В 1972-м году голландская группа Shocking Blue поднапряглась и выпустила второй за текущий год альбом «Attila», который, в принципе, получился не хуже, чем все предыдущие творения. Тем не менее, несмотря на то, что пластинка издавалась и переиздавалась во многих странах, она так и не стала переломной в творчестве группы, и после нее популярность «Шокинг Блю» в мире начала падать.
В начале 70-х голландцы Shocking Blue наделали шороху в европейских, американских и прочих мировых чартах, задвинув туда кучу своих синглов. Правда, успех был относительно кратковременным и растянулся всего на пару лет, но за это время группой было выпущено три ударных долгоиграющих альбома (не считая самого первого, который был записан без Маришки Вереш и успеха не имел).
Правда, «ударность» альбомов «Шокинг Блю» не была особо финансовой, как, например, это было с альбомами их британских и американских коллег Led Zeppelin или Элиса Купера, которые продавались миллионами копий, не считая синглов. За 5 лет своего активного существования Shocking Blue продали 15 миллионов пластинок с более чем 120-ю песнями на них, но львиную долю всего этого винила занимали синглы, которые миллионов долларов группе не принесли.
Таким образом Shocking Blue были стандартной «сингловой группой» наподобие Sweet, Slade или Сюзи Куатро, чей вклад в рок-музыку тех лет был не менее значительным, чем вклад тех же Элиса Купера или Led Zeppelin.
Кто с этим поспорит? Это очевидно, группа популярна и сегодня, ее альбомы переиздаются, а большинство прошлых хитов до сих пор на слуху.
Таким образом «Шокинг Блю» стали одними из законодателей левого, если так можно сказать, крыла рок-музыки, то есть эстрадного. И песни их периода 1969-1972 годов были не хуже, чем песни признанных гуру тогдашней мировой эстрады, таких, например, как Боб Дилан или Стиви Уандер. Но за работы этих гуру поклонники платили миллионы, а за такие же шедевры «Шокинг Блю» - всего тысячи.
В общем, главный композитор Shocking Blue гитарист Робби ван Ливен сдулся через несколько лет, поняв, что прекрасные альбомы, которые он записывал со своей группой, не дают того выхлопа, который окупил бы его титанические усилия. С чем это было связано – непонятно. Вроде и промоутеры старались как надо, и менеджмент работал достойно, но лонг-плеи группы не добирались даже до британской «платины», не говоря уже про американскую.
И вот, наконец, в 1974 году Робби свалил из группы и занялся более прибыльными проектами, например, на ниве диско, но и там не преуспел, хотя сочинял такие же прекрасные песни, как некогда и для «Шокинг Блю».
Но в 1972 году Робби ван Ливен был еще на коне, и решил активизировать усилия, записав еще один альбом вдогонку предыдущему «Inkpot», вышедшему весной того же года. Альбом «Attila» вышел таким же прекрасным, как и все предыдущие, правда, на нем не было таких искрометных хитов типа «Венера» или «Никогда не выходи замуж за железнодорожника». Но подобные хиты, к слову сказать, никогда на LP не выходили, а появлялись только или на синглах, или на сборниках группы, которых в те годы выходило в разы больше, чем оригинальных альбомов.
На новый альбом Shocking Blue вошло 12 песен, и еще две вышли на синглах. Немецкое издание альбома не включает заглавную песню «Rattle», вместо нее немцы поставили сингловую «Eve And The Apple», так же назвали и саму версию альбома. В 1973 году альбом издали во Франции, а затем - в Японии (с другим конвертом и названием «Atilla»). В 1974-м небольшая голландская фирма Capri переиздала альбом под названием «With Love From...» и измененным конвертом. Известно малазийское издание тех лет, и тоже с другим конвертом.
Интересно, что первое голландское издание вышло с правильным названием альбома на конверте – «Attila», а второе (в 1973-м) – с другим, «Atilla». Но на самом виниле в обоих изданиях название альбома указывалось как «Attilla». Кстати, и бельгийский вариант 1972 года тоже выходил с названием «Atilla» на конверте, и «Attilla» - на лейбле, так что можно думать, что голландское издание 1973 года целиком копировало бельгийское 1972-го, а не свое собственное.
В общем итоге альбом «Attila» сегодня существует под тремя разными названиями и с четырьмя совершенно разными вариантами конвертов и некоторыми разновидностями в этих конвертах, что для коллекционеров представляет огромный интерес.
Все песни для альбома написал Робби ван Ливен самолично.
Сторона 1:
1). Rattler (2:47). Неплохой хард-рок боевик, не шедевр, но и посредственным номером песню назвать нельзя. По крайней мере, записана она прекрасно, а при прослушивании на большой громкости ей можно даже восхищаться.
2). Never Release The One You Love (2:58). Прекрасная прочувствованная молитва в фирменном стиле «Шокинг Блю», я думаю, что этот номер вполне достоин сингла с миллионными тиражами. Странно, почему песня не стала шлягером.
3). A Waste Of Time (2:40). Эта песня по духу напоминает то, с чего «Шокинг Блю» начинали на своем фактически первом альбоме «At Home», правда, звучание инструментов тут более раскованное. Припев композиции, а также финал – на пределе шедевральности. Обожаю эту песню слушать при любом подвернувшемся случае.
4). Wait (2:00). Средняя по интересу баллада, цепляющего мало, видимо, была сделана для добивки на альбом.
5). The Devil And The Angel (2:27). Средней шлягерности песня, вполне достойная, хотя и записана в каком-то ковбойско-американском стиле. Робби тут освоил новое звучание гитары, но скорее всего это ситар, потому что только на гитаре извлечь такое чавкающее звучание очень трудно.
6). Rock In The Sea (3:00). Чем-то напоминает кантри-номера на альбоме Пола Маккартни «Ram», правда, «Шокинги» превратили свою песню в очень интересный шлягер, тогда как Пол просто выражал свои чувства.
Сторона 2:
7). I've Spent My Money (2:00). Еще один номер для добивки, в принципе, комментировать, нечего.
8). Will The Circle Be Unbroken (2:38). Еще один американский кантри-шлягер. Очень хорошая песня, не шедевр, но альбом не портит, а наоборот, украшает.
9). Early In The Morning (2:16). Снова песня на добивку, ничего особенного, хотя довольно весело.
10). I Built My World Around You (1:55). А тут уже и не весело, и не интересно. Типичная добивка, возможно, имеет ценность только гитарный рифф.
11). Don't Let Your Right Know (2:05). Поет Робби, песня представляет собой стандартный рок-н-ролл в стиле Пола Маккартни с продолжительными соло на гитаре.
12). Broken Heart (2:27). Прекрасный хит, возможно, шедевр.
Бонусы:
13). Eve And The Apple (2:39). Снова шедевр, но опять-таки, в стиле первого альбома («At Home»). Немцы не зря втиснули ее на свою версию альбома – она гораздо шлягернее, чем «Раттлер».
14). When I Was A Girl (2:21). Очень эпическая вещь, опять-таки что-то вроде молитвы. Как раз для сингла, кстати, этот сингл возглавил французские чарты.
В общем, альбом «Attila» получился совсем неплохим, и во многом повторяет лучшие образцы музыки Shocking Blue прошлых лет. На нем даже есть шлягеры, не такие яркие, правда, как «Венера», тем не менее, эти шлягеры тоже неплохи.
Однако этот альбом стал последним достойным произведением «Шокинг Блю», потому что при записи следующей пластинки Робби ван Ливен решил сменить направление и занырнул поглубже в кантри, чтобы попытаться вынырнуть с обновленной музыкой на американском шлягерном рынке. Правда, ему это не удалось, а последний альбом группы, вышедший в 1974-м, записывался уже без него, и хотя получился довольно неплохим, но до творческих и коммерческих успехов своих предшественников не дотянулся.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О SHOCKING BLUE НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Shocking Blue «Inkpot», 1972 г. ~ самое объемное сборище хитов этой культовой рок-группы
Альбом Shocking Blue «Good Times» ~ вполне отличное завершение карьеры группы в 1974-м году
Shocking Blue – одна из редких рок-групп с единственным постоянным участником - барабанщиком