Сергей Балакин
Вчера на яхтенной выставке Московское Боут Шоу в Крокус Экспо встретил вот такую расчудесную барышню. И сразу вспомнилась одна затейливая история, которой сейчас и поделюсь. История в общем-то известная, но, возможно, не все о ней знают.
В конце 1770-х годов во Франции с лёгкой руки королевы Марии-Антуанетты вошли в моду высокие женские причёски из собственных и накладных волос. Самая невероятная из них называлась a-la Belle Poule и представляла собой огромное сооружение в виде парусного корабля:
Причёску придумал придворный парикмахер Леонар Боляр под впечатлением боя фрегата «Белль Пуль» с английским фрегатом «Аретьюза», произошедшего 17 июня 1778 года. Эта причёска-курьёз осталась в истории как символ вычурной моды XVIII столетия.
Надо заметить, что идея парусника на голове возникла у придворного цирюльника не на пустом месте. Во времена Марии-Антуанетты существовало множество других дамских причёсок, которые из-за своих невероятных размеров постоянно становились сюжетом для карикатур:
Но апофеозом нелепости всё же стала причёска a-la Belle Poule.
Добавляло пикантности и само её название. «Белль Пуль» (Belle Poule) дословно в переводе с французского означает «Прекрасная курица». Однако на самом деле его правильнее перевести как «Красотка». Родилось это прозвище в 1533 году, когда король Франсуа I при посещении Тулузы получил символические ключи из рук юной красавицы Поли (Паулы) де Вигье. Монарх тогда удачно скаламбурил, воскликнув: «О, прелестная курочка!». Так он обыграл созвучность имени Paule и слова poule (курица).
Портрет Поли де Вигье – фрагмент картины художника Анри Рашу (Henry Rachou):
С тех во Франции «прекрасными курицами» стали называть привлекательных женщин, а затем это иносказательное словосочетание появилось и на борту кораблей. В частности, в военном флоте имя «Белль Пуль» носили три парусных фрегата. Первый из них, 30-пушечный, был построен в 1765 году и стал крёстным отцом причёски. Во время войны с Англией в 1778 году он получил статус корабля-героя, хотя весь его героизм заключался лишь в том, что тот сумел удрать от более мощного британского фрегата. А впоследствии он вообще сдался англичанам в плен. Но это не помешало присвоить «героическое» имя «Белль Пуль» следующему, 40-пушечному, фрегату. Тот в эпоху наполеоновских войн действовал преимущественно в Индийском океане. А третий одноимённый фрегат, 60-пушечный, прослужил 60 лет (с 1828 по 1888 год) и, в частности, остался в истории как корабль, доставивший прах Наполеона с острова Святой Елены во Францию.
В настоящее время в ВМС Франции имеется очередная «Прекрасная курочка» - учебный парусник «Белль Пуль»:
Впрочем, эта маленькая, но очень симпатичная марсельная шхуна, построенная вместе с однотипной «Этуаль» в 1932 году, заслуживает отдельного рассказа.
Что же касается причёски «а-ля Белль Пуль», то она продолжала и продолжает вдохновлять художников, дизайнеров и пиарщиков вплоть до наших дней. Вот, к примеру, британская открытка времён Первой мировой войны и фотография с американской выставки New York World's Fair Record 1939 года:
Заглавное фото этой заметки – из той же серии. Судя по всему, идея Леонара Боляра всё ещё себя не исчерпала.
Перечень всех публикаций журнала «КруиЗеро» здесь.