Притаившаяся на западном берегу Байкала метеостанция «Солнечная» неспроста относится к труднодоступным. Зимой сюда можно добраться по льду, преодолев более 150 километров трещин, торосов и прочих байкальских сюрпризов, а летом, соответственно, по воде. В том и другом случае, придется взять разрешение на посещение объекта в управлении по гидрометеорологии и мониторингу (ФГБУ «Иркутское УГМС»). По земле сюда дойти невозможно по нескольким причинам.
Вокруг раскинулся Байкало-Ленский заповедник, посещение которого запрещено. Даже если теоретически допустить, что кто-то решится незаметно просочиться мимо кордона, то на пути с огромной долей вероятности могут оказаться медведи, концентрация которых здесь одна из самых высоких в Сибири. Недаром один из кордонов заповедника так и называется «Берег бурых медведей».
Много лет в окружении косолапых на метеостанции работают Наталья и Сергей Шабуровы. У меня на канале уже есть публикация, одной из героинь которой как раз Наталья Шабурова. Тогда речь шла о том, как собака Ника помогла вернуть у жизни отставшего от матери нерпенка. Кому интересно сюда.
Первое, на что обращаешь внимание, когда попадешь в их дом – обилие фотографий с медведями. Вот, снимок, на котором мишка пытается стряхнуть с дерева скворечник, на другом – пытается повалить забор, пасется рядом с лошадьми и т.д. Метеорологи научились жить рядом с медведями, давая понять косолапым, что на территории станции хозяин – человек. Привыкнуть к такому соседству, это значит потерять бдительность, расслабиться и стать жертвой. Самое верное – выработать определенную тактику, линию поведения и всегда быть начеку.
Наибольшее скопление косолапых на побережье наблюдается в начале лета. Мишки после зимней спячки в поисках пищи спускаются к Байкалу, где поедают личинки ручейников, с прибрежных камней слизывают икру бычков-подкаменщиков или широколобок.
– В начале июня с мужем поехали вдоль берега Байкала по работе. Сергей как инспектор контролировал территорию, а мне необходимо было взять пробы с прибрежных озер, – рассказывает Наталья. – После обеда мы добрались до мыса с тремя озерами: Большим, Средним и Малым. Чтобы добраться до Большого озера необходимо переплыть через Среднее, расположенное рядом с Байкалом, и пройти полкилометра через степь до горы, где оно расположено.
Сергей остался на берегу Байкала. Коса в этом месте крутая, лодку на берег вытащить не смогли, а деревьев, к которым можно было бы её привязать, поблизости не оказалось. Опасность в таких ситуациях в том, что большой волной может лодку утащить в море, захлестнуть волной или даже повредить камнями.
Переплыв через Среднее я потащилась с резиновой лодкой к Большому озеру. Помню, шла и размышляла, что буду делать, если увижу медведя, хотя встречаться с косолапыми мне совершенно не хотелось. Несколько успокаивала мысль, что на мне лодка, которая хоть и не тяжелая, но все же больше меня по размерам. Издалека я выгляжу, наверное, как большой и толстый медведь, правда, зеленого цвета.
Когда выходишь к Большому, то перед тобою открывается красивый вид. Могучая гора Елбырь выделяется своим пиком среди других вершин южной части Байкальского хребта.
– Я посмотрела по сторонам – никого. Что же, замечательно. Можно заниматься своим делом, – продолжает Наталья, – Пройдя через кусты голубики, подошла к водоему. Уже собираясь положить лодку на воду, как заметила медведя. Он стоял на краю леса и смотрел в мою сторону.
Первая моя мысль – не паниковать! Одной рукой подняла лодку повыше, чтобы впечатлить медведя своими размерами, а второй достала фотоаппарат и попыталась сфотографировать зверя. Ветер дул от меня, косолапый вытянул морду, втягивая воздух, и сделал несколько шагов в мою сторону. Решила спасаться в своей лодочке. Стараясь сохранять спокойствие, мысленно твердила, что не нужно бояться, иначе медведь почувствует страх. Хотя меня все равно потряхивало. Положив лодочку на воду, сложив туда пакет со снаряжением, оттолкнулась. Потихоньку отгребла от берега, а медведь, тем временем, подошел к краю воды, лег, положив морду на передние лапы.
В этот момент Наталья сообразила, что оказалась в западне. Озеро небольшое, и вариант – переплыть на другой берег и оторваться от медведя – не подходил. Водоем небольшой и зверь с легкостью мог обежать по берегу.
– Он пристально следил за мною, от чего сердце сжалось в комок, внутри всё цепенело. В это время я думала только об одном: лишь бы он не поплыл в мою сторону, лишь бы не поплыл…
По рации обрисовала Сергею ситуацию. Муж спросил, как ведет себя медведь. Я ответила, что он залег и следит за мною. «Понятно, он тебя скрадывает, жди, сейчас приду», – сказал Сергей.
Неудобство разговоров по рации в том, что необходимо нажимать и удерживать клавишу, чтобы тебя услышали. Потому рука во время разговора занята, и грести веслами не получается. А пока разговариваешь, лодку ветром тащит к берегу прямо на медведя.
После разговора с мужем мне стало легче на душе, ведь он спасет меня. Чтобы отвлечься, быстренько беру пробу планктонной сеткой. И тут меня осенило: а с чем же Сергей будет спасать меня?! Ведь у него нет оружия, и нечем бабахнуть, чтобы испугать зверя! Боже, мой! Я-то в лодке, на безопасном расстоянии, а мой Сергей сейчас выскочит к нему вплотную, и что дальше? Чувство страха за себя мгновенно сменилось чувством страха за мужа. Я посмотрела на медведя. Зверь по-прежнему наблюдал за мною. В это время он выглядел уже более беспечным и не таким страшным.
Я решила поругаться на него, покричать, ведь это тоже один из способов защиты. Пока я брала пробу, лодку немного подтащило к берегу. Я крикнула максимально грозным голосом, чтобы медведь уходил отсюда: «Что ты тут расселся! А ну уходи отсюда! Давай, уходи!!»
И вправду, медведь встал, огляделся и нехотя пошел в лес. Через несколько секунд появился Сергей, озираясь по сторонам: «Где медведь?» Только сейчас я обратила внимание на средства обороны в руках мужа: складной нож и багор! Я причалила, быстренько собрала свои вещи, и мы пошли обратно к своей моторке. Выйдя на степной участок, мы увидели знакомого мне мишку, который стоял неподалеку от озера Среднее, прямо у нас на пути. Расстояние до косолапого было метров двести и нам предстояло идти как раз мимо него.
Мишка некоторое время смотрел в нашу сторону, а потом начал спокойно пастись. Он щипал травку, что-то вынюхивал, ковырял землю и уходить никуда не собирался. Когда медведь находится на безопасном расстоянии, на душе, конечно, спокойнее. Хотя что для медведя двести метров – несколько секунд бега. И что можно успеть за несколько секунд? Добежать до ближайшего дерева, забраться на нижние ветки, а дальше все зависит от твоих способностей. Я посмотрела на лиственницы, росшие по краю степи, и они меня совершенно не впечатлили.
Сергей отвлек меня, попросив сфотографировать его на фоне мишки. Затем заставил меня позировать вместе с моей лодкой, чего мне совершенно не хотелось: не было желания поворачиваться спиною к медведю. Хотелось, чтобы это приключение поскорее закончилось, мы оказались в лодке и отправились бы к себе на кордон.
Мишка молодой, года четыре, не больше. По выражению морды было абсолютно непонятно, что он сейчас может предпринять.
Нам необходимо было дойти опять до Среднего озера и переплыть, но теперь уже вдвоем в маленькой лодочке. Приходилось себя сдерживать, чтобы не ускорять шаг. Самое главное правило: никогда не нужно убегать от хищника, потому что тогда ты для него жертва, и он тебя догонит.
Медведь провожал нас взглядом, так и не выразив своих эмоций. Мы загрузились в лодочку, быстро переплыли озеро и, выйдя на берег, облегченно вздохнули. Теперь можно было выдохнуть и любоваться природой. После этого приходилось десятки, а может и сотни раз сталкиваться с медведем, они неоднократно приходили на метеостанцию, но эта встреча почему -то в резалась в память особенно.
Приходилось ли вам сталкиваться в лесу с медведем?