиться не позднее 1094г. И уже с 1296г Венецианский карнавал государственным указом Сената объявлен официальным государственным праздником.

Карнавал начинался 26 декабря и длился до Пепельной среды, предшествующей Великому посту. В этот период сбрасывались социальные оковы, запреты на удовольствия, разрешалось ругать власть, чтобы в народе не накапливалось возмущение и протесты. 

 Пика популярности в Европе Венецианский карнавал достиг в XVIIIв. Но после оккупации Венеции НаполеономI, бывший император Священной Римской империи император Австрии ФридрихII запретил ношение масок и проведение карнавала. Только в 1976г после фильма Федерико Феллини «Казанова» ситуация переменилась. Режиссёр Федерико Феллини, создатель масок Геррино Ловато, театральный режиссёр Маурицио Скапарро предложили идею возрождения карнавала. И для популяризации культурного наследия Венеции в 1979г правительство Италии эту идею поддержало. 

Современные венецианские костюмы
Современные венецианские костюмы

Во многом успех Венецианского карнавала обязан ярким маскам, изготавливаемым гильдией маскерари(mascherari). Самое раннее упоминание о ношении маски в Венеции встречается в ХIIIв. 

 На человека в маске не действовали строгие законы о роскоши-право ношения украшений, дорогих тканей, определенных цветов,- ограниченные для представителей некоторых профессий и социальных классов. Маска помогала скрыть пол, религиозную принадлежность, личность.

Так как в маске человек чувствовал себя безнаказанно из-за неузнанности, часто под маской встречались мошенники, воры, что и приводило к эксцессам. Власти принимали ограничивающие произвол указы. 

В 1113г запретили расхаживать ночью в масках и карнавальных костюмах. В 1339г венецианцам в масках запретили красить лицо, носить накладную бороду и вызывающе одеваться.

В 1458г переодетым в женщин мужчинам запрещалось проникать на территории монастырей. Существовал запрет на ношение оружия и музыкальных инструментов, которые можно использовать как оружие, лицам в масках. И в 1608г вышел указ, запрещающий ношение масок, кроме периода карнавала.

Самая забавная вариация маскарадного костюма «маска-одеяло» (Maschera da Coltra):края покрывала связывались между собой и сооружение надевалось на голову как паранджа.

Мужчины в карнавальных костюмах Ньяга(Gnaga)
Мужчины в карнавальных костюмах Ньяга(Gnaga)

В карнавальный костюм Ньяга(Gnaga) с маской капризного женского лица, одевались мужчины, переодетые в женщин и говорившие фальцетом («мяукавшие»). Название пошло от итальянского «мяу»(gnao).

  • Курьез: В XVIв во Франции появляется аксессуар cache-nez(спрятанный нос»), защищающий лицо во время верховой езды от холода и грязи. Изначально кашне выглядело как полумаска, прикрывающая верхнюю часть лица, из черного шелка или бархата. В Англии совместили с капюшоном. В XVIIIв этим термином начали называть длинный шарф, обматывающийся вокруг шеи.

В Венеции, на небольшом пространстве в скоплении людей, знающих друг друга, маска была единственным способом оградить частную жизнь от любопытствующих соседей. Даже на детей надевали маски. Существовали маски повседневные и отдельно карнавальные. Повседневные маски баута, моретта, вольта. Для полного инкогнито накидывался длинный плащ с капюшоном, прикрывавший всю фигуру. А в качестве головного убора-унисекс выступала треуголка. 

Маска Баута, белый "Призрак", с выступом, помогающим есть и пить не снимая маски.
Маска Баута, белый "Призрак", с выступом, помогающим есть и пить не снимая маски.

Баута -повседневная маска, полностью закрывавшая лицо. Название Bauta не имеет конкретного перевода. Есть предположение, что слово родственное babau-этим чудовищем пугали детей в Италии. Маску мертвенно белого цвета, схожего с привидением, иногда называли Ларва- «Призрак». Маска существовала с XV-XVIв и только она была разрешена за пределами карнавала на других праздниках. Эту маску использовали при анонимном голосовании при выборе дожей и прокуроров.

Полный костюм Баута включал белую маску, длинного плаща-табарро с капюшоном, черной треуголки и белых перчаток и чулок, черных туфель.
Полный костюм Баута включал белую маску, длинного плаща-табарро с капюшоном, черной треуголки и белых перчаток и чулок, черных туфель.

Характерный выступ в нижней части маски позволял есть и пить не снимая её. Клювоподобный нос маски-бауты искажал голос. Бауту носили и мужчины и женщины. Маска могла быть белого или черного цвета. Полный карнавальный костюм Бауты включал белую маску, длинного плаща-табарро с капюшоном, черной треуголки и белых перчаток и чулок, черных туфель. 

Такой наряд позволял отправляться на романтическое свидание, подозрительную сделку или просто прогулку скрытым от любопытных глаз. Позже он именовался «Домино».

Доменико Маджотто "Девушка в маске Моретта"
Доменико Маджотто "Девушка в маске Моретта"

В XVII-XVIII вв популярность приобрела исключительно женская маска Моретта(Moretta-«мавританка», Moretta muta-«немая брюнетка» или Servetta muta-«немая служанка»).

Девушка в маске моретта.
Девушка в маске моретта.

Название эта черная бархатная овальная маска получила из-за того, что не имела рта. Изнутри маска имела пуговицу, которую владелица зажимала зубами. Моретта закрывала только центр лица, что позволяло продемонстрировать белизну кожи и овал лица. Из-за особенностей маски, приходилось изъясняться жестами, что интриговало мужчин. По мнению Казановы, что может быть более интригующим женщины, лица которой не видишь и голоса которой не слышишь? Моретту надевали при посещении мест, в которых не пристало находиться женщине: к примеру, на выступлении уличных актеров. Или подчеркивая собственную скромность, чтобы мужчина не рассматривал ее и не смущал.

Современный вариант маски Вольто
Современный вариант маски Вольто

Вольто(Volto-«лицо»)-самая массовая маска, носила еще название «Гражданин» или «Горожанин», ее разрешалось носить рядовым венецианцам и венецианкам.

Современный вариант маски Вольто
Современный вариант маски Вольто

Вольто изображала классическое нейтральное лицо с закрытыми губами. Маска плотно прилегала к лицу, закрывая его полностью, включая лоб, подбородок и щеки.

Маска Дама богато украшалась перьями, кружевым, бархатом.
Маска Дама богато украшалась перьями, кружевым, бархатом.

Одним из вариантов Вольто была Дама, выглядевшая как маска в полумаске. Эту маску обычно богато украшали камнями, сусальным золотом, кружевом.

Маски Вольто и Шут
Маски Вольто и Шут

Другая вариация Вольто-маска Шута, дополняемая трехконечным колпаком с бубенцами и алым плащом. Про Шута можно прочесть тут ⬇️

Популярные полумаски, прикрывавшие глаза, связывают сейчас с образом Коломбины. Полумаски появились гораздо позже, во времена маскарадов. Полумаску связывают с Театром Комеди дель Арте, там полумаску носили дзанни.

Подробнее тут⬇️

Маски изготавливали из разных материалов из папье-маше, глины, гипса и марли, затем раскрашивали и украшали бусинами, вышивкой, перьями. Использование дорогих материалов и сложного декора запрещалось для соблюдения принципа социального равенства и анонимности.

Современные венецианские карнавальные костюмы.
Современные венецианские карнавальные костюмы.

Современные карнавальные маски и стилизованные под эпоху барокко костюмы могут стоить невероятно дорого: одежда знатных и состоятельных венецианцев стоила целое состояние.

Именно Венецианский карнавал считается эталонным развлечением Масленицы, невзирая на то, что до 1979г он не проводился целых двести лет. Атмосфера таинственности до сих пор привлекает туристов со всех стран в Венецию.

Иллюстрации взяты из журнала «История моды» и интернета. Буду благодарна лайкам и комментариям.