Найти тему
Bond Voyage

Почему Россия не Китай? Гл.6 Локомотив азиатской гонки вооружений

Начало читайте здесь

Главу 5 читайте здесь.

Мировые СМИ который год подряд бередят душу обывателя тревожными сообщениями: Китай усиленно вооружается, Поднебесная готовится к большой войне, Пекин создает сверхсовременное оружие. В лентах новостей выделяются озабоченные заявления официальных лиц, отвечающих за безопасность США. С ними перекликаются пессимистичные аналитические статьи российских специалистов по стратегическим исследованиям. Газеты печатают чеканные слова представителей высшего военного командования Индии, намеренных защищаться от агрессивного соседа. Японские политики всерьез рассуждают о перспективах превращения собственных ограниченных сил самообороны в развернутую армию и мощный флот, чтобы чувствовать себя спокойнее в своем неспокойном регионе.

За словом следует дело. Военный бюджет США уже достиг астрономических высот в 689 млрд. долларов. Индия, внимательно следящая за действиями соседа, а в Поднебесной затраты на оборону составляют 129 млрд. долларов, в ближайшем будущем подойдет к рубежу в 50 млрд. У России и Японии, имеющих сопоставимые цифры военных расходов, эта цифра уже пройдена. При этом российское правительство, подвергающееся со стороны военных экспертов и представителей ВПК критике за нерасторопность, начинает делать шаги в направлении усиления обороноспособности наших дальневосточных рубежей. Японско-китайские отношения заметно ухудшились после того, как с сентября 2010 года в Восточно-Китайском море начались столкновения патрульных кораблей и рыболовецких судов обеих стран. В конце 2012 года в Поднебесной прокатилась волна антияпонских выступлений, а в ответ в Японии появились планы переориентировать вектор потенциальных угроз своей безопасности с России на Китай и Северную Корею.

Схожие в целом действия основных стратегических игроков на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий явно свидетельствуют о том, что в наши дни гонка вооружений на этом участке планеты заметно усилилась. Локомотивом взрывоопасного поезда в Азии сегодня явно служит Пекин. Американцы уже бьют тревогу: директор национальной разведки США генерал-лейтенант ВВС в отставке Джеймс Клеппер 10 марта 2011 года выступил с докладом в сенатском Комитете по вооруженным силам. Сообщая о современных и будущих угрозах национальной безопасности США, генерал объявил, что Китай является «смертельным врагом» Америки. Правда, другим таким же врагом он назвал Россию, но это уже иная тема. По поводу военной опасности, исходящей от Пекина, американский разведчик сказал: «Безусловно, Китай наращивает свой военный потенциал. У него полный набор неядерных и стратегических сил, которые Китай постоянно наращивает. Поэтому они тоже с точки зрения возможностей потенциально представляют для нас угрозу – смертельную угрозу». («Независимое военное обозрение» от 01.04.2011).

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен

Из открытых источников.
Из открытых источников.

на 58-й сессии Парламентской ассамблеи НАТО в конце 2012 года призвал страны Европы вернуться к наращиванию военных бюджетов в виду угрозы, исходящей от Китая (и России). В качестве основных причин, которые должны побудить правительства стран Североатлантического альянса к увеличению расходов на оборону, Расмуссен назвал политику КНР (и России) в этой сфере. «К 2015 году Китай превзойдёт по военным расходам восемь главных европейских членов НАТО вместе взятых». («Военно-промышленный курьер» 12.12.2012 г.).

Известный российский специалист по стратегическим исследованиям, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин познакомил читателя с Белой книгой «Национальная оборона КНР- 2010», изданием пресс-канцелярии Госсовета Китая. Характеризуя ее содержание, аналитик пишет: «Китай продолжает ударными, причем увеличивающимися темпами наращивать мощь и качественное оснащение всех компонентов НОАК. И характер ее развития таков, что отражение авиационно-ракетного удара со стороны США, совершенно очевидно, рассматривается лишь как одна из задач, причем, пожалуй, не главная. Китай целенаправленно готовится к большой классической войне, в первую очередь – к войне на суше. И к войне наступательной, поскольку оборонительная для Китая просто неактуальна. Об этом свидетельствуют и качественно-количественный рост боевой мощи НОАК, и приоритетное развитие бронетанковых войск, артиллерии и армейской авиации, и повышенное внимание к мобилизационным мероприятиям, и даже столь неожиданный интерес к военным психологам. Отсюда и нелюбовь к ядерному оружию, ведь сдержать НОАК может только оно». (А. Храмчихин, «Военное строительство по американо-советским лекалам», «Военно-промышленный курьер» № 14 за 13.04.2011).

Сложно говорить вразрез с мнением столь авторитетных специалистов, к тому же, представителей политических сил из разных стран, выступающих на сей раз абсолютно в унисон. Их точка зрения предельно ясна – Китай угрожает, надо готовиться к войне с ним. И все же следует заметить, что отечественные китаисты с большим стажем работы, изучающие Поднебесную не только в качестве объекта военной угрозы, а хорошо знакомые с историей, философией, традициями и менталитетом наших восточных соседей, усматривают в действиях пекинского руководства желание достичь политического превосходства над соперником отнюдь не сокрушающими военными ударами, а более хитроумными средствами. Совершенно по-китайски.

В Китае мыслят своими категориями, руководство этой страны никогда не будет строить планы и осуществлять их в привычном для европейских народов ключе. Китайцы далеки в собственном менталитете от англо-саксов или русских. Соседи по континенту – индусы или японцы – в силу сложившихся национальных и исторических традиций гораздо ближе к европейскому или американскому стилю жизни и стереотипу мышления, чем китайцы, которые во всем следуют канонам жизни своего пятитысячелетнего государства. И в вопросах войны и мира сегодняшнее руководство КНР, как и встарь, идет веками проверенным путем, то есть руководствуется стратагемами военного искусства, в соответствии с которым «война – есть бесконечный путь хитрости», а высшим мастерством управления государства выступает одоление соперника без применения войск и оружия.

В Пекине ясно сознают, что гигантские с общемировой точки зрения затраты КНР на военные нужды большого вреда второй экономике мира не нанесут. Зато можно продемонстрировать окружающим странам, что Поднебесная вполне может себе позволить то, что другим окажется не под силу. В Китае хорошо помнят исторические факты недавнего прошлого, когда «не под силу» оказалось нам: экономика Советского Союза была подорвана огромными расходами на оборону. То есть, просто не выдержала гонки вооружений в 70-е – 80-годы.

Роберт Макфарлейн,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

помощник советника президента США Рональда Рейгана в начале 80-х годов, вошел в историю американской внешней политики в качестве главного идеолога и организатора пресловутой программы «стратегической оборонной инициативы» (СОИ).

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Он утверждал, что советская экономика «рухнула, потому что финансовый гнет из-за военных затрат оказался ей не по силам». Последним витком гонки вооружений, навязанной Западом Советскому Союзу, была программа СОИ, известная также как программа «звездных войн». Макфарлейн называет программу СОИ экономической стратегией, задуманной для того, чтобы разрушить экономику советского государства. Позже, в августе 1993 года, администрация президента Билла Клинтона не сочла нужным скрывать, что первые результаты реализации Соединенными Штатами «стратегической оборонной инициативы» были просто сфабрикованы. Но в деле важен результат. Советская экономика, переживавшая в те времена разные трудности иного порядка, была втянута в непомерные расходы.

История, как известно, повторяется. Поэтому, разгоняя локомотив гонки вооружений в Азии, Пекин вполне резонно может предполагать, что какой-то «вагончик» не выдержит тяжелого пути. Не может быть здесь исключением даже первая экономика мира – США. Экономический кризис 2008 года и его последствия показали, что далеко не все спокойно «в Датском королевстве». Всякое может случиться со временем. А вдруг и Россию захватят военные амбиции, она погонится за лидером и надорвется? Тогда она развалится на части, повторяя судьбу СССР, и Сибирь с Дальним Востоком мирным путем станут протекторатом Китая.

Или попробовать на прочность в набравшей скорость гонке Индию – главного соперника Поднебесной на азиатском континенте. В 2012 году рост военных расходов КНР составил 12,9 %, а в Индии на 2013 год аналогичная статья бюджета увеличена на 17 %. Для сравнения – в предыдущем финансовом году военный бюджет Индии подрос на 12 %. Соперники явно стараются идти «ноздря в ноздрю». Это притом, что военный бюджет Дели в абсолютных цифрах в три раза меньше, чем у Пекина, тогда как объем ВВП – в четыре. Китайцам легче идти на такие затраты, чем индусам, которые могут попасть в опасные «ножницы». Такие виктории над соседями гораздо больше соответствуют китайскому духу, чем пирровы победы в настоящих кровопролитных войнах.

Раз уж Китай формирует столь большой военный бюджет, то и освоение выделенных средств, надо полагать, происходит не только на содержание самой многочисленной в мире армии. Известно, что ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых средств ведения боевых действий. Кое-какие результаты деятельности своих создателей нового оружия китайцы продемонстрировали всему миру. Например, в области космических вооружений. Расширяется семейство баллистических ракет: новые образцы «Дунфэн-31А»

Из открытых источников.
Из открытых источников.

и «Дунфэн-5А» способны поражать цели на территории США. Известно, что по производству бронетехники и артиллерийских систем Китай давно идет «впереди планеты всей». Но большинство разработок окутаны покровом тайны. Можно считать, что Пекин год за годом все более успешен и обзаводится сверхсовременным оружием. А можно и сомневаться в этом, не наблюдая реальных успешных плодов деятельности ученых и военных конструкторов. Таких, например, как в США или в Западной Европе, которые реально демонстрируются на международных салонах оружия. Китайцы охотнее говорят о том, что они создали, но не склонны демонстрировать даже опытные образцы.

По данному поводу вспоминается одна китайская стратагема – «Украсить сухие деревья искусственными цветами», то есть скрыть собственные недостатки или просчеты посредством приукрашивания реальности. Китай уже сформировал собственный имидж военного колосса, поэтому все, что будет добавлено к нему, воспримется мировым сообществом вполне естественно, просто будет принято на веру. Уже упоминавшийся директор национальной разведки США Джеймс Клеппер,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

в частности, в своем докладе американскому сенату сказал, что испытанный в Китае истребитель пятого поколения J-20

Из открытых источников.
Из открытых источников.

стал свидетельством того, что китайские лидеры намерены создавать оружие мирового уровня. То есть политики в США признают существование китайского истребителя «Стелс». Но именно по поводу этого самолета у авиационных экспертов возникли большие сомнения.

В начале января 2011 года прежний министр обороны США Роберт Гейтс

Из открытых источников.
Из открытых источников.

прибыл с визитом в Пекин. В это же самое время с взлетной полосы аэродрома испытательного центра в Чэнду поднялся нескладного вида самолет с двумя разваленными килями и зализанными очертаниями, выдающими архитектуру «Стелс». Официальные источники КНР подтвердили первый полет прототипа китайского истребителя пятого поколения, носящего индекс J-20 и прозванного «Черным орлом». Тут-то мировое экспертное сообщество оказалось в замешательстве, то ли Китай догнал Россию и США в разработке истребителя пятого поколения, то ли в воздух пока поднялась «коробка» для отработки основных агрегатов самолета, у которого даже нет своего двигателя. Сам факт демонстрации китайских возможностей специально к приезду заокеанского министра обороны говорит больше о том, что это – «надувание щек». Незадолго до этого в интернете появились плохого качества фотографии нового самолета, сделанные на камеры мобильных телефонов. С учетом государственного контроля интернета в КНР, «утечка» информации указывает на желание неких представителей высоких кругов в Поднебесной оповестить об очередном успехе китайских авиастроителей.

При тщательном анализе продемонстрированного полета истребителя нового поколения специалисты задаются главным вопросом, а не воспользовалась ли авиапромышленность Поднебесной конструкторскими достижениями других стран. В Соединенных Штатах говорят, что J-20 представляет собой копию американского самолета F-22 «Raptor»,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

производство которого администрация президента Обамы приостановила по соображениям экономии. Известно, что подрядчики компании-разработчика F-22 стали жертвами кибершпионажа, в организации которого, возможно, повинна китайская агентура в США.

Вполне узнаваема носовая часть самолета, а фонарь кабины «Черного орла» сделан практически, как на «Raptor», вплоть до заметных на снимке мелких деталей. В то же время компоновка воздухозаборников напоминает другую американскую новую разработку – самолет F-35.

Не ясен и другой вопрос, какой двигатель стоит на китайской машине. Есть предположение о «российском следе». Об этом подробно идет речь в статье Константина Богданова в «Военно-промышленном курьере» от 19.01.2011.

«…Опубликовано сообщение о награждении создателей двигателей для самолета J-20. В нем указано, что речь идет о WS-10G - последней модификации «десятого» семейства, китайского функционального аналога российских двигателей АЛ-31Ф. Серия G отличается от своих предшественников увеличенной до 14,5 тонны тягой и новым блоком FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем) собственного производства. Однако остается ряд сомнений. К примеру, некоторые любители авиации, сопоставив несколько фотографий задней части «Черного орла» с известными изображениями двигателей, пришли и вовсе к ошеломляющему выводу: якобы китайское «пятое поколение» взлетело... на российском АЛ-31ФН, штатном двигателе истребителя J-10.

… Двигатели – это, вне всякого сомнения, наипервейшая головная боль разработчиков «Черного орла» и всего китайского авиапрома. Продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Здесь китайцы уперлись в целый ряд фундаментальных проблем, в первую очередь - в отсутствующую у них технологию материалов и сплавов специального назначения.

Можно заполучить (вполне легально, по контрактам с Москвой) относительно современные (спроектированные в начале 80-х годов) двигатели из семейства АЛ-31Ф. Однако просто скопировать их и начать выпуск не представляется возможным. Эта задача требует создания новых производств в области металлургии и металлообработки, способных снабжать конструкторов современными материалами и обеспечивать требуемую точность изготовления и сборки, доводящую ресурс моторов хотя бы до минимально приемлемых значений.

Медленный, болезненный рост китайского двигательного семейства WS-10 демонстрирует правоту этого тезиса. Особенно тяжелые проблемы наблюдаются с деталями турбин. Ряд специалистов отмечают, что Китай закупает в России целый набор комплектующих для авиадвигателей, но особый интерес проявляет к лопаткам и дискам турбин. Их технология - самое слабое звено моторостроения КНР. Вполне возможно, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать картину, когда китайские в основе своей двигатели будут использовать импортные «критические элементы», сделанные в России.

… Не получается пока ничего хорошего и при копировании другого семейства российских моторов. Китайский легкий истребитель FC-1, более известный под экспортной маркировкой JF-17 Thunder, до сих пор не переведен на двигатели WS-13 (они находятся в разработке около десяти лет), а серийные машины продолжают летать на наших РД-93 - близких родственниках РД-33, установленных на семействе истребителей МиГ-29. Причины ровно те же: надежность и ресурс собственных двигателей по-прежнему недостаточны для передачи машин с ними в рабочую эксплуатацию, а уж тем более для заметных поставок на экспорт (для чего JF-17 во многом и предназначен).

Отсюда же и настойчиво декларируемый интерес Пекина к закупкам «изделия 117С». Трудно судить, удастся ли в конечном итоге китайцам заполучить этот мотор. По некоторым данным, наша страна принципиально не против такой продажи. Однако зная устоявшиеся правила отечественного военпрома, можно говорить о том, что «117» Китай увидит не раньше, чем у России на руках окажется хотя бы испытанный прототип двигателя следующего технологического уровня (то самое «изделие 127»). А до того «Черным орлам» придется довольствоваться малым: недостаточно мощными WS-10G либо пока весьма туманными и перспективными WS-15, на которых предполагается получить до 18 тонн тяги.

Однако тот факт, что J-20 взлетел на «неродных» двигателях, не столь важен в сравнении с некоторыми предварительными выводами, касающимися, к примеру, конструктивных особенностей воздухозаборников. Некоторые специалисты указывают, что их форма оптимизирована под дозвуковой бесфорсажный режим.

Таким образом, китайский «перспективный демонстратор пятого поколения» с некоторой долей вероятности не предназначен для отработки крейсерского «сверхзвука» - по крайней мере в ныне наблюдаемом виде. Это решение довольно логично: у китайцев сейчас и близко нет двигателей, которые способны выдавать более 9 тонн тяги без форсажа, что совершенно недостаточно».

Из содержания статьи авиационного специалиста становится вполне понятно, что продемонстрированный зимой 2011 полет китайского «Черного орла» – это не прорыв, а шаг вперед в модернизации боевой авиации Китая. Вывод из всего сказанного вполне понятен.

«Что же получил на руки Китай? Для начала это все, что угодно, кроме истребителя пятого поколения. На первый взгляд "Черный орел" производит впечатление "свалки" перспективных элементов мирового авиастроения, перенятых по принципу "в хозяйстве все сгодится". Возможно, творческая оригинальность китайского изделия состоит в неповторимой синергии комплекса этих заимствованных решений, которая даст на выходе высокую тактическую эффективность, но судить об этом пока явно преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится вполне удачная машина, однако ее конструкция и потенциальная "начинка" уже сейчас вызывают больше вопросов и сомнений, чем ответов и утверждений.

Устойчиво и самостоятельно Китай способен выпускать сейчас только добротные машины третьего поколения с усовершенствованным вооружением, авионикой и бортовым радиоэлектронным оборудованием».

(«Военно-промышленный курьер» от 19.01.2011).

Смотрим другое сообщение интернет-СМИ на заданную тему. 12 мая 2011 года военно-воздушные силы КНР приняли на вооружение новый тяжелый бомбардировщик Xian Н-6К

Из открытых источников.
Из открытых источников.

– информирует Lenta.ru со ссылкой на американский специализированный сайт Strategy Page. Читатель может подумать, с китайским истребителем «пятого поколения» не исключается блеф, но новый «бомбер»-то вполне реален, он уже поступает в авиационные части. Может здесь следует искать прорыв в деятельности оружейников из Поднебесной? Начинаем разбираться – выясняется, что Н-6К является всего лишь модернизированной версией прежнего бомбардировщика Н-6, который в свою очередь был лицензионной копией знаменитого некогда советского бомбардировщика Ту-16,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

созданного конструкторским бюро А.Н. Туполева в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века.

Улучшенный Н-6К получил новые двигатели – это опять же российские Д-30КП, аналогичные тем, которыми до недавнего времени оснащались авиалайнеры Ил-76 и Ту-154. Самолет имеет более мощный радар – обтекатель РЛС занял почти всю носовую часть фюзеляжа, в результате чего H-6K лишился характерного для предшествующих версий Ту-16 «стеклянного носа». На нем нет 23-миллиметровой пушки в носовой части, вместо которой теперь устанавливается оборудование радиоэлектронной борьбы. Бомбардировщик способен нести до шести крылатых ракет CJ-10A с дальностью полета до двух тысяч километров. В отличие от предыдущих моделей Н-6К не переделывается из старых самолетов при модернизации, а производится с нуля. C учетом срока службы современных тяжелых машин H-6K имеет все шансы сохраниться в строю до 2052 года, когда исполнится сто лет со дня первого полета Ту-16.

В НОАК сейчас насчитывается порядка 120 бомбардировщиков Н-6 разных версий. Самолеты способны развивать скорость до 1050 километров в час и совершать полеты на расстояние до шести тысяч километров. Боевой радиус бомбардировщиков ранних версий составляет около 1,8 тысячи километров, а у H-6K, предположительно, около трех тысяч километров. С постройкой этого бомбардировщика Китай обрел полноценную «длинную руку», способную атаковать важные объекты, не входя в зону ПВО противника. Его можно использовать против отрядов боевых кораблей в открытом океане, включая авианосные группы.

О технологическом барьере в китайской промышленности речь уже шла, а разработка новой модификации бомбардировщика H-6 – одна из лучших иллюстраций происходящего. На сегодня создание принципиально новой машины, особенно в таком сегменте, как стратегическая авиация, обходится настолько дорого и занимает такое время, что модернизация самолета почти шестидесятилетнего возраста представляется оптимальным решением с точки зрения критерия «стоимость-эффективность».

В завершение этой темы хочется привести еще более интересное сообщение: «Как сообщает агентство Xinhua 4.12.12, в КНР разбился военный истребитель "Цзянь-7". При падении боевой машины, принадлежащей ВВС Китая, на жилые дома в городе Шаньтоу провинции Гуандун на юге страны вспыхнул пожар, в котором пострадали по меньшей мере четыре человека». Надо пояснить: "Цзянь-7"

Из открытых источников.
Из открытых источников.

является копией советского многоцелевого истребителя МиГ-21,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

разработанного ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов, серийное производство которого продолжалось в КНР до 2006 года! Самолет стал самым массовым истребителем ВВС НОАК. За эти годы на китайских заводах было выпущено около 2500 таких боевых машин. Значит, китайские летчики продолжают летать на нашем легендарном МиГ-21 – героическом персонаже вьетнамской войны 60–х годов!

Таким образом, многие из стоящих на вооружении ВВС Китае образцов боевых самолетов отнюдь не относятся к «сверхсовременным» видам оружия, о которых с дрожью в голосе говорят некоторые военные аналитики и доверчиво прислушивающиеся к ним неосведомленные читатели. Рассмотренные образцы как раз и относятся к «искусственным цветам на сухих деревьях» из 29-й китайской стратагемы.

Нельзя обойти вниманием и вопрос о завершении реконструкции авианосца для военно-морских сил НОАК. В упоминавшейся Белой книге «Национальная оборона КНР-2010» про авианосец конкретно ничего не говорится, но в подразделе «Усиление строительства вооруженного снабжения новой и высокой техники» содержится фраза: «Формирование системы морского боевого снабжения, главными силами которого являются подводная лодка нового типа, надводные корабли и военно-морская авиация». В класс «надводных кораблей нового типа», естественно, включен и авианосец.

В прессе уже не раз сообщалось, что на судостроительном заводе в Даляне (бывший порт Дальний) завершены морские испытания купленного в 1998 году у Украины бывшего советского авианосца «Варяг».

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Этот корабль водоизмещением 60 тыс. тонн (практически однотипный с российским «Адмиралом Кузнецовым») был заложен на стапелях Черноморского судостроительного завода в Николаеве в 1985 году. В 1993 году построенный на три четверти «Варяг» по договору с Россией отошел Украине, которая в конечном итоге продала его китайской компании за 20 млн. долларов. Два года осуществлялась буксировка законсервированного корабельного корпуса из Черного моря в Желтое. В 2008 году на Даляньской судоверфи, специализирующейся на строительстве крупнотоннажных кораблей, началось восстановление авианосца, получившег название «Ляонин».

8 января 2007 года на пресс-конференции в Госкомитета по делам оборонной науки и техники КНР прозвучали слова о том, что Китай способен построить собственный авианосец. Двумя годами спустя заместитель командующего морскими десантными силами генерал-майор Ма Гочао заявил, что через некоторое время все узнают о способности Китая создать собственный авианосец, так как технология уже освоена. Специалисты в Поднебесной высказывают мысль о том, что создание авианосца с позиции долгосрочности оказывает активное влияние на подъем всей научно-технической индустрии, поэтому для восстановления боеспособности бывшего «Варяга» средств жалеть не будут, хотя по оценкам, придется вложить десятки миллиардов долларов. Один из авторитетных китайских специалистов Чэнь Бо считает, что следует оптимистично относиться к тому, что Китай начинает разработку авианосца с «полуготового чужого авианосца». Производящаяся реконструкция не повлияет на поиск другого пути.

В этих словах просматривается мысль о том, что достраивающийся авианосец все же будет скорее «испытательным полигоном», чем ударным боевым кораблем китайского флота. В настоящее время завершена работа над созданием первого палубного истребителя для базирования на «Ляонине». Речь идет о новом самолете J-15 «Flying Shark»,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

фотографии которого впервые появились в китайских СМИ в апреле 2011 года. Подробности данного события подробно описаны в статье Василия Сычева «Принцип «Цзянь» на сайте Lenta. Ru (27.04.2011 15:49:04).

«Правительство Китая весной 2011 года обнародовало новую военную стратегию, в которой объявило, что намерено придерживаться политики большей открытости. Правда в самом документе какие-либо факты о военном развитии страны раскрыты не были, однако со временем стало ясно, что Китай все же начал придерживаться новой стратегии. В частности, страна стала более расслабленно относиться к публикации фотографий и видео прототипов своих истребителей в сети, хотя раньше нещадно с этим боролась.

И хотя китайские официальные лица не распространяются о новых военных проектах, кажется, что Пекин все-таки пытается похвастаться своими достижениями. Такое поведение для властей страны необычно - в прошлом Китай самым тщательным образом скрывал любую информацию о новых разработках, будь то истребители, подводные лодки или ракетные системы. Очевидно, начав придерживаться политики открытости, китайцы пытаются убить сразу двух зайцев.

Во-первых, укрепить ощущение национального единства внутри страны и, во-вторых, дать понять остальным государствам, что Китай готов занять место в ряду главных мировых держав. Ведь фактически любая обнародованная фотография того или иного прототипа - это попытка Китая продемонстрировать, что страна может не только копировать чужие технологии и решения, но и создавать свои собственные, «не хуже, чем у других».

… 26 апреля 2011 года ряд китайских СМИ обнародовали серию фотографий нового палубного истребителя J-15 (Цзянь-15) Flying Shark. Эти снимки выполнены в шпионском стиле (как если бы фотограф прятался в кустах или за мусорным баком), однако сам факт появления таких фотографий в печати говорит о том, что Пекин не возражает против их публикации. И все же сам стиль снимков намекает, что официальный Китай к ним никакого отношения не имеет. Почему так, не понятно.

Как бы то ни было, снимки J-15 были сделаны на площадке Завода №112 китайского авиастроительного предприятия Shenyang Aircraft Corporation на северо-востоке страны. Фотографии 25 апреля появились на китайских военных форумах cjdby.net и fyjs.cn и только на следующий день их напечатали официальные китайские СМИ. Предположительно, истребитель уже прошел серию заводских испытаний.

По данным китайского издания Global Times, первый полет самолета состоялся 31 августа 2009 года. Подробности о проекте засекречены. Предположительно, Китаю потребуется еще несколько лет на проведение летных испытаний J-15. Считается также, что новый самолет будет принят на вооружение после 2015 года, хотя его носитель - авианосец "Ши Лан" (бывший "Варяг") может приступить к ходовым испытаниям уже в 2011 году и поступить на вооружение – в 2012-м.

Существуют две версии происхождения J-15. Первая, которой придерживаются большинство российских и западных экспертов, сводится к тому, что Китай в 2005 году (по другим данным, в 2001-м) приобрел у Украины один из первых прототипов советского палубного истребителя Су-33 - Т-10К-3.

Прототип китайского палубного истребителя является копией купленного у Украины самолета. Судя по снимкам, самолет оснащен складывающимся крылом (считается, что такая технология несколько лет назад Китаю была недоступна), укороченной хвостовой балкой и усиленным шасси.

Вторая версия – китайского происхождения. Ряд китайских СМИ утверждают, что несмотря на поразительное внешнее сходство J-15 и Су-33, первый разработан на основе истребителя J-11B, который в свою очередь является доработанной копией Су-27СК. Изменения касаются, в первую очередь, широкого использования радиопоглощающих покрытий, радара с активной фазированной антенной решеткой китайской разработки и переднего цельноповоротного горизонтального оперения. В любом случае, из обеих версий следует, что J-15 - измененная копия одного из советских проектов.

Предположительно, на J-15 установлены двигатели Shenyang WS-10A китайской разработки, способные развивать тягу в 132 килоньютона при использовании форсажа. Считается, что улучшенная версия этих двигателей - WS-10G - используется на прототипе китайского истребителя-бомбардировщика пятого поколения J-20, совершившего первый полет 11 января 2011 года. Другие технические подробности о J-15 пока неизвестны. Если судить по фотографиям, J-15 имеет такое же строение планера, как и Су-33, построенный по схеме интегрального триплана с передним горизонтальным оперением.

Су-33 способен развивать скорость до 2,3 тысячи километров в час и совершать полеты на расстояние до трех тысяч километров. На истребителе установлены двигатели АЛ-31Ф серии 3, способные выдавать тягу в 122,6 килоньютона в режиме форсажа. Самолет вооружен 30-миллиметровой пушкой и имеет 12 точек подвески для управляемых и неуправляемых ракет, свободнопадающих бомб и бомбовых кассет. Общая масса боевой нагрузки истребителя может составлять 6,5 тонны.

Любопытно, что ранее Китай вел переговоры с Россией о покупке партии из 50 Су-33, однако впоследствии сократил размер возможного заказа до двух самолетов. Вскоре после этого Россия прекратила переговоры о продаже истребителей. По одним данным, прекращение переговоров связано с опасением утечки технологий, как это произошло в случае с J-11 (копия Су-27), по другим - с началом испытаний истребителя J-11B, разработанного на базе Су-27 в нарушение договоренностей о защите интеллектуальной собственности».

По сообщению центрального телевидения КНР в ноябре 2012 года морской истребитель «Цзянь-15» впервые совершил успешную посадку на палубу китайского авианосца.

Версия о причастности Украины к появлению в КНР собственной палубной авиации вновь всплывает, когда идет речь о том, что отбуксированный от причалов Николаевского судостроительного завода к причалу в Даляне бывший «Варяг» стал прототипом для полномасштабного наземного макета, который должен использоваться для подготовки китайских летчиков палубной авиации. Тренировочный центр морской авиации НОАК строится неподалеку от Даляня. Кроме того, 18 апреля 2011 министр обороны Украины Михаил Ежель сообщил, что Китай интересуется украинским полигоном НИТКА для обучения китайских пилотов взлету и посадке на авианосец. Можно предположить, что командование НОАК хочет сначала подготовить как можно больший контингент морских летчиков на действующем в Крыму действующем комплексе по давно выработанным методикам, а уж потом начинать готовить на собственном новом полигоне. Следует вспомнить и о том, что в 2009 украинские спецслужбы сообщали о задержании группы шпионов, которые по заказу Пекина, намеревались выкрасть технологию строительства уникального полигона.

За деятельностью материкового Китая по строительству авианосного флота пристально наблюдают островитяне с Тайваня. Выступая в местном парламенте, руководитель Тайваньского информационного центра заявил, что чертежи «Варяга» станут основой для строительства Пекином собственного авианосца. В ответ на рост боевой мощи китайских ВМС, Тайбэй намерен реализовать программу постройки собственных морских ракетоносцев-«невидимок». Заместитель министра обороны Тайваня Линь Юпао заявил, что речь идет о 500-тонном корвете, постройка которого начнется в следующем году и будет завершена в 2014 году. Так что гонка вооружений, запущенная в Пекине, продолжается и на этом направлении.

Тайваньским политикам и военным вполне естественно испытывать чувство тревоги: Китай совсем рядом, а присоединение «мятежного» острова к материку давно считается стратегическим курсом КНР. Но реально для строительства собственных авианосцев у Китая сегодня не все готово. К примеру, нет таких ключевых компонентов, как двигатели для кораблей такого класса. Китайские турбины пока не обладают требуемой эффективностью и надежностью. Китай высказывает интерес к закупке украинских корабельных газотурбинных установок (ГТУ) типов УГТ-16000 и УГТ-2500, которые разработаны на базе двигателей ДТ-59 образца 1975 года. Эти ГТУ являются основными конкурентами газотурбинных установок американской компании General Electric, которые устанавливаются на крупных надводных кораблях. Опыт строительства авианосцев еще с советских времен имеется у Украины, поэтому Китай предпринимает шаги для достижения договоренностей с украинскими фирмами, которые теоретически могут построить ряд других видов судового оборудования мирового класса.

Сами китайцы в оценках собственных военных экспертов весьма оптимистично рассматривают работу над бывшим советским авианосцем как системный проект, который в долгосрочном плане может активно воздействовать на подъем национального военно-промышленного комплекса. В Китае считается, что дело возрождения «Варяга» становится процессом подготовки будущих технических талантов, которые займутся разработкой нового, уже «родного» авианосца. Прежде всего, они сконцентрируются на производстве собственных образцов собственных образцов спецстали и мощных двигателей для кораблей этого класса.

Появились и высказывания высокопоставленных военных чинов КНР о будущем применении собственного авианесущего корабля: помощник начальника генштаба генерал-лейтенант Ци Цзянго заявил: «В отличие от ряда других стран, Китай никогда не будет направлять свой авианосец в территориальные воды других государств, поскольку придерживается политики оборонного характера» (Новости NEWSru.com, 8.06.2011 г. 10:26).

Слова китайского военачальника не являются откровением для специалистов по ВМС Китая. Вполне понятно, что авианесущий корабль «Ляонин», еще долго, а возможно и никогда не станет боевой единицей китайского флота, даже без кивков на «политику оборонного характера». Немало лет придется потратить на подготовку экипажа и прежде всего, летного состава. Как будет вести себя в океанском плавании этот гигант, построенный из агрегатов, собранных «с бору по сосенке», тоже большой вопрос. Да и над тактикой действий авианосца во взаимодействии с другими классами кораблей придется работать очень долго. Фактически «Ляонин» пока не более чем тренировочный стенд для отработки взлета-посадки самолетов. У него еще не сформирована авиагруппа, практически все китайские корабельные летательные аппараты находятся в разработке и на стадии испытаний, а эти процессы небыстрые. Можно считать, что бывшему «Варягу» на роду написано быть «дорогой игрушкой». Впрочем, в этом качестве он в свою очередь повторит судьбу первых китайских атомных подлодок с баллистическими ракетами на борту (пларб).

Напомним, что первая пларб проекта 092 типа «Ся» была спущена на воду в 1981 году, а вошла в состав ВМС КНР 1983-м. Основным ее вооружением были 12 баллистических ракет JL-1, пробные пуски которых производились в 1984 и 1985 годах. Результаты пусков оказались неудовлетворительными из-за проблем с системами управления, устраненных только к 1988 году. В 1995 году в ходе модернизации проекта ракеты JL-1 были заменены более современными ракетами JL-2 с дальностью пуска до 8000 км. Теоретически Китай тогда обзавелся морской компонентой стратегических ядерных сил, которая должна составлять триаду вместе с уже имевшимися ядерными ракетами наземного базирования и самолетами-носителями ядерного оружия. На деле же первая пларб с бортовым номером 406 большую часть своей службы стояла у причала в пункте базирования Сяопиндао в Желтом море близ Даляня. Ее операционные районы ограничивались прибрежными водами Китая. Несмотря на потенциал для ведения операций в Тихом океане, возможности пларб по противодействию российским и западным многоцелевым апл – охотникам за подводными лодками очень ограничены.

Вторая пларб этого проекта была спущена на воду в 1983 году, однако состояние этого корабля на сегодняшний день неизвестно, т.к. лодка не находится в боевом составе ВМС. Более того, по некоторым сведениям, она погибла в 1985 году в результате аварии.

На смену устаревшей и ненадежной пларб типа «Ся» в 90-е годы в Китае разработали новую стратегическую лодку проекта 094 типа «Цзинь».

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Она вооружена теми же баллистическими ракетами JL-2, специально сконструированными для стрельбы из шахт подводных ракетоносцев. Первая субмарина вошла в строй в 2004 году и получила бортовой номер 409. По данным китайских СМИ в 2010 году на воду уже спустили шестую, последнюю в серии пларб проекта 094. Однако вездесущие американцы считают, что на сегодняшний день в эксплуатации находятся не более двух лодок типа «Цзинь». Одна из них сфотографирована частным спутником с помощью геоинтерфейса Google Earth в 2006 году все у того же причала во время стоянки в Сяопиндао.

Следует заметить, что какую бы численность лодок китайцы сами не указывали, на боевом дежурстве в океане пларб типа «Цзинь» не отмечаются. На флоте для несения постоянного боевого дежурства должно быть минимум три готовых стратегических атомохода, чтобы один из них постоянно находился в походе. По всей видимости, пока китайцы нужным количеством пларб не располагают, хотя история их эксплуатации в ВМС КНР насчитывает уже тридцать лет. То есть, давно принято считать, что Китай располагает пларб, однако на самом деле он не может использовать их так же, как это делается на флотах США, Великобритании, Франции и России, где такие лодки несут постоянное дежурство.

По оценке аналитиков, в боевом составе ВМС КНР в 2012 году имелась одна пларб «Ся», которая с середины 80-х годов большую часть службы стоит у пирса, на боевую службу не выходит, а также две лодки типа «Цзинь» постройки 2000-х годов. Но они тоже постоянно находятся в процессе устранения недостатков и на океанскую боевую службу не выходят. Получается, что по состоянию на 2012 году три имеющихся пларб не могут собой представлять полноценный морской компонент ядерных сил НОАК. Хотя ведутся работы по созданию новых проектов пларб, и в мире считается, что китайцы ими располагают. На данный момент эту ситуацию также можно квалифицировать как те же «искусственные цветы».

Рассматривая тему о сегодняшней китайской военной угрозе, дадим ссылку на высказывание профессионального эксперта по Китаю главного научного сотрудника Института Дальнего Востока Российской Академии наук Якова Бергера, приведенное в «Независимой газете»:

«Отвечая на вопрос, не раздувают ли в Пентагоне шум вокруг китайской военной угрозы ради получения ассигнований у Конгресса, эксперт сказал: «Доля пропаганды в американских заявлениях есть. Китай на самом деле не хочет тратить на военные цели такие же громадные ресурсы, которые расходовал Советский Союз. В гонку по всему спектру вооружений Пекин вступать не собирается. Он старается достичь равновесия с потенциальным противником в таких ключевых отраслях, как спутниковое оружие, ракеты, способные уничтожать авианосцы, подводный флот. Совершенствуются методы такого сравнительно дешевого метода войны, как кибератаки». (Владимир Скосырев «Пекин учел просчеты советских стратегов», «Независимая газета» от 3.06.2011 г.).

3 – 5 июня 2011 года в Сингапуре состоялась очередная конференция по безопасности в Азии, в ходе которой министр обороны США активно общался с союзниками по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Руководству Японии, Южной Кореи, Австралии и Сингапура было обещано, что Соединенные Штаты в состоянии сохранить свое военное присутствие в регионе на том уровне, который необходим для выполнения обязанностей по защите своих партнеров от набирающего силу Китая. Шеф Пентагона заверил, что, не смотря на многие сложности, Америка найдет средства поддержать превосходство в воздухе и на море, способность наносить удары по дальним целям, возможность вести разведку из космоса и в киберпространстве.

Это означает, что гонка вооружений в Азии будет продолжаться, в подтверждение можно прочитать одно из информационных сообщений и попытаться отгадать, от чьих кораблей и подводных лодок намерена защищаться далекая Австралия:

«Австралия купит у США 24 вертолета MH-60R Seahawk "Romeo".

РБК 16.06.2011, Канберра 07:18:04 Австралия купит у США 24 вертолета MH-60R Seahawk "Romeo"

Из открытых источников.
Из открытых источников.

более чем за 3,2 млрд долл. Машины предназначены для австралийских военно-морских сил (ВМС), передает Associated Press.

Как заявил министр обороны Австралии Стефан Смит, первые два вертолета этой системы будут поставлены австралийкой стороне в середине 2014г. для испытаний и оценки их качеств. Принятие их на вооружение запланировано на 2015г.

К 2020г. летательные аппараты MH-60R Seahawk "Romeo" должны полностью заменить состоящие на вооружения ВМС Австралии вертолеты Sikorsky S-70.

MH-60R Seahawk "Romeo" разработан американскими компаниями Sikorsky и Lockheed Martin. В настоящий момент машина состоит на вооружении ВМС США. Машина способна поражать корабли и вести противолодочную борьбу. На борт она может брать до пяти десантников».

Продолжение читайте здесь.

Илья Дроканов. Редактировал Bond Voyage.

Все главы книги читайте здесь.

Почему Россия не Китай | Bond Voyage | Дзен

======================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

======================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь.

Две жизни офицера Де Бура | Bond Voyage | Дзен

====================================================