Найти тему

Ван Гог и Север Гансовский

Публикация повести «Винсент Ван Гог» Севера Гансовского в журнале «Химия-жизнь», 1970 год.
Публикация повести «Винсент Ван Гог» Севера Гансовского в журнале «Химия-жизнь», 1970 год.

«Винсент Ван Гог» Севера Гансовского — пожалуй, лучшая книга о художнике, да и лучшая книга самого писателя. Впервые опубликована в 1970 году, в четырёх номерах журнала «Химия-жизнь». В качестве иллюстраций использовали картины Ван Гога, но поскольку журнал выпускался в те годы черно-белым, особым качеством полиграфия не отличалась, и потому приводить их мы не будем, только назовём: Автопортрет, Звёздная ночь, Едоки картофеля, Сеятель.

Следом повесть вышла в двух сборниках — «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 10» и «Идёт человек», серия «Библиотека советской фантастики», оба 1971 года издания. В 1988 году включена в седьмой том библиотеки фантастики, выпускаемой издательством «Художественная литература». В 1985 году по мотивам повести на студии DEFA (ГДР) сняли фильм «Besuch bei Van Gogh».

Иллюстрация Севера Гансовского к повести «Винсент Ван Гог» в сборнике «Идёт человек», БСФ, 1971Г.
Иллюстрация Севера Гансовского к повести «Винсент Ван Гог» в сборнике «Идёт человек», БСФ, 1971Г.

Поскольку Север Феликсович неплохо рисовал, в стиле пуантилизма (вследствие ранения в руку, ему затруднительно было проводить линии), то сам иллюстрировал свои произведения, а также «Улитку на склоне» Стругацких. Среди писателей-фантастов художники, тем более иллюстрирующие собственные литературные творения, явление достаточно редкое.

Есть опубликованная иллюстрация и к повести о Ван Гоге. В ней Гансовский использовал мотив вангоговской "Звёздной ночи". С этой книги и началось моё знакомство с Ван Гогом, и ни Стоун, ни Перрюшо не смогли поизвести большего впечатления. Если не читали, настоятельно рекомендую.

« Не просто нравится, а открывает какой-то другой мир, вернее, сдергивает занавес, позволяет увидеть все вокруг свежими глазами. Материя живет, чувствуешь, как в ней кипят атомы и частицы. Предметы, явления раскрывают свою суть, все связывается со всем, начинают просвечивать грани иных измерений. Не правда ли, один из первых живописцев Голландии не уступает тем старинным вроде Рубенса или Ван-Дейка. Но все свое, неповторённое. Кажется, как будто он ни у кого не учился, а если и учился, не использовал того, что узнал. Кубисты потом хотели сделать его своим предтечей, предшественником, но Винсент-то Ван Гог, я вам доложу, не отказывался от ответственности за мир. Наоборот, взял его на плечи, понес и пал в конце концов под этой ношей. И все в одиночку… Я с ним, между прочим, был довольно хорошо знаком».

Портрет Севера Гансовского работы Илоны Гансовской.
Портрет Севера Гансовского работы Илоны Гансовской.

Повесть написана от лица авантюриста, мечтающего разбогатеть на доставке из прошлого картин Винсента Ван Гога. Однако у пройдохи ничего не получается, каждый его визит в прошлое вызывает хроноклазм. В итоге прожжённый делец остаётся в прошлом и претерпевает этическую метаморфозу, становится не только ценителем искусства, но и просто хорошим человеком.

«Эти едоки картофеля как будто бы не оставили ничего сверкающего, заметного на земле в общей летописи племен и государств, но их трудолюбие, неосознанное, почти механическое упорство, с которым они боролись за собственную жизнь и своих близких, позволили человечеству перебиться, перейти тот опаснейший момент истории, когда все держалось на мускульной силе, когда человек как вид в своем подавляющем большинстве попал в условия, пожалуй, худшие, чем у животных, когда уже кончилась эпоха его биологического совершенствования, но еще не вступили другие факторы. Им было трудно, крестьянам, ткачам с серыми лицами, но они позволили нам сохранить человечность и выйти в будущее, к возможностям глубокого всестороннего контроля над окружающей средой…

С трепетом, с волнением я начинаю понимать, что же сделал Ван Гог художник. Он оставил нам их, этих темных работяг, не позволил им уйти в забвенье. Но более того, он намекнул, что будущим изобильем благ, стадионами, театрами, вознесшимися ввысь городами-мегаполисами, ...мы обязаны и будем впредь обязаны не льющемуся с нашего светила потоку энергии, не гигантским силам, удерживающим вместе частицы атомного ядра, а человеческому сердцу».