Данте Габриэлю Россетти (Dante Gabriel Rossetti) (Великобритания; 1828-1882), — один из крупнейших представителей пререфаэлизма.
Первые работы с птицами — религиозный мотив
В 1950 году он изобразил известную евангельскую сцену — Благовещение Пресвятой Богородицы. Картину раскритиковали: Богородица выглядит испуганной и будто отшатывается от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). Нетрадиционна цветовая гамма: на картине доминирует белый, в то время как цветом Богородицы считается голубой.
На картине мы видим голубя (у окна) как символ Святого Духа.
Голубя и белую лилию можно также разглядеть на более ранней картине 1848-1849 годов.
Также голубя как символ Святого Духа можно увидеть на двух одноименных картинах — The Holy Grail — 1857 и 1874 годов.
Птица как предвестник смерти любимой
Ключевыми фигурами в жизни — и искусстве — Росетти были две женщины. Первая — Элизабет Сидалл — его ученица, модель, возлюбленная и жена. Они прожили вместе больше 10 лет, он называл ее своей голубкой. Россетти делал множество зарисовок с Элизабет, многие из которых потом послужили эскизами для его картин.
Например, именно ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — Блаженная Беатрикс. У этой картины было несколько версий и в одной из первых белый голубь — птица мира — приносит ей красный мак. Вы же видите более популярную версию этой картины, в которой мак и птица поменялись цветами.
Почему мак? Дело в том, что Элизабет была больна туберкулезом и умерла от передозировки лаундаума. Это лекарство на основе опиума, который получают из мака. По сути, птица — это вестник, который доставляет ей в руку источник вещества, убившего ее.
Он верил, что после смерти ее душа переселилась в зяблика, потому что эта птичка села ему на ладонь во время разговора с другом о Лиззи.
Любовь восстает из пепла
Смерть Лиззи была для Россетти тяжелым ударом — он очень страдал и обвинял себя. Лишь спустя 10 лет он снова влюбился. Симпатия пала на Джейн Моррис, жену его друга.
Она была его музой для многих картин. Например, для La Pia de Tolomei, на которой героиня заключена в замке. На фоне мы видим грачей — предвестников то ли нового начала, то ли смерти.
Не только живописец, но и поэт
Вернемся к Россетти. помимо полотен он также писал стихи. Вот текст произведения Красавица и птица:
Тянулись губы, словно для глотка.
Она тряхнула золотой волной
Над клеткою, у шторы кружевной.
Тогда снегирь, затрепетав слегка,
Запел тихонько у ее виска.
Замолк он, а она ему потом
Дала зерно на язычке своем,
В губах зажатом, как бутон цветка.
Мария, пишет Чосер, на язык
Ребенку бездыханному дала
Зерно – и он хвалу пропел ей вмиг.
И вот, когда, смешлива и мила,
Она зарделась, хор во мне возник,
Пресветлым волосам ее хвала.
В те годы снегирь трепетал много у чьих висков — тогда держать дивных певцов в неволе было популярным (а Авито говорит, что сейчас ничего не изменилось).
Вы видите набросок 1958 года, на котором можно увидеть фрагмент надписи «Воспоминание о мисс Герберт» и частично стерный ножом текст «актрисе, в которую были влюблены все прерафаэлиты».
Одинокий диптих
В работе Veronica Veronese, 1972 мы видим, как пение птиц в клетке вдохновляет на сочинение музыки. И нет, героиня не заскучала, она наоборот на пике творческого вдохновения!
На картине птица на свободе, что сиволизирует собой единение природы и души.
А эта картина была написана по заказу мецената и должна была с работой выше составлять диптих.
A Sea-Spell, 1877 рассказывает нам о магических чарах музыки, которая может очаровать и птиц, и самих исполнителей — на это указывает неестественная поза.
Список картин
Итого у нас получается такая подборка работ с птицами главного представителя прерафаэлитизма Dante Gabriel Rossetti (Великобритания; 1828-1882):
- The Girlhood of Mary Virgin, 1848-1849
- La Pia de Tolomei, 1868
- The Holy Grail, 1874
- Ecce Ancilla Domini, 1850
- Beata Beatrix, 1864
- Veronica Veronese, 1972
- A Sea-Spell, 1877
Больше про птиц в искусстве я рассказываю в Telegram, подписывайтесь: https://t.me/birdinart