Найти в Дзене
С Богом по жизни

НЕЗАБЫВАЕМАЯ НОЧЬ

Это была незабываемая ночь. Она началась с пасхальной трапезы Иисуса и Его учеников в горнице. Потом были молитвы в Гефсимании. А завершились события этой ночи пародией на суд, которому подвергли Иисуса во дворе первосвященника. В этом уроке мы рассмотрим первую половину событий, связанных с пасхальным ужином. Мы не можем расставить эпизоды того памятного вечера в точном порядке. Нижеследующая последовательность — лишь одна из возможных.

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОСТУПОК

В горнице апостолы спорили, кто из них главнее (Лк. 22:24). Этот спор, возможно, послужил поводом к одному исключительному событию во время ужина:

Иисус... встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин. 13:3-5).

В те дни было принято омывать ноги входивших в дом гостей. Этот акт гостеприимства успокаивал ноги гостя, но он имел еще и практическую сторону. Люди носили сандалии и ходили по грязным дорогам. Когда они размещались за обеденным столом, ноги одного гостя оказывались совсем близко к лицу другого.

Готовясь к пасхальной трапезе, апостолы, вероятно, омылись, но когда они входили в горницу, их ноги могли быть опять грязны от дорожной пыли. Все необходимое для омовения ног было приготовлено (ст. 4, 5), но ученикам, думавшим о лишь собственном величии, и в голову не пришло омыть грязные ноги своих товарищей. Ведь это обычно делали слуги!

Иисус еще раньше говорил им, что величие в Его царстве определяется не положением, а служением. Тогда Он сказал: “Я посреди вас — как служащий” (Лк. 22:27). Теперь же Он показал на примере, что такое служение — это выполнение грязной работы слуги. Он омыл их ноги.

КОГДА ИИСУС ОМЫЛ НОГИ УЧЕНИКАМ
С Богом по жизни29 июля 2020

На тот факт, что Иуда был среди тех, чьи ноги были омыты, в тексте обращается особое внимание (Ин. 13:2, 10, 11, 18, 19). Так Господь продемонстрировал, что значит “любить врагов” и творить им добро (Мф. 5:44, 45; см. Рим. 12:20).

Закончив мыть ноги ученикам, Христос призвал их следовать Его примеру (Ин. 13:14-17). Означает ли это, что Он установил обряд омовения ног как часть нашего поклонения? Нет. Дж. Макгарви пишет: “Иисус не устанавливал обряда омовения ног; Он взял уже известный обычай той земли и использовал его как наиболее подходящий способ показать должный дух смиренного служения... Омовение ног как проявление любезности и гостеприимства никогда не было традицией среди народов Запада, и перенимать его только потому, что эти слова произнес Христос, — значит совсем не понимать, что Он имел в виду”.

Джон Картер отмечает: “Нет ни одного свидетельства, что у новозаветных церквей когда-либо существовал обряд [омовения ног]... Самое ранее упоминание подобной практики в истории церкви мы находим в документах собора епископов в Эльвире, в Испании, около 306 г., на котором она была осуждена”. Г. Хестер пишет: “Здесь Иисус не устанавливает обряд, подобный Господней вечере, а дает наглядный урок истинного смирения духа”.

Христа, в первую очередь, волновала не грязь на ногах апостолов, а эгоистичное честолюбие в их сердцах. Высказывается предположение, что этот эпизод мог быть последней попыткой Иисуса повлиять на Иуду. Господь смог вымыть ноги Иуды, но, к сожалению, сердце его осталось нечистым (Ин. 13:27).

ОШЕЛОМЛЯЮЩИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Заявление об Иуде

Омыв ноги ученикам, Христос сделал ошеломляющее заявление о том, что будет предан — предан одним из близких друзей. Он сказал, что этим исполнится Писание: “Едящий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою” (Ин. 13:18; см. Пс. 40:10). В восточных странах совместная трапеза двоих была заключением завета, залогом дружбы. Но Иуда спокойно участвовал в этом священном ужине с Господом даже после того, как договорился с врагами Иисуса передать Его им за вознаграждение.

Христос сказал, что говорит апостолам о предательстве “прежде нежели это сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я” (Ин. 13:19). Это предсказание убедит их в Его божественности. Оно также защитит их веру, убедив, что предательство не застало Его врасплох и не нарушило Его планы.

“Сказав это, Иисус возмутился духом” (Ин. 13:21). Ученики не знали, какие страшные события были впереди, но Христос ясно их Себе представлял. Кроме того, Его беспокоила незрелость апостолов. И Его больно ранило предательство Иуды.

Иисус откровенно сказал двенадцати: “...один из вас предаст Меня” (Ин. 13:21; см. Мф. 26:21). Они с недоумением (Ин. 13:22) “начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает” (Лк. 22:23). “Они весьма опечалились и начали говорить Ему — каждый из них: «Не я ли, Господи?»” (Мф. 26:22). Вероятно, они подумали, что Он имеет в виду какое-то невольное действие одного из них, которое позволит врагам взять Его. Поэтому каждый сказал: “Уж я-то наверняка не сделаю этого!”

Иоанн, возлежавший справа от Иисуса, спросил: “...«Господи! Кто это?» Иисус отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту” (Ин. 13:25, 26; см. Мф. 26:23).

-2

Можно было бы предположить, что после такой подсказки все поймут, кто предатель. Однако не всем ученикам это стало ясно (Ин. 13:28, 29). По всей видимости, Иуда пользовался у них большим уважением. Единственный апостол из Иудеи, он, наверное, был образованнее остальных. Ему оказали честь, избрав казначеем (Ин. 13:29; см. также Ин. 12:6). Он исполнял важную обязанность раздавать милостыню от имени всей группы (Ин. 13:29). Многие даже могли подумать, что кто из учеников никогда не предаст Иисуса, так это Иуда.

Большинство апостолов не поняло смысла слов и действий Иисуса, но Иуда все понял. Он лицемерно спросил вместе с остальными: “Не я ли, Равви?” (Мф. 26:25), — и Христос ответил: “Ты сказал” (Мф. 26:25). Такое обличение его заговора должно было потрясти Иуду до глубины души; но если это и обескуражило его, виду он не подал. Как грязь затвердевает на открытом воздухе, так и его сердце еще больше огрубело, когда Иисус открыл его замыслы (Ин. 13:27).

Христос сказал Иуде: “Что делаешь, делай скорее” (Ин. 13:27). До этого Иисус не хотел, чтобы предатель ушел раньше, потому что той ночью Ему предстояло еще многое сделать. Теперь же Он мог спокойно отпустить его, зная, что времени на то, что осталось сделать, достаточно. Иуда “тотчас вышел. Была же ночь” (Ин. 13:30).

Некоторые пытаются оправдать предательские действия Иуды, но Христос сказал: “...горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше было бы этому человеку не родиться” (Мф. 26:24; см. Мк. 14:21). Макгарви пишет: “Слова Иисуса затыкают рты апологетам Иуды. Когда судья так говорит в осуждение, станет ли кто возражать в оправдание?”

Заявления о Петре и других апостолах

В какой-то момент после ухода Иуды (Ин. 13:31) Иисус обратился к остальным апостолам. Он заговорил о том, что прославится (Ин. 13:31, 32), а потом сказал: “Дети! Недолго уже быть Мне с вами” (Ин. 13:33а). Еще столько нужно было сделать, а времени оставалось так мало!

Он повторил то, что говорил раньше (Ин. 13:33; см. Ин. 7:33, 34; 8:21), а затем произнес: “Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13:34). Эта заповедь “новая” не просто потому, что повелевала любить других; такому наставлению уже было много веков (см. Лев. 19:18). Новой ее Иисус назвал потому, что это должна быть такая любовь, какую Он питал к Своим ученикам: “как Я возлюбил вас”! И добавил: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35). Кто-то сказал, что людям безразлично, что вы знаете, пока они не узнают, что вам небезразлично.

Петр ухватился за слова Иисуса “недолго уже быть Мне с вами” (Ин. 13:33) и спросил: “Господи! Куда Ты идешь?” (Ин. 13:36). Христос ответил: “Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдешь за Мною” (Ин. 13:36). Петр не понял, что Иисус говорил о смерти, и спросил: “Господи! Почему я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя” (Ин. 13:37).

Мне слышится нежность в ответе Иисуса: “Симон! Симон! Вот, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу” (Лк. 22:31). Женщины просеивают муку, чтобы удалить из нее сор, а дьявол “сеял” апостолов, чтобы обнаружить нечистоту и использовать ее в своих интересах. Он уже завладел одним “сором” (Ин. 13:2, 27) и хотел еще.

Сатана, наверное, особо охотился за Симоном Петром, заметной фигурой и лидером. Зная это, Иисус сказал Петру: “...Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих” (Лк. 22:32). Апостол запротестовал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти” (Лк. 22:33). Христос, наверное, покачал головой и спросил: “Душу свою за Меня положишь?” (Ин. 13:38). И печально добавил: “Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды” (Лк. 22:34).

КОГДА ПОЕТ ПЕТУХ
С Богом по жизни16 сентября 2020

Господь повернулся к остальным десяти: “Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада»” (Мф. 26:31; см. Зах. 13:7). И добавил: “По воскресении же Моем предварю вас в Галилее” (Мф. 26:32). Запомните обещание о Галилее (см. Мф. 28:7, 10, 16; Ин. 21:1). После Своего воскресения Иисус соберет учеников в Галилее, как пастух собирает свое рассеянное стадо.

Петр не согласился с Иисусом. Он заявил: “Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь” (Мф. 26:33). И снова Господь сказал ему: “Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня” (Мф. 26:34). “Но он с еще большим усилием говорил: «Хотя бы мне и надлежало умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя»” (Мк. 14:31). “То же и все говорили” (Мф. 26:35).

Апостолы определенно не были готовы к тяжелым временам, которые ждали их впереди. Иисус снова заверил их, что умрет, процитировав Ис. 53:12 (Лк. 22:37). Он предупредил Своих учеников, что в дальнейшем они не могут рассчитывать на такой же радушный прием, какой им оказывали раньше, когда Он посылал их проповедовать (Лк. 22:35, 36; см. Мф. 10; Лк. 10:1-16).

Советуя им подготовиться к будущему, Он сказал, чтобы они купили меч (Лк. 22:36). Ученики думали, что он говорит о буквальном мече и заметили, что у них уже есть два; Иисус сказал, что этого довольно (Лк. 22:38). Поскольку для защиты двенадцати человек двух мечей недостаточно, то это должно было натолкнуть их на мысль, что Иисус говорит иносказательно. Но они не поняли Его слов (см. Лк. 22:49-51) — как и того, что Он говорил о Своей неминуемой смерти.

ВОЛНУЮЩЕЕ УСТАНОВЛЕНИЕ

В конце пасхального ужина Иисус установил самый прочный мемориал всех времен — Господню вечерю. “Когда они ели, Иисус взял хлеб” (Мф. 26:26; см. Мк. 14:22; Лк. 22:19) — пресный хлеб, который ели на Пасху. “И, возблагодарив, преломил, и сказал: «Примите, едите, это тело Мое, за вас ломимое; это совершайте в Мое воспоминание»” (1 Кор. 11:24).

-3

Сказав “это тело Мое”, Иисус употребил фигуральное выражение — тот самый оборот речи, который употребляем мы с вами, когда показываем кому-нибудь фотографию и говорим: “Это мои внуки”. Христос имел в виду, что хлеб символизирует Его тело, которое скоро будет висеть на римском кресте.

“[Взял] также и чашу” (1 Кор. 11:25). Чаша была наполнена “от плода виноградного” (Мф. 26:29). “И... благодарив, подал им, и сказал: «Пейте из нее все, ибо это — кровь Моя нового завета, за многих проливаемая в оставление грехов»” (Мф. 26:27, 28; см. Мк. 14:24; Лк. 22:20). Говоря это, Иисус учил, что главнейшая цель Его смерти — обеспечить прощение грехов тем, кто будет исполнять Его волю (см. 1 Кор. 15:3; Еф. 1:7).

Он сказал одиннадцати: “Это совершайте... в Мое воспоминание” (1 Кор. 11:25), а затем добавил: “Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода этого виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего” (Мф. 26:29). Как мы уже отмечали, земное проявление царства — это церковь. Всякий раз, когда церковь собирается вкусить Господней вечери, она сообщается с Христом. Павел писал: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?” (1 Кор. 10:16, 17).

Христос назначил Господней вечере быть вечным установлением памяти, которое должно будет продолжаться вплоть до Его возвращения (1 Кор. 11:26). Ранняя церковь приобщалась этой памятной вечери каждый первый день недели и продолжает делать это по сей день.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели первые несколько часов этой незабываемой ночи. Скоро мы продолжим обзор памятного вечера и рассмотрим прощальную речь Иисуса в Ин. 14—16 и Его заступническую молитву в Ин. 17. Надеюсь, наш урок способствовал тому, чтобы в вашей жизни этот день тоже стал незабываемым.

Церковь Христа

👉🏻 Российский сервис путешествий №1 (Реклама. ООО «Новые Туристические Технологии». ИНН 7724929270)