Простые китайцы часто бунтуют. Протестные выступления населения постепенно стали будничными реалиями сегодняшнего Китая. Незадолго до Пекинской Олимпиады мир внимательно следил трагическим развитием событий в столице Тибета Лхасе, а немного позже в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где правительственные войска помогали полиции подавить массовые беспорядки, устроенные протестующими представителями коренных национальностей. Бунтующих уйгур и тибетских монахов, выступивших против пекинских властей, разгоняли жестоко, без формальной оглядки на необходимость соблюдения прав человека. В других национальных автономиях тоже нередко случались громкие конфликты, которые наводили аналитиков на мысль о том, что жители национальных регионов резко выражают недовольство деятельностью своего руководства, укомплектованного представителями титульной китайской нации – ханьцами. Но громкие выступления на окраинах Китая до поры до времени затихли, а бунты остального населения, в том числе жителей центральных провинций, продолжаются.
По сообщениям СМИ можно насчитать десятки тысяч выступлений ежегодно. Поводом для них чаще всего становится конфискация у крестьян или владельцев домов их собственных наделов земли для того чтобы использовать ее под реализацию крупных строительных проектов. На землях, освобожденных от мелких владельцев, централизованно возводятся новые предприятия, зачастую опасные для окружающей среды. Отравление близлежащих водоемов и воздушного пространства тоже зовет жителей на протестные манифестации. Бывает, что людей на улицу выводят вопиющие факты коррупции местных чиновников. Ситуация с уличными протестами нередко выходит из-под контроля, бунтари бьют витрины магазинов, вступают в массовые драки с полицейскими, поджигают их автомобили, а то и помещения, где располагаются местные органы власти. В Китае люди легко возбуждаются и активно выражают свой протест, традиция выступлений против несправедливости заложена в генетическую память жителей Поднебесной. Но массовые протесты в настоящий период времени не связаны с каким-то движением диссидентов, не несут идеологической окраски и не направлены против существующего строя. Протестные настроения зачастую подхлестывает растущий разрыв в доходах верхов и низов.
Хотя выступления пока носят локальный характер и не направлены против власти или компартии как таковой, они посылают пекинскому руководству серьезный сигнал для беспокойства. Да и как не беспокоиться, когда волны протестов, в которых участвуют тысячи человек, прокатываются сразу по нескольким соседним провинциям. Чтобы утихомирить демонстрантов властям приходится звать на помощь подразделения вооруженной полиции (китайского аналога ОМОНа). Одно из самых крупных столкновений за последнее время произошло в провинции Цзянси, где тысячи крестьян заблокировали въезд на химический завод, выбросы которого создали угрозу посевам и рыболовству. После того, как прибыли сотни полицейских, конфликт еще более обострился. В столкновениях появились раненые, многих манифестантов арестовали. В ответ протестующие перекрыли движение по национальному шоссе № 319. Такой же инцидент произошел в крупном портовом городе Далянь, где в протестах приняли участие около 10 тысяч человек. Даже Шанхай, символ стремительного экономического роста страны, тоже превращается в арену уличных беспорядков. Причиной одного из таких случаев стало грубое обращение городских дружинников с уличной торговкой, у которой не было лицензии. В ходе конфликта женщину сбили с ног, она ударилась головой и потеряла сознание. Мгновенно на улице собралась толпа, которая напала на дружинников и разбила их автомобили.
Массовые акции протеста показывают, что механизм согласования интересов рядовых граждан и органов власти не действует. Граждане повсеместно жалуются на нарушения прав человека. Самое удивительное, не так давно эту проблему признал даже представитель высших эшелонов власти КНР, глава информационного управления Госсовета Ван Чэнь, который выступил со статьей в печати, где было написано, что Поднебесной предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем там будут в полной мере соблюдаться права человека. Китай долгое время отрицал критику в свой адрес по вопросам соблюдения прав человека. Страна давала понять, что обеспечение населения едой, жильем, одеждой и в целом экономический рост более значимы для развития. Руководство КНР ставило себе в заслугу успехи в улучшении условий жизни миллионов китайцев, которые ранее жили за чертой бедности. Наблюдатели оценили как «редкое признание» статью Ван Чэня, опубликованную китайской газетой China Daily. «Под воздействием естественных, исторических и культурных факторов, ввиду разных уровней экономического и социального развития, соблюдение прав человека в Китае по-прежнему сопряжено со многими трудностями и вызовами», – заявил Ван. По его словам, в стране наблюдаются значительные дисбалансы, обусловленные большим разрывом в распределении доходов, растущим ценовым давлением, повышающимися ценами на жилье в ряде городов, проблемами безопасности, продовольствия, недостаточным и неравным распределением образовательных и медицинских ресурсов. Чиновник также признал факт разрастания социальных конфликтов, вызванных нелегальным захватом земли. По мнению автора, стране следует пересмотреть приоритеты: власти готовят «план действий по правам человека» вплоть до 2015 года. Он добавил, что это делается «с целью расширения демократии, усиления верховенства закона, улучшения жизни людей и соблюдения прав человека» («Независимая газета» 14.07.2011). Вообще высшие чиновники КНР периодически обещают гражданам страны укреплять демократию, соблюдать права человека. Но на деле, как отмечают наблюдатели, ситуация иная. Очень часто проходят кампании по закручиванию гаек в отношении диссидентов и активистов протестного движения.
Без всякого сомнения, всплески насилия нарушают общественный порядок и стабильность, что в целом ведет к разрушению государственных устоев. Партийно-государственное руководство относится к проблеме с большим вниманием, это стало особенно заметно после потрясших весь мир событий «арабской весны» 2011 года. Пекинские идеологи пришли к самому простому выводу: дабы не искушать широкие слои собственного населения информацией о механизмах дестабилизации обстановки в охваченных революционными событиями арабских странах, к примеру, в Египте, следует поменьше сообщать этому самому населению о том, что происходит в Египте.
Сказано – сделано. Поток информации о событиях в Стране фараонов поступал в Поднебесную в дозированном виде. Официальные СМИ не ставили картинки уличных протестов, довольствуясь публикацией скупых сводок о действиях египетских властей и фотографий свергнутого президента Хосни Мубарака.
Интернет-цензоры удаляли комментарии в микроблогах, где проводились прямые параллели между авторитарными режимами в Египте и КНР. Все издававшиеся в Китае печатные органы не готовили сами отдельные статьи, а лишь перепечатывали сообщения государственного информационного агентства «Синьхуа», в котором невозможно было встретить каких-либо рассуждений об усталости рядовых египтян от коррумпированного и неэффективного режима, зато содержались благоразумные призывы к прекращению беспорядков. Сведения о событиях в бунтующем Египте не появлялись на первых полосах, а были спрятаны глубоко внутри газет и журналов. А китайские спецслужбы, встревоженные падением авторитарных режимов в Египте и Тунисе, развязали широкие гонения на инакомыслящих, бросают в тюрьму блогеров, юристов и всех остальных, кто оспаривает право партии на власть.
Эксперты отмечали, что опыт блокирования новостей о народных волнениях в авторитарных странах Пекин накопил во время «цветных революций» на постсоветском пространстве. Тогда при Политбюро ЦК КПК действовала специальная группа по изучению событий в Грузии, на Украине и в Киргизии. При этом входившие в группу эксперты не только докладывали руководству страны во главе с Ху Цзиньтао о методах подавления подобных выступлений или блокирования информации, но и давали советы, как не повторить ошибки Эдуарда Шеварднадзе, Леонида Кучмы и Аскара Акаева.
Блокирование новостей о массовых антиправительственных выступлениях применяется в КНР далеко не первый год. До начала 2000-х годов Пекин не сталкивался с этой проблемой. События вроде студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь
или частых крестьянских бунтов просто не освещались официальными СМИ, поэтому о них можно было узнать лишь по слухам. Однако вместе с увеличением количества интернет-пользователей, а их сейчас почти полмиллиарда человек, властям КНР становится все сложнее контролировать потоки информации. И это несмотря на то, что Пекин создал самую мощную в мире систему фильтрации интернета, которую порой называют «Великой Китайской стеной».
В 2012 году китайский парламент приступил к рассмотрению законопроекта о том, чтобы пользователи интернета раскрывали провайдерам свои подлинные имена. Обсуждению документа предшествовали призывы в главной партийной газете «Жэньминь жибао» к более строгому надзору за интернетом. Газета писала, что злоупотребление свободой интернета наносит вред не только виртуальному миру, но и отдельным людям и обществу в целом. Руководство страны озабочено тем, что микроблоги, подобные Twitter, а также другие социальные сети превратились в форум для дискуссий на общенациональном уровне. По мнению ряда аналитиков, правительство само хочет использовать Интернет для искоренения продажности среди официальных лиц, но при этом не желает выпускать контроль за этим из своих рук. Беспокойство властей вызывает тот факт, что сообщения в блогах подхлестывают протесты и сопротивление. Поэтому главная цель разрабатываемых мер по контролю за интернетом – не допустить «раскачивания лодки». Следует констатировать, что до сей поры надзор за пользователями успехов не принес.
О том, что Пекин стремится перетянуть интернет-пользователей на свою сторону, говорит, во-первых, заявление бывшего премьера Госсовета Вэнь Цзябао, который весной 2012 года приветствовал критические замечания пользователей. Их мнения, оказывается, могут быть полезными для правительства. Во-вторых, руководство страны стремится превратить массовые компьютерные игры в систему политической обработки молодежи.
В частности, на китайский рынок поступили патриотические игры. Они воспевают верность партии и подвиги солдат в войне с Японией. Победителей состязаний чествует виртуальный Мао Цзэдун. Разработчикам игр предоставлены гранты и налоговые льготы. По мнению экспертов, правительство бросило большие деньги на Интернет, так как газеты и ТВ непопулярны у тинейджеров. Коммунистическая партия получила новое оружие в борьбе за умы и сердца юных. Это игры онлайн. Одна из них – идеологически выверенная игра для многих «бойцов» сразу. Она называется «Героическая миссия». Сценарий написан семью работниками пропагандистских органов партии. В разработке участвовали политорганы НОАК.
Прежде власти прилагали большие усилия для борьбы с интернет-играми. Эти забавы называли «электронным героином», отравляющим молодежь. До сих пор официально запрещены для продажи такие консоли, как PlayStation и X-Box («Независимая газета» 22.01.2013). Но ЦК КПК пришел к выводу, что людскую массу, насчитывающую примерно 120 млн. игроков онлайн, нельзя игнорировать. Поэтому было решено воспитывать молодежь в военно-патриотическом духе. Игроки должны участвовать в виртуальных боевых операциях. «Игры онлайн могут теперь преподавать народу историю и культуру Китая», – подчеркивает центральный орган партии «Жэньминь жибао». Компаниям, производящим игры пропагандистского характера, предоставляются гранты и налоговые льготы. Одна из самых крупных таких компаний называется «Шаньда». Она выпустила игру под названием «Учиться у Лэй Фэна».
Так зовут реального человека, жившего при Мао Цзэдуне, простого солдата, который прославился бескорыстием, готовностью помочь товарищам. Он погиб, спасая казенное имущество. Еще в те далекие годы Лэй Фэна сделали иконой для китайцев. И вот сегодня он снова становится героем. Компания преподнесла игру комсомолу в Шанхае. Задача игры, заявила она, – «укрепить моральные и идеологические устои несовершеннолетних». Игроки получают очки за добрые дела, в духе коммунистической нравственности. Победителей приветствует виртуальный Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь в Пекине.
Другая игра именуется «Несгибаемый воин». Игроки бьются с продажными чиновниками, их любовницами и детьми. Спонсором игры стала партийная организация в городе Нинбо. Состязание привлекло так много участников, что серверы от перегрузки рухнули, и игру пришлось прекратить. Следует заметить, что трех с половиной миллионный город-порт Нинбо не так давно был очередной «горячей точкой» на карте Китая. Там десятки тысяч горожан чуть не взяли штурмом местную администрацию, требуя закрыть вредные производства рядом с городом. Учитывая, что Нинбо находится в центре густонаселенной местности, где города-миллионники скоро образуют плотную агломерацию, на помощь жителям поспешили даже некоторые жители соседних городов. В итоге власти пошли на уступки, однако в целом бунт в Нинбо представляет собой опасную модель развития противостояния. С помощью игры партийная власть пытается отвлечь молодежь от протестных настроений.
И все же самыми популярными стали боевые игры. Действие многих из них происходит в период войны с Японией в 1937–1945 годах. Так юное поколение знакомится с историческими сюжетами, которые актуальны сегодня. Ведь между КНР и Японией не утихает территориальный спор из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао). Весьма откровенно высказался на сей счет представитель фирмы ZQ Games Ли Минхуэй. «Мы специализируемся на националистических играх. Некоторые наши изделия называются «Защитим острова Дяоюйдао», – сказал он. Одна пятая часть этой компании принадлежит китайскому комсомолу – молодежному отряду компартии.
Да и сама КПК не жалеет сил для улучшения собственного образа в стране. Активно использовалось историческое событие – 90-летие создание партии китайских коммунистов, которое отмечалось в 2011 году. В городе Яньань – колыбели революции – с того времени растет поток туристических групп, которые комплектуются во всех городах и в сельской местности Китая. Турфирмы набирают экскурсантов в школах, государственных органах на предприятиях и везут их в те места, где партия зарождалась в самых скромных условиях. В Яньани гостям показывают зал с двумя рядами деревянных скамей и сценой, украшенной красными знаменами и поблекшими портретами Сталина, Маркса и Энгельса. Экскурсанты прекрасно понимают, что сегодняшние партийные лидеры пребывают в более комфортабельных условиях. В ответ до них доводится, что КПК вполне осознает свои проблемы и пытается вновь возбудить в народе поддержку и интерес, используя прошедший партийный юбилей.
На идеологическую работу в Китае средств не жалеют. Вполне резонно считается, что затраты на идеологию – эффективное вложение капитала, которое должно принести успех. Более того, на повышение отдачи от идеологической деятельности партии требуется в разы меньше средств, чем, к примеру, на мероприятия по улучшению экологической обстановки в Китае. Да, и не ясно, есть ли у пекинского руководства какие-то конкретные планы по работе в этом направлении. Ситуация с экологией в стране действительно скверная, о чем красноречиво свидетельствует один лишь пример, приведенный в СМИ.
В Пекине уровень загрязнения воздуха сохраняется на критическом уровне.
«Росбизнесконсалтинг» 14.01.2013, Пекин 07:36:55 В столице Китая продлено действие предупреждения, которое было введено из-за плотного смога, окутавшего город, передает японская NHK. В настоящий момент уровень экологической угрозы находится на максимально возможной отметке: гражданам предписано, по возможности, не выходить на улицу, а также не пользоваться личным транспортом. Использование служебного транспорта разрешено только сотрудникам экстренных служб.
Предупреждение было объявлено накануне в связи с тем, что видимость в городе упала до 2 км и продолжила ухудшаться. В связи с этим центром мониторинга окружающей среды выдано предписание приостановить все строительные работы, в первую очередь, это касается высотного строительства.
Специалисты сообщают, что в пекинском воздухе велико содержание частиц выбросов предприятий и автомобилей с диаметром менее 2,5 микрон. Столь мелкая пыль способна проникать глубоко в легкие и вызывать серьезные заболевания.
В больницах Пекина уже зафиксирован рост числа пациентов с жалобами на затрудненное дыхание, кашель и другие респираторные проблемы.
Ожидается, что подобная ситуация сохранится в течение ближайших двух дней.
Географически Пекин находится посредине пояса предприятий, работающих на угле. Поскольку в последние три десятилетия ставка была сделана на экономический рост любой ценой, то вред окружающей среде нанесен огромный, и очистить север и северо-восток страны быстро не удастся. Долгое время средства направлялись только в производство, а защите природы внимания не уделяли, современные технологии, препятствующие вредным выбросам, не использовались. К тому же лишь малая территория страны покрыта лесами. Большие пространства заняты горами, пустынями. Сама природа плохо очищает воду и воздух. Все это усугубляет положение.
Такова экологическая обстановка в самом центре Китая, о которой с некоторыми оговорками можно сказать, что ситуация в Пекине – внутрикитайская проблема. Но все чаще и чаще в гигантской стране возникают угрозы экологии соседних стран. Дальний Восток России уже пострадал от ядовитых сбросов промышленных предприятий северо-восточного Китая в реку Сунгари, воды которой сливаются с пограничными реками Амур и Уссури. Тревога по факту того, что вредные вещества, попавшие в воду в Китае, оседают в придонных слоях внутренних российских рек в Хабаровском и Приморском краях год от года усиливается.
В Казахстане и Западносибирском регионе России уже ощущают последствия китайского водоотвода из верховьев рек, которые текут по территории трех соседних государств. Но наиболее серьезная опасность будет угрожать Индии в том случае, если китайцы по собственному усмотрению возведут на своей территории дамбы в верховьях реки Брахмапутра. Когда такие плотины будут возведены, в индийских штатах Ассам и Западная Бенгалия будет остро ощущаться нехватка воды. Перечисленные вопросы – экологические проблемы ближайшего будущего, которыми сегодня в Поднебесной никто не озабочен.
Пока у Пекина имеются более важные проблемы.
Илья Дроканов. Редактировал Bond Voyage.
Все главы книги читайте здесь.
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
======================================================
Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru
====================================================