В 1974-м году в СССР на фирме «Мелодия» вышло две пластинки с песнями голландской поп-рок-группы Shocking Blue, а чуть позже в журнале «Ровесник» появился достаточно обширный по тем временам материал о деятельности этого феномена до 1972 года. Всё это было самыми настоящими подарками для советских меломанов, но 1974-м годом всё и закончилось – больше у нас об этой группе не вспоминали ни в прессе, ни на фирме «Мелодия».
Shocking Blue – одна из самых популярных поп-групп века. Правда, лабали музыканты этойгруппы во всех стилях, которые тогда существовали в поп-музыке, в том числе хард-рок и психоделию, но больше специализировались на кантри и ритм-энд-блюзе с довольно обширными поползновениями в рок-н-ролл. Просуществовала эта команда всего семь полных лет, за это время настрогала несколько десятков хитов, и сгинула, как в свое время сгинули и Deep Purple, с которыми у SB множество ментальных совпадений.
Например, как и DP, в группе Shocking Blue единственным постоянным музыкантом, записавшимся на всех дисках от первого и до последнего, является только лишь барабанщик Кор ван дер Бек. Все остальные музыканты приходили и уходили, а он так и остался старожилом. Ну, то же самое, как и в Deep Purple, где старожилом остался Иэн Пейс.
Первый альбом SB выпустили в 1967-м, а DP – в 1968-м. Зато с таким же интервалом обе группы и распались – соответственно в 1974 и 1975 фактически, и в 1975 и 1976 – официально. То есть блистали обе группы в одно и то же время, и просуществовали на волне успеха, а потом и спада одинаковый срок. Причем распад у обеих групп начался после смены гитаристов, которые были не только отменными игроками, но и выдающимися композиторами. Пришли в обе группы новые гитаристы, записали по одному новому диску, и группы распались.
Также обе группы записали и почти одинаковое количество альбомов – 8 и 10 соответственно. Но при этом у Shocking Blue было больше попаданий в европейские, американские и прочие чарты синглов. Хотя, как показала практика – это был не показатель успеха, потому что «дипам» выплачивали до 1976 года миллионные чеки в долларах, а «шокам» - нет. И это странно, потому что музыка Shocking Blue была такой же цепляющей, как и музыка Deep Purple, хотя, конечно же, обе группы находились в разных концептуальных областях.
Ну ладно, я не стану расписывать всякие прелести группы Shocking Blue, потому что у меня есть публикации на большинство альбомов этой группы, и в этих публикациях я основные моменты этой группы осветил. Вот список:
Shocking Blue «3rd Album», 1971 г. ~ это логическая вершина творчества этой голландской рок-группы
Shocking Blue «Inkpot», 1972 г. ~ самое объемное сборище хитов этой культовой рок-группы
Shocking Blue «Attila», 1972 г. ~ последняя попытка группы срубить «платину» в Европе
Альбом Shocking Blue «Good Times» ~ вполне отличное завершение карьеры группы в 1974-м году
Shocking Blue – одна из редких рок-групп с единственным постоянным участником - барабанщиком
А теперь мне интересно рассказать, как принимали эту группу в СССР официальные наши власти. Ну, под «властями» я подразумеваю не Политбюро КПСС и ее нашего любимого Леонида Ильича, а советскую цензуру, с которой взаимодействовали функционеры Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», у которой тогда была монополия на выпуск всей музыки для советского народа.
Также обзором новинок западной «эстрады» занимались и руководства всех советских изданий, и, в первую очередь, популярного журнала для молодежи «Ровесник». Там тоже действовала цензура на издаваемые материалы о разных забугорных музыкантах, но что-то все же на страницы «Ровесника» попадало. Так как я рассказываю о группе Shocking Blue, то тут уместно проследить, как приняли эту группу руководства обеих «корпораций» - и «Мелодии», и «Ровесника».
Как раз в 1974 году – в том самом году, когда SB фактически прекратили свое существование (еще до выпуска последнего альбома «Good Times»), наша цензура пропустила материалы о группе на обширный рынок СССР – как информационные, так и музыкальные.
Так, в 1974 году (точные даты неизвестны) фирмой «Мелодия» были выпущены две пластинки, включающие песни группы Shocking Blue. Сначала вышел миньон с четырьмя песнями разных исполнителей, и одна из них была «Прекрасная Любовь» («Love Sweet Love») с четвертого альбома Shocking Blue «Third Album» («3rd Album»), вышедшего в 1971 году. Было два варианта этого выпуска – флекси-диск (гибкая пластинка) и нормальный миньон (фото прилагаются). Правда, названия групп не упоминаются, есть только фамилии тех, кто эти песни написал.
В том же году вышла пластинка собственно Shocking Blue, на которой были три другие песни с упомянутого выше альбома группы. К сожалению, этот диск был только в формате флекси, но и то хлеб (с) – лучше так, чем вообще никак. И снова вместо названия группы, написано, что это просто «Вокально-инструментальный ансамбль», и то, что песни на английском языке. Ниже названия песен на задней стороне конвертика для пластинки указан автор песен – «Льювен», то есть, гитарист и композитор группы Shocking Blue Робби ван Леевен (или Ливен).
Правда, на предыдущем сборнике этот Льювен записан как Лиувен, но это, в принципе, не имеет значения. Интересно, что в первом случае группа была указана как голландская, а во втором случае об этом нет никаких упоминаний.
Ну ладно, выпустили – так выпустили. Многих других популярных в СССР музыкантов и в таком виде не публиковали на официальных советских пластинках, а тут – почти половина оригинального альбома «Шокинг Блю»! Хуже, конечно, что после 1974 года у нас вообще больше ничего от этой группы не выходило.
Интересно, что в 1973 году диск «3rd Album», вышел в Чехословакии по лицензии голландской компании Dureco. А наши, как видно, не захотели покупать лицензию, а предпочли по привычке пиратским образом нащипать песен с чешского выпуска, да еще и без указания группы, чтобы было меньше проблем. Ведь с чехами проще было разобраться, чем с голландцами, только непонятно, почему не выщипали весь альбом.
Короче, что стырили – то стырили. И тут в октябре 1974 года в журнале «Ровесник» выходит статья о Shocking Blue, причем довольно приличная. Ну, сами понимаете, для тогдашних советских меломанов это был самый настоящий праздник. Я сам, когда этот очерк прочитал в году 1976-м, буквально заколдобился от счастья, потому что в те «застойные» годы даже такая информация была на уровне энциклопедической литературы. Хочу напомнить, что именно «3rd Album» от «Шокинг Блю» я услышал из рок-музыки первым, когда в том же, 1976-м, решил стать рокером. А тут такая шикарная информационная статья!
Правда, в этой статье позже я обнаружил некоторое противоречие. Вышла она в 1974-м, но в ней написано, что группа выпустила всего три альбома, тогда как на самом деле к 1974-му в ее арсенале было уже целых 7 пластинок, не считая концертного «Live in Japan» 1971/72 года. Таким образом констатируем факт – у автора этого очерка была или неполная информация, или же писалась статья в 1972-м, а потом два года ждала своей публикации.
Отсюда возникает новый вопрос – как на основании всего трех альбомов, первый из которых вообще можно не считать творением «Шокинг Блю», так как при его записи не участвовала Маришка Вереш, а пел какой-то «новоявленный стандартный Элвис», можно было судить о творчестве всей группы?
Но автор такой вывод сделал, и, как видно, не зная о фактическом распаде группы, предваренном сменой гитариста и автора песен в одном лице, пожелал «шокингам» дальнейшей удачи.
Итак, представляю вам эту статью, которая очень хорошо известна древним советским меломанам, но наверняка неизвестна современным почитателям группы, а то и просто неравнодушным к ним. Почитайте, что писали об этих «голландских попсовиках» в самый разгар «брежневского застоя», и я думаю, что это будет для кого-то очень полезной информацией.
ТОЧНЫЙ ПРИЦЕЛ «ШОКИНГ БЛЮ»
Автор – М. Фрид
Журнал «Ровесник», №10, 1974 год.
Чтобы диск-жокеи попадали впросак, такое случается нечасто. Старая формула - «Все знает только господь бог» - в мире поп-музыки идет с добавлением: «...и диск-жокеи». Надо было бы видеть этих самоуверенных поп-музыкальных пастырей, которые не лезут в карман за словом, чувствуя себя перед микрофоном на радио в час очередной своей передачи поистине как на церковном амвоне - торжественно и снисходительно, выше всех, надо было бы видеть их смятение, когда вдруг попалась «темная лошадка» и было просто неизвестно, какой комментарий пускать в эфир. Песня называлась «Венера». Исполнял ее ансамбль «Шокинг блю». После первых же прогонов по радио редакции развлекательных программ в Европе и Америке получили лавину заявок на ее повторные исполнения. Явный симптом успеха. По всем правилам полагалось бы теперь подробно рассказать об исполнителях, обстоятельно, можно чуть иронически, но и с отеческим напутствием. Еще лучше, когда диск-жокей скромно признает себя пророком, заявляя: «Ну вот, я всегда говорил, что этот, как его там, «Шокинг блю» еще покажет себя и все такое...».
Но на этот раз сказать было почти нечего. Справочный комментарий отсутствовал. Пели по-английски. Но кто на Западе отважится петь на другом языке, если хочет сойти за «настоящий поп»? Название группы? По нему тоже многого не скажешь. Стандартно-оригинальное, как все прочие: одно слово ударного порядка (взрыв, нокаут), другое - по части окраски (голубые, красные, сине-зеленые).
Пока - временно - именовали группу американской. А неделю спустя, когда навели справки, ансамбль - победитель конкурса радиопрограмм оказался голландским. Вот уж верно «шокинг», скандальный случай!
Между тем случайная заминка совсем не случайна. Здесь сработало золотое правило - нет ничего лучше хорошо подготовленного экспромта. Вначале - в 1966 году - был гитарист по имени Робби ван Лееувен, который пытался делать музыку в группе полудилетантов. Как он вспоминал потом, оркестранты были «шалтай-болтай», приходили и уходили, выступления были случайными, как и сами участники. Похоже было, что собрались одни неудачники. А это страшная вещь для бизнеса.
Робби решил «выскочить из лодки». Он устраивается в известную фирму грамзаписи «Полидор», где не просто играют и записывают музыку, там ее профессионально продают. Робби наблюдал, как натаскивают ансамбли, как аранжируются вещи, как желанная удача свинчивается по кусочкам. Через год он решил, что пора переходить к делу.
Полагаясь на приобретенные навыки и свое тонкое чутье момента, Робби организует «Шокинг блю» вместе с Класси ван дер Вал (бас-гитара) и Корнелисом ван дер Бееком (ударные). Уже через несколько месяцев их совместной работы песня «Люси Браун снова с нами» стала популярным шлягером у молодежи Голландии. Однако осторожный и основательный Робби ван Лееувен оставался неспокоен - в группе не было приличного вокала. По всем уголкам, в разъездах и понаслышке разыскивали певицу. Как это часто бывает, нашли у себя под носом, в Гааге. Маричка Верес с отличным высоким голосом имела все данные, чтобы стать «звездою» ансамбля. Она поставила в контракте два твердых условия: во-первых, в течение первого года совместной работы «Шокинг блю» был обязан «хоть кровь из носу» выпустить настоящий хит - вещь, гарантирующую известность; и, во-вторых, оркестрантам строго-настрого запрещалось ухаживать за певицей... Итак, был дан год сроку. Маричка, как видите, тоже хотела удостовериться: не попала ли она ненароком в компанию неудачников?
Робби и вся группа постарались доказать обратное. И судьба улыбнулась. Песни «Пришли мне карточку, родная» и «Долгий одинокий путь» пришлись по вкусу в Голландии, ну а слава «Венеры» была той самой печатью всемирного успеха и залогом действительного рождения ансамбля. Маричка великодушно осталась. Группа «Шокинг блю» могла жить дальше. «Случайное инкогнито» тоже пригодилось, когда группу разыскали: ее запомнили, и не только диск-жокеи. Прицел был точным.
Основательный во всем ван Лееувен не был бы самим собой, если бы не постановил свезти своих ребят к той, кто дал имя счастливому номеру - Венере Милосской. Группа отправилась в Париж и погуляла там вокруг Лувра. В сам музей попасть не удалось: очередной раз бастовали смотрители.
...Теперь, когда восторги чуть поутихли, музыковеды обратили внимание на то, что пик популярности «Шокинг блю» точно совпадает с гребнем новой волны рок-н-ролла, накатившейся на оба берега Атлантики в самом начале 70-х годов. Но волны моды быстро проходят, и группам, среди которых и «Шокинг блю», стремящимся держать нос по ветру, никак нельзя, подобно мастерам сёрфинга, цепляться за гребень одной волны, нужно вовремя перескочить на следующую. Следующей была «кантри-энд-вестерн» - в клацающем ритме иноходца ковбойская мелодика западных штатов США с широким напевом, затихающим в зеленой дали прерий. Из этого стиля «кантри», как известно, и народился в свое время рок-н-ролл.
«Шокинг блю» стиль «кантри» не принес пока заметной удачи. Тем не менее к настоящему моменту голландская группа уже имеет на своем счету три музыкальных альбома.
Все альбомы «Шокинг блю» сделаны по одному принципу: несколько запоминающихся мелодий непременно чередуются с вялыми и бесцветными композициями. Обычный коммерческий бутерброд. Это, кстати, характерно для многих западных пластинок и имеет весьма простое объяснение. Для подавляющего большинства тамошних исполнителей путь к успеху лежит только через список песен-бестселлеров, так называемый «хит-парад». Важнее всего хит-парад 45-оборотных пластинок - «синглов», так как именно на него ориентируются диск-жокеи на радиостанциях и в большинстве дискотек. Вот и приходится ансамблю стараться записать на маленьком диске легко запоминающуюся, но, как правило, несложную мелодию, ведь обычно только такие песни имеют шансы стать хитами.
Когда группа или исполнитель достаточно прославились несколькими подобными песнями, фирма грамзаписи решает выпустить долгоиграющую пластинку. В нее обязательно включаются все уже получившие известность хиты, ну а промежутки между ними заполняются чем угодно.
Лучшие песни «Шокинг блю», прежде всего «Венера», затем - «Никогда не выходи замуж за железнодорожника», были подхвачены многими эстрадными исполнителями и ансамблями разных стран. Знакомы с ними и советские слушатели - они включались в программы «Маяка», радиостанции «Юность», их исполняют самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Нина Хаген ~ «мать немецкого панка», лучшая рокерша Европы, Сюзи Куатро до нее не дотягивает
Топ-5 самых известных тёток, певших рок в самые лучшие его времена