1
Пекин не захочет Цусимы
Давно известный факт: как только на просторах КНР назревают тяжелые внутренние проблемы, порожденные в результате неоднозначных действий ее высшего эшелона власти, следует ждать официального провозглашения угроз внешних. Подтверждающие этот тезис примеры находятся среди событий времен не столь давних, нужно всего лишь полистать страницы новейшей истории второй половины прошедшего века.
Пример первый. К 1960 году авантюра Мао Цзэдуна с политикой «большого скачка» и прочими экономическими экспериментами завершилась полным провалом, а в стране с огромным населением начинался настоящий голод.
Политические соперники в окружении Мао готовились дать бой своему Председателю. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, вялотекущие территориальные споры с Индией по поводу линии границы в Тибете переросли в вооруженный конфликт. Первые залпы китайских орудий по индийским пограничникам на высокогорье раздались в июне 1960 года. Китайские провокации против Индии в Тибете продолжались довольно долго и дважды выливались в открытые вооруженные столкновения – в 1962 и в 1967 годах. Воинской славы китайские командиры на той войне не стяжали, потому что дело кончилось тактической победой индийской стороны. Но шуму в пекинских СМИ было много, радио и пресса призывали народ и армию сплотиться вокруг компартии и дать законный отпор «капиталистическому агрессору».
Пример второй. С благословления Мао Цзэдуна в 1966 году началась «Великая пролетарская культурная революция»,
в ходе которой Великий кормчий, объединившийся со своими молодыми сторонниками в руководстве КПК, разгромил «старую гвардию» ветеранов коммунистического движения в Китае и фактически осуществил внутрипартийный переворот. Движущей силой «культурной революции» стала городская и деревенская молодежь, которая из рук первого лица страны получила право ниспровержения любых авторитетов, начиная с собственных школьных учителей и кончая руководителями крупных производств и партийными функционерами территориального звена. Постепенно отряды юных бунтарей вышли из-под чьего-либо подчинения, и Мао Цзэдуну пришлось разгонять их по всей стране при помощи армии. А чтобы внутренняя напряженность в китайском обществе была снята, ей тотчас предъявили врага внешнего – Советский Союз. Неурегулированные территориальные споры на нескольких участках советско-китайской границы обернулись агрессивными претензиями нашего восточного соседа, подкрепленными военными приготовлениями к началу пограничных конфликтов. Боевые столкновения не заставили себя ждать: в течение весны-лета 1969 года подразделения НОАК несколько раз атаковали советских пограничников на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Китайцы прекратили вооруженные провокации, лишь понеся ощутимый урон после мощных ответных ударов Советской Армии.
Пример третий. В феврале 1979 года разразилась китайско-вьетнамская пограничная война. Принято считать, что китайские регулярные войска атаковали территорию соседнего государства после того, как победивший Соединенные Штаты Вьетнам ускорил свое сближение с СССР и социалистическими странами Восточной Европы, допустив несколько недружественных шагов в отношении КНР. Планируя наказать Вьетнам, Пекин хотел побольнее задеть и Советский Союз – его стратегического партнера. Официально китайская сторона указывала на то, что в 1978 году у Вьетнама появились претензии по разграничению вьетнамо-китайской границы, в частности, по акватории Тонкинского залива, по «многострадальным» спорным островам в Южно-Китайском море и по ряду участков сухопутной территории. Китай по обыкновению решил использовать войска для урегулирования территориальных споров с соседним государством и начал боевые действия. Война была недолгой и прекратилась после того, как стало ясно, что китайским дивизиям не удастся глубоко вклиниться на сопредельную территорию из-за ожесточенного сопротивления оборонявшихся, а Вьетнам тем временем объявил всеобщую мобилизацию, чтобы уничтожить агрессора так же, как это было в освободительных войнах против США и Францией. Рассуждая о причинах конфликта, можно считать, что Вьетнам недружественной политикой спровоцировал Китай на боевые действия. А можно посмотреть по-другому. В 1978 году вернувшийся из очередной опалы Дэн Сяопин занял руководящие посты в КНР и начал готовить государственные реформы. На этом пути он встретил ожесточенное сопротивление со стороны ставленников Мао Цзэдуна в верхних эшелонах КПК и в армии. Дэн, бывший тогда Председателем Центрального военного совета КНР, отдал распоряжение армии открыть боевые действия. Он хорошо помнил уроки прошлого и поступил по опыту Председателя Мао: начать войну, чтобы переключить внимание своей страны с внутренних проблем на внешние, а после окончания боев расправиться с «ретроградами-маоистами», препятствовавшими проведению кардинальных реформ в армии и в обществе. Действительно, после окончания войны реформы пошли быстрее.
Спустя три десятилетия после описанных событий во время подготовки к проведению XVIII съезда КПК обстановка в Китае тоже оказалась далекой от идеальной. Население проявляло свое недоверие к политическому курсу, проводящемуся коммунистической партией. Внутри партийного руководства пошли естественные для переломного времени споры о выборе нового экономического курса страны. Но самым острым был вопрос о том, кто персонально возглавит партию и государство. То есть первые лица были определены заранее, но по остальным персоналиям из руководящих партийных органов жестокие баталии велись долго. Одним словом, внутрипартийные противоречия вновь повысили градус напряженности в китайском обществе. Самым удачным способом «стравливания пара» вновь был признан поиск внешнего врага. На сей раз им оказалась соседняя Япония.
В сентябре 2012 года в Китае начались крупнейшие в новом столетии антияпонские демонстрации, формальным поводом которым послужило решение Токио национализировать спорные острова в Восточно-Китайском море. Мгновенно в десятках городов КНР начались организованные антияпонские выступления местного населения, выливавшиеся порой в погромы японских предприятий. Китайские рабочие, служащие, учащиеся, млад и стар, может, прежде и не слышавшие о далеких островах Дяоюйдао, или Сенкаку по-японски, организованно вышли на массовые митинги с требованием к японским властям прекратить оккупацию чужой территории. Накал страстей протестующих оказался настолько велик, что демонстрации переросли в крупные беспорядки.
Под удар попали предприятия многих известных японских компаний, к примеру, Toyota и Honda, а также американская прежде сеть «7-eleven», выкупленная несколько лет назад японской «дочкой». Под угрозой оказались и китайские компании, торгующие японскими товарами. На Гонконгской фондовой бирже понизились курсы акций нескольких крупных автомобильных дилеров и ресторанных сетей. Сильно пострадали потребители японской продукции: разъяренная толпа крушила все, на чем могла рассмотреть логотип известной заморской компании. Некоторые фирмы рекомендовали своим сотрудникам в Китае отказаться от пользования автомобилями и даже закрыли на время паркинги.
Беспорядки на улицах китайских городов завершились так же внезапно, как и начались. Видимо, какие-то вопросы оказались урегулированными, и людям было велено прекратить выступления. За порядком вновь стала зорко следить многочисленные отряды полиции. А XVIII съезд КПК прошел вовремя и на высоком организационном уровне.
Японцы отнеслись к случившемуся очень серьезно. Руководителям их корпораций приходится уже по-другому смотреть на «националистические риски» и учитывать их при принятии решения о расширении присутствия в Китае. Они вряд ли будут сворачивать уже имеющиеся производства в КНР или отказываться от китайского рынка. Но новые инвестиции, скорее всего, пойдут уже в другие страны, в первую очередь страны АСЕАН, с которыми у Китая подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Организация производств за пределами КНР поможет японским компаниям уменьшить риски от возможной нестабильности в стране и при этом сохранить свои позиции на китайском рынке. Инвестиционная привлекательность Китая для иностранных компаний и так с каждым годом падает из-за ужесточения трудового законодательства, уменьшения преференций для иностранных инвесторов и роста трудовых и иных издержек. И разразившиеся антияпонские выступления будут еще больше настораживать потенциальных инвесторов.
Китайские власти, наряду с внутренними решавшие внешние проблемы, правильно рассчитали, что крупный японский бизнес использует свои возможности для влияния на политический бомонд в Токио. В сложившейся на 2012 год экономической ситуации, когда сокращался и японский экспорт, и торговый оборот с Китаем, Страна Восходящего Солнца не могла себе позволить ухудшать положение самых успешных компаний. Ёсихико Нода, бывший тогда премьер-министром, вынужденно признал, что страна «погорячилась» с решением о выкупе правительством трех из пяти островов архипелага Сенкаку у частных владельцев. Правда, отменять его не стал, а лишь согласился обсуждать эту тему с Китаем.
Спор между КНР и Японией о принадлежности островов ведется с начала 1970–х годов. Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, а до того времени они никому не принадлежали. Китай настаивает на том, что острова были включены в состав Поднебесной империи еще 600 лет назад, а на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году вместе с островом Окинава. В континентальном Китае и на Тайване считают, что Япония незаконно удерживает острова. Официальная позиция Японии заключается в том, что острова всегда были неотъемлемой частью префектуры Окинава, а требования Китая объясняются тем, что район богат природными ресурсами.
В декабре 2012 года правительство Китая официально обратилось в ООН с подробным документом о правах Пекина на воды в Восточно-Китайском море, которые выходят за пределы китайской 370-километровой исключительной прибрежной экономической зоны. По мнению МИД КНР, геологические особенности позволяют Китаю претендовать на дополнительные районы континентального шельфа, которые находятся в 200 км от японского острова Окинава.
Дипломатические шаги Пекин сочетал с силовыми акциями. С тех пор, как в сентябре 2012 года острова Сенкаку перешли в собственность японского правительства в районе островов постоянно находятся сторожевые корабли ВМС КНР. Впрочем, они, как правило, избегают заходить в зону, которую Токио провозгласил своими территориальными водами. Иногда ситуация обостряется: 17 декабря 2012 года агентство «Интерфакс» сообщило, что МИД Японии вызвал представителя посольства КНР и вручил ему протест по поводу появления китайского самолета в воздушном пространстве района спорных островов, а также в связи с заходом военных кораблей КНР в территориальные воды в этом же районе.
Самолет гидрографической службы ВМС КНР 13 декабря в 6 утра по московскому времени появился в воздушном пространстве южнее острова Уоцуридзима, входящего в состав архипелага. Его зафиксировали патрульные корабли японской службы безопасности, в ответ на угрозу по тревоге в воздух поднялись шесть истребителей F-15.
За несколько дней до инцидента в воздухе, в зону у спорных островов демонстративно вошли два китайских фрегата, на одном из которых зажглось световой табло с требованием к японским патрульным кораблям выйти из территориальных вод КНР. Затем на табло появилась надпись на китайском и английском языках: «Дяоюйдао – исконные территории Китая!» (вспомним былые лозунги в наш адрес – «КВЖД – наша, а не ваша!», «Джэньбаодао – Даманский – исконно китайская земля!»). Выполнив пропагандистскую миссию, китайские фрегаты покинули спорные воды. По сообщению МИД Японии, ВМС КНР трижды направляли фрегаты и эсминцы к островам с момента обострения территориального спора, то есть с сентября 2012 года.
Примерно такая же ситуация складывается на морской границе Китая и в Южно-Китайском море, где продолжаются давние споры с Вьетнамом и Тайванем за Парасельские острова, а за острова Спратли – с Вьетнамом, Филиппинами, Брунеем, Малайзией и Тайванем. Пекин объявил, что считает своей собственностью всю акваторию моря с мелкими островами. Правительство КНР заявляет, что в компетенцию южной островной провинции Хайнань входит надзор примерно за 2 млн. квадратных километров моря, где и лежат спорные острова. С точки зрения международного права китайские претензии на единоличную собственность безосновательны, тем не менее, острый спор существует.
На Парасельских островах расположены китайские сторожевые посты, а Вьетнам периодически пытается продемонстрировать, что в его силах противостоять соседу на море. В архипелаге Спратли Китай контролирует семь островов, Вьетнам – 27, Филиппины – 8, Малайзия – 3, Тайвань – 1 (А. Храмчихин, «Китайский фактор АСЕАН», Военно-промышленный курьер, выпуск № 50 от 19.12.12).
Сами острова, суммарная площадь которых очень незначительна, не имеет интереса с точки зрения экономического потенциала или территории для проживания населения. На островах удобно разместить военно-морскую или военно-воздушную базу. Прилегающий к островам шельф богат нефтью. Кроме того, острова лежат возле путей транспортировки нефти, которую Китай и Япония танкерами возят из Африки и с Ближнего Востока. Острова малы, но имеют большую стратегическую важность. И Китай, стремящийся доминировать в морях, омывающих Юго-Восточную Азию, приложит максимум усилий, чтобы доказать свои права на спорные территории. Отстаивать свои интересы Пекин будет жестко, потому что при сложной внутриполитической обстановке новые лидеры просто не могут демонстрировать слабость.
В Южно-Китайском море силовые приемы КНР подкрепляет демаршами в международно-правовой сфере: принятым государственным постановлением объявляются новые правила, в соответствии с которым китайской пограничной полиции с 1 января 2013 года предписано высаживаться на иностранных судах, заходящих в спорные районы. Пограничники могут обыскать эти суда, взять под контроль или выпроводить из зоны. В постановлении сказано, что к «незаконным действиям» иностранных судов относится остановка, постановка на якорь, а также «ведение публичных кампаний, которые подвергают угрозе национальную безопасность Китая». В подтверждение своей правоты китайские специалисты по международному морскому праву ссылаются на Конвенцию ООН, в соответствии с которой они якобы действуют. Хотя получается, что КНР в одностороннем порядке принимает законодательные акты, затрагивающие международные интересы соседних государств.
Не останавливаясь на достигнутом, Пекин предпринимает и меры психологического характера: с недавних пор гражданам КНР стали выдавать паспорта, на которых спорные морские территории черточками обозначены как китайские. В ответ раздались протесты. Самое крупное государство Юго-Восточной Азии – Индонезия – прежде старалось держаться в стороне от политических конфликтов вокруг спорных островов. Однако после истории с паспортами Джакарта устами своего министра иностранных дел Марти Наталегава нарушила молчание. Министр высказал несогласие с действиями КНР, и сказал, что подобный зондаж реакции соседних государств не будет способствовать разрядке ситуации по поводу спорных территорий. Наоборот, то, что сделал Китай, может еще больше ее усугубить, заявил министр («Независимая газета» от 26.11.12). Вьетнам и Филиппины высказали Китаю протест по линии своих посольств.
Международные эксперты отмечают, что напряженность в Южно-Китайском море нарастает, хотя к войне дело пока не идет. Китай, осознавая опасность эскалации напряженности, проводит двойственную политику. С одной стороны, он наращивает усилия по закреплению островов под своей юрисдикцией, с другой – заманивает соседние страны выгодными предложениями по сотрудничеству в области экономики. Это относится, прежде всего, к основному сопернику – Вьетнаму, который заинтересован в инвестициях и активной торговле с южными провинциями Китая. Вьетнам, конечно, не будет готовить агрессию против северного соседа из-за островов, поскольку никогда ни на кого первым не нападал. Да, и совладать сегодня с Китаем ему, вряд ли будет по силам.
Но и в Восточно-Китайском море не предвидится вооруженных столкновений. Китайцы могут долго дерзить японцам, но переходить грань, отделяющую пограничные споры от военных конфликтов, они не станут. Военные аналитики часто пишут о силе армии и флота КНР. Но редко дают сравнительные характеристики соотношения сил вероятных противников. В гипотетическом споре между Китаем и Японией вероятно предположение, что у Поднебесной не получится взять верх над островной империей. Так уже не раз бывало в прежние времена, и в возможном конфликте сегодня ситуация не изменится.
Приведем выдержку из газетной статьи Владимира Скосырева «Картографическая битва за острова»:
«…Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что политика Китая претерпела изменения. «Если раньше он следовал завету Дэн Сяопина «прятаться в тени», то теперь перешел к принципу показывать свою силу. Он наращивает мощь своих военно-морских и военно-воздушных сил. Его претензии на острова очень серьезные. Тем более что в Пекине очень сильно влияние военных».
Япония тоже не идет на уступки. Эскалация напряженности налицо. Это расшатывает стабильность в Восточной Азии. Такая тенденция не может не беспокоить Россию и США. Ведь японцы рассчитывают, что Америка их поддержит.
В последние месяцы в Китае прошло несколько семинаров и конференций, посвященных спору об островах. Вышла и «Белая книга», изданная правительством. Эти публикации были выставлены в Китайской национальной библиотеке. На выставке можно было ознакомиться с документами, донесениями послов императоров Китая, относящихся к династии Мин, – к XIV веку. Они призваны показать «историческую лживость» японских притязаний.
Жан-Пьер Кабестан, глава исследовательского отдела в Университете баптистов в Гонконге, сказал, что эти «публикации подобны куску бетона. Никакого желания авторов всерьез оценить аргументы другой стороны не видно. А ведь истина обычно более сложна».
Между тем высокопоставленный американский военный выступил с заявлением, которое можно расценить как поощрение жесткой позиции Японии. Ранее Государственный департамент США говорил, что острова Сенкаку подпадают под действие американо-японского договора безопасности, но призывал обе стороны к сдержанности. Но командующий американскими вооруженными силами в Японии генерал Сэм Энджелелла, не связанный тонкостями дипломатии, высказался с большей прямолинейностью. По его словам, действия Китая провокационные, а японские военные демонстрируют настоящий профессионализм».
(Опубликовано в Независимой Газете от 18.02.2013 Оригинал: http://www.ng.ru/world/2013-02-18/1_islands.html).
Главный свой аргумент – баллистические ракеты – Китай предъявить не сможет: Япония связана союзными узами с США, находится под американским ракетным зонтиком. Мощная коалиция – Япония-США – в качестве противника Пекину не нужна. Значит возможным вариантом остается только локальный скоротечный морской бой, в котором победа достанется тому, кто выставит наиболее соответствующий требованиям современности военный флот. А в этом вопросе Китаю пока не догнать вероятного противника. Общий корабельный состав ВМС КНР далеко превосходит морскую компоненту японских Сил самообороны, однако по количеству новейших ударных боевых кораблей с японцами на Дальнем Востоке сегодня никто не сравнится. Десятки новейших эсминцев и торпедных подводных лодок в совокупности с двумя только что построенными мини-авианосцами составляют внушительную силу, которую поддерживают тщательно подготовленные экипажи, прошедшие школу совместных учений с Тихоокеанским флотом США. Соотношение сил, средств и боевая выучка обеих сторон позволяет утверждать, что в сражении китайской и японской морских эскадр победа останется за победительницей Цусимского сражения. При этом американские союзники даже близко не подойдут, а лишь издали понаблюдают за разгромом флота своего стратегического соперника. Хотя по логике событий Вашингтон будет на словах удерживать Токио от резких политических движений.
Поднебесная может сколь угодно долго пытаться психологически воздействовать на Страну Восходящего Солнца, в том числе и с применением устрашения вероятного противника боевыми кораблями и самолетами. Однако огонь открывать первыми китайские моряки и летчики не будут, потому что победы в таком бою на 100% они гарантировать не могут. Значит нельзя рисковать имеющимся авторитетом, ведь в мире их считают очень сильными. Китаю новая цусимская катастрофа не нужна, поэтому военного столкновения с Японией не предвидится.
2
«А если кит и слон, то кто кого взборет?»
Вот с кем у Китая, предположительно, может случиться в ближайшие десять лет военное противостояние, так это с Индией.
Истоки пограничных споров между азиатскими гигантами находятся в 50-60 годах XX века, когда обе страны воевали из-за не урегулированных территориальных разногласий. В Дели заявляют, что Китай контролирует 41400 квадратных км индийских земель в Аксай-Чине в Кашмире, а Пекин в свою очередь утверждает, что территория индийского штата Аруначал Прадеш, который граничит с Тибетским автономным районом КНР, на самом деле принадлежит Китаю. Китайско-индийские войны 1962 и 1967 года не привели к разрешению территориальных споров, и напряженность в отношениях двух пограничных соседей продолжает оставаться. В качестве дополнительных факторов, вынуждающих с подозрением смотреть друг на друга, следует отнести то, что Китай с 60–х годов выступает как союзник и постоянный поставщик оружия Пакистану – злейшему врагу Индии. В то же время Китай не может смириться с тем, что Индия предоставила постоянное убежище беглому Далай-ламе и примерно 120 тысячам тибетским беженцам.
Не удивительно, что в любой момент обе страны готовы к эскалации напряженности. Очередной дипломатический конфликт недавно начался с хитроумного решения Пекина выдавать своим гражданам новые биометрические паспорта, на одной из страниц которого изображена карта, где спорные районы с соседними странами обозначены как территория КНР. Это относится как к малым островам в омывающих Китай морях, так и к спорным районам в Гималаях, равным по площади к Швейцарии. В ответ Индия решила проставлять в этих паспортах штампы со своими картами, где районы Аруначал Прадеш и Аксай-Чин изображены как индийские. Министр иностранных дел Индии Салман Куршид выступил с заявлением о неприемлемости подобных картографических изображений в китайских паспортах.
Не пришлось ждать и реакции Индии на повышение активности восточного соседа в Южно-Китайском море. Быстрота проявления реакции объясняется тем, что значительная часть индийской торговли осуществляется именно в том регионе. Индийский военно-морской флот в последнее время нередко проводит учения по защите собственного судоходства от Китая. Адмирал Д.К. Джоши, командующий ВМС Индии заявил, его страна готова направить боевые корабли в Южно-Китайское море с целью защитить свои интересы в разведке нефти. Такое заявление было сделано в связи с тем, что государственная нефтегазовая компания Вьетнама Petrovietnam выдвинула обвинения китайской стороне, создававшей помехи при операции по исследованию морского дна. Китайские рыболовецкие шхуны мешали работе специализированного вьетнамского судна и даже порвали сейсмический кабель, который оно буксировало. Представитель компании сообщил, что сейсмическое судно в тот момент, когда был поврежден кабель, работало за пределами Тонкинского залива. А ранее оно обследовало морской участок, где свою долю имеет индийская государственная Корпорация нефти и природного газа (ONGC). Адмирал Джоши сказал, что Индия не предъявляет территориальные притязания на Южно-Китайское море, но при необходимости готова перейти к активным действиям ради защиты своих морских и экономических интересов в регионе. Если ситуация, например, с компанией ONGC потребует присутствия военных кораблей, они будут туда направлены незамедлительно.
Намерения китайской пограничной полиции с начала 2013 года высаживаться на иностранные суда в спорных районах морской акватории вызывает у Индии глубокую озабоченность. Она будет расценивать такие акты как угрозу международному судоходству. Китай и в предыдущие годы, ссылаясь на раскопки археологов и древние хроники, заявлял, что ему принадлежит историческое право контролировать весь бассейн Южно-Китайского моря. В 2011 году имела место попытка китайского патрульного корабля задержать десантный корабль ВМС Индии. Но по международному морскому праву военно-морской флот любой страны имеет право свободного хождения в открытом море, поэтому объявлять его своим владением – незаконно. Вот почему адмирал Джоши строго предупредил, что в случаях задержки индийских кораблей в Южно-Китайском море его страна получает право на самооборону. Иными словами, индийские военные всерьез готовятся к боевым действиям против Китая. И регулярные учения по защите судоходства является наглядным тому подтверждением.
Вместе с тем, специалисты по индийско-китайским отношениям считают, что на настоящий момент ни Пекин, ни Дели не стремятся к обострению отношений. Размер взаимной торговли между странами достиг 77 млрд. долларов, это большая величина, поэтому обе стороны будут воздерживаться от взаимных нападок. Паспортный конфликт – это лишь элемент психологической войны. К тому же сегодня Китай выступает, как более сильный соперник, ведь его экономика значительно больше индийской. Поэтому политики в Дели менее воинственны, чем их военные.
Действительно, экономика Китая заняла второе место в мире, Индия – только на девятом месте, ее показатели гораздо скромнее. Но Индию вполне можно отнести к быстро прогрессирующим странам, она располагает огромным и постоянно растущим рынком, развивающейся инфраструктурой, многоплановым финансовым сектором, гибкой регулирующей средой, льготами. Хорошая экономическая перспектива делает ее привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста. По прогнозам, как в 2012, так и в 2013 году ВВП страны будет устойчиво увеличиваться на шесть с лишним процентов. Рост ВВП Китая сейчас имеет тенденцию к снижению темпов. Аналитики в Дели небезосновательно считают, что экономика Китая стала очень большой, поэтому сложно поддержать высокие темпы ее роста. У Индии база экономики невелика в сравнении с Китаем, поэтому для нее легче демонстрировать более высокие темпы. Так что, Индия будет иметь временной промежуток обогнать соседа по темпам развития. Произойдет это не раньше чем через пять – десять лет. К тому времени Индия по количеству населения сравняется с Китаем, но и здесь она имеет преимущество: в Китае возрастает число людей пенсионного возраста, а в Индии население более молодое.
Для завершения обзора возможностей двух азиатских гигантов, двух соседей и потенциальных противников нужно кратко охарактеризовать их военную мощь. Индия давно вошла в число членов мирового ядерного клуба, самостоятельно создала ядерное оружие и средства его доставки – прежде всего баллистические ракеты средней и большой дальности. Индийские ракеты «Агни» с дальностью пуска не менее 5500 км – это прямой ответ аналогичным китайским ракетам «Дунфэн». Поэтому стратегического преимущества нет ни у одной из сторон. Сухопутные войска КНР значительно сильнее индийской армии, так что в случае конфликта в Гималаях шансы китайцев выглядят предпочтительнее индийцев. Зато на море у ВМС Индии есть возможность нанести поражение китайскому флоту. Как видим, ощутимого преимущества нет ни у одного из соперников.
Пекин ревниво наблюдает за тем, как набирает мощь соседняя страна. В недавней истории уже был случай, когда Китай решил проучить непослушного соседа, набравшего силу, и направил свою армию против Вьетнама. Никто не может быть уверен в том, что история не повторится в отношении другого соседа. Когда дела внутри самой Поднебесной пойдут плохо, по давней традиции может быть найден внешний враг. Вероятно, это будет Индия, которая охотно примет брошенную перчатку, потому что индийским военным давно хочется пустить в ход свои окрепшие мускулы.
Илья Дроканов. Редактировал Bond Voyage.
Все главы книги читайте здесь.
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
======================================================
Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru
====================================================