Найти тему

Марот, "Ослинные уши" с бубенцами и желтый цвет.

Средневековый шут. Все как положено: и марот(жезл с головой)  и ослинные уши, и желтый цвет.
Средневековый шут. Все как положено: и марот(жезл с головой) и ослинные уши, и желтый цвет.

Еще со Средневековья на Масленицу проводили карнавальные шествия, игры. В карнавальном шествии фигура шута играла большую роль, подменяя фигуру короля. Шут-дурак в этом случае воплощал в себе все запрещенное, порицаемое церковью и властью: непочтительность и дерзость к властям, кощунство, сквернословие, лень, легкомысленность. Но главное- возможность безнаказанно говорить в лицо вышестоящим неприятную правду. При королевских дворах шут выступал в роли переговорщика между аристократией и королем, когда неудобно было обратитбся к той или другой стороне открыто.

Часто в Испании шуты были карликами.
Часто в Испании шуты были карликами.

Расцвет "профессионального" шутовства XIII-XIVвв, тогда же появилась характерная "униформа" шута. Костюм шута сохранил характерные для Средневекового одеяния элементы: чулки- шоссы, худ-капюшон с фестончатой пелериной, замененный впоследствии трехрогим колпаком с бубенцами. Изначально этот головной убор представлял собой колпак с "ослинными ушами", указывающий на глупость обладателя. На это же указывал желтый цвет - цвет безумия- одной из сторон ми-парти, двуцветного наряда шута. Двуцветность одежды осталась со времен Средневековья, была характерна для всех слуг.

Ми-парти: разделение костюма на разные по цвету части. Один чулок полосатый, другой-красный. Одна половина комзола зеленая, вторая-желтая.
Ми-парти: разделение костюма на разные по цвету части. Один чулок полосатый, другой-красный. Одна половина комзола зеленая, вторая-желтая.

Кроме обязательного шутовского колпака с бубенцами, шуты обзавелись жезлом- маротом с кукольной головой. Голова часто имела портретное сходство с хозяином. Марот был не только собеседником и спутником шута, но и своеобразным антискипетром. Еще в ведении шута имелись музыкальные инструменты, характерне в данной местности: бычий пузырь с горохом, дудки, волынки, рожки- чем громче, тем лучше.

Уильям Меррит Чейз "Королевский шут". Марот шута имеет портретное сходство с хозяином.
Уильям Меррит Чейз "Королевский шут". Марот шута имеет портретное сходство с хозяином.

Женский вариант шута - Жоли. Платье Жоли, подобно платью Арлекины(женский вариант Арлекина) шился из лоскутков. На голове, как и у шута, колпак с бубенчиками, лицо прикрыто полумаской. Атрибуты: жезл-баубле и зеркало.

Современный наряд Жоли.
Современный наряд Жоли.
Некоторые шуты вошли в историю, как остроумцы и интеллектуалы. Например, Трибуле, придворный шут Людовика XII и Франциска I обладал этими качествами. Настоящее имя Трибуле -Фериаль(1479-1536гг), умер в возрасте 57 лет.
Трибуле, придворный шут ЛюдовикаXII и ФранцискаI
Трибуле, придворный шут ЛюдовикаXII и ФранцискаI

Позже он появился в произведениях Рабле и Гюго, являлся прототипом Риголетто в одноименной опере Джузеппе Верди.

Памятник Риголетто в Мантуанском дворике.
Памятник Риголетто в Мантуанском дворике.

Другой литературный персонаж, имеющий реального прототипа-Шико из романа Дюма "Графиня де Монсоро". Реальный Шико, прозвище которого обозначало "пенек зуба", состоял при дворе ГенрихаIII и перешел на службу к ГенрихуIV. Его звали Жан-Антуан д'Англэр, появился на свет в 1540г в Гаскони. В 1584г получил дворянский титул, сделал неплохую военную и политическую карьеру, известен как писатель-сатирик. Это единственный шут, не носивший шутовской колпак и одежду, но носивший шпагу, которой отлично владел. Погиб в 1591г от рук графа д'Шалиньи, которого захватил в плен, но не стал обезоруживать. Тот своеобразно отплатил за доброту, ударив эфесом шпаги по голове, когда Шико повернулся спиной, что и послужило причиной смерти. Шико был женат и оставил после себя 5 детей.

Ян Матейко "Портрет Станчика"
Ян Матейко "Портрет Станчика"

Станчик, придворный шут литовских и польских правителей Алескандра Ягеллона, Сигизмунда I Старого, Сигизмунда II Августа. Он был очень остроумен, вовсю критиковал политику и высказывал революционные для своего времени мысли. Поэтому политическая группировка Галлиции 19в выбрала для себя имя в честь этого шута. 

Еще один известный шут, наш соотечественник, придворный шут Балакирев, известный по пьесе Горина и фильму "Как царь Петр арапа женил".

Предположительно Иван Балакирев.
Предположительно Иван Балакирев.

Иван Балакирев, родом из старинного княжеского рода был представлен царю в возрасте 16 лет, в 1715г. Имел звание прапорщика Преображенского полка, выполнял приказы императрицы и шутом не числился. На эту должность его определила Анна Иоанновна. Балакирев так много и неосторожно болтал, что даже имел дело с Тайным приказом.

Иван Балакирев.
Иван Балакирев.

При дворе ПетрI служил шут-иностранец Ян Лакоста. Умный, знающий шесть языков крещенный еврей, бежавший из Португалии и приглашенный ПетромI в Россию, Лакоста получил прозвище Петр Дорофеевич. Считается, что именно он резал кафтаны и обстригал боярам бороды. В 1717 году, проиграв спор, принял православие. В 1723 принял от Петра I титул "короля самоедского", приняв в подарок безлюдный остров Соммерс в Финском заливе. После интриг Меньшикова был сослан в Сибирь, но благодаря Анне Иоанновне вернулся ко двору в прежней должности.

Ян Лакоста.
Ян Лакоста.

Шут Франсес де Суньига носил знатную фамилию своего господина. Шуты часто придумывали себе пышные прозвища и древние фамильные древа. Герцог Альваро де Суньига брал шута с собой в поездки, вывозил даже к королевскому двору. После этого Франсес де Суньига, замеченный КарломV, с 1522г становится придворным шутом. "Бурлескная хроника" его пера, написанная в 1525г вызвала фурор и негодование в придворных кругах.

Шуты
Шуты

Любопытный момент: в Средние века существовали гильдии дураков, а в Средневековой Италии жители платили налог на содержание менестрелей и клоунов. В Италии из уличных карнавальных шествий появился театр commedia dell'arte, но это уже другая история.

-13