Отечественная война 1812 года послужила темой для многих фильмов. Однако далеко не все они снимались непосредственно на Бородинском поле, ведь этому препятствуют многочисленные памятники. В то же время Бородинское поле не раз становилось площадкой для съёмки фильмов, посвящённых совершенно другим событиям, но ставших своеобразным источником по истории поля.
Один из таких фильмов – «Этюды о Врубеле», снятый в 1989 году на Киевской киностудии имени Довженко Леонидом Осыкой по сценарию его друга, выдающегося режиссёра Сергея Параджанова. Замысел возник ещё в 1960-е годы, однако арест Параджанова, вынужденного в дальнейшем покинуть Украину, отложил его реализацию.
Фильм посвящён киевскому периоду жизни великого русского художника Михаила Александровича Врубеля, который сразу по окончании Академии художеств в 1883 году принял предложение искусствоведа Адриана Прахова выполнить иконы и фрески для восстановления средневековой Кирилловской церкви в Киеве. Участие Врубеля в следующем проекте – росписи только что достроенного Владимирского собора – было отвергнуто Праховым из-за необычного стиля предложенных эскизов, и художник перебрался в Москву, где вскоре получил широкую известность. Киевский период серьёзно повлиял на его творчество, способствовав появлению мистических мотивов и замыслу знаменитых «Демонов».
Все эти события отдельными сценами, как бы набросками, и послужили сюжетом фильма. Большая его часть была снята в Киеве, однако сцена, в которой Врубель демонстрирует в только что построенном соборе свои эскизы, отвергнутые заказчиками, вызвала определённые затруднения, ведь по сюжету стены храма ещё не покрыты росписью, в то время как Владимирский собор являлся в 1980-е годы действующим и сохранил свой уникальный интерьер, в создании которого участвовали многие выдающиеся русские художники, включая Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Так площадкой для съёмок стал совсем другой Владимирский собор – в Спасо-Бородинском монастыре. (Кстати, эти храмы имеют разное посвящение – бородинский в честь Владимирской иконы Божией Матери, а киевский – в честь святого князя Владимира, крестителя Руси.) Хотя киевский собор значительно крупнее бородинского, в обоих храмах центральную часть отделяют от боковых нефов колоннады с хорами на втором ярусе, как бы направляющие взгляд молящегося вперёд, к высокой полукруглой апсиде, верхний ярус которой виднеется из-за низкого иконостаса (в бородинском храме там помещаются окна, а в киевском, по средневековой традиции, изображение Богоматери).
Как раз к 1989 году завершилась многолетняя реставрация собора, вместе со всем монастырским ансамблем переданного в 1970-е годы Бородинскому музею, и, поскольку в нём планировалось разместить музейную экспозицию, стены были побелены. Этого сходства кинематографистам оказалось достаточно, чтобы воплотить в жизнь сценарный замысел, согласно которому Врубель демонстрирует комиссии внутри построенного собора свои эскизы, и, подвергнутый критике, швыряет их вниз с хоров. Соответствующую сцену в фильме можно видеть с 36 по 45 минуты. В ней участвуют известные советские артисты Анатолий Ромашин (в роли Прахова) и Борис Хмельницкий (в роли друга Врубеля, молодого художника Семёна Гайдука).
В 1992 году Владимирский собор Спасо-Бородинского монастыря был возвращён церкви и в настоящее время, помимо установки в нём иконостаса, расписан. Так что «Этюды о Врубеле» позволяют не только вспомнить о жизни и творчестве великого русского художника, но и увидеть, каким этот собор был в период реставрации, с ещё не убранными строительными лесами внутри.
Автор: научный сотрудник Бородинского музея Шаров Д.О.