I read the news today, oh boy - Кит Ричардс записал песню Лу Рида. Что ж, долг платежом красен.
Ведь зловещее интро Stray Cat Blues, похожее на заточку кошачьих когтей, подсказано "Героином", с которым по степени новизны совпадает только Like a Rolling Stone Боба Дилана.
У Стоунз оно длится тринадцать секунд. Но их довольно, чтобы понять, о чем там будет дальше - у вас воображенье в минуту дорисует остальное...
Stray Cat Blues и Street Fighting Man, две песни "Пира нищих", актуальные для всех времен, как семь смертных грехов. В отличие от большинства ностальгических сувениров, они смущают и завораживают, не пробуждая зависти к показанным в них персонажам. Что касается Velvet Underground, у них вся музыка такова..
Но если Ричардс слушал их альбом в то время, он не мог не заметить вопиющего сходства There She Goes Again (она возникает сразу после "Героина") и Hitch Hike. Форсированный Ричардсом рифф то и дело перерубает эту попытку VU создать потенциально хитовую вещь. То, что в оригинале Марвина Гэя сыграно духовыми как темпераментное, но старомодное ча-ча-ча, становится у Роллингов запчастями рок-механизма.
Долг платежом красен. И в данном случае это взаимно.
За те или иные сочинения Лу Рида брались многие, мягко говоря, не бездарные люди - Митч Райдер, Рэйчел Суит, Japan. Их талант и самобытность при этом не пропадали, но от самих песен, скажем честно, оставались рожки и ножки. Хорошие чувства рождают плохое искусство.
В случае с I'm Waiting For (The) My Man первенство принадлежит The Yardbirds. Песня эта не менее соблазнительна, чем Heroes - текст и мотив её одинаково легко воспроизвести под ф-но или гитару, в отличие от двух других, между которыми она закреплена на пластинке: Sunday Morning, My Man и Femme Fatale образуют нерушимый и одновременно подвижный триптих черно-белой хроники, управляемой закадровым комментарием.
Femme Fatale сопровождает Доронину в прологе "Старшей сестры", персонаж "Человека" тоже наш советский человек в поисках дефицитного лекарства, "Воскресное утро" в мире, который просуществует ровно столько, сколько длится песня с таким названием.
Впрочем, Доронину в "Старшей сестре" могла бы сопровождать и Lady Day, равно как и масса других песен, будто специально написанных Лу Ридом для разных жанров советского кино от Параджанова до Гайдая. Perfect Day и Walk on The Wild Side для "Штирлица" и т.д.
Знаю я, они прошли как тени, но и отпечатались в памяти, как эта есенинская строка.
Такой галереи положений и лиц нет в гениальных альбомах Битлз и Стоунз, разумеется, не в смысле качества, а в плане того, как они расположены в единственно верном порядке.
Земная жизнь композиции тоже имеет свои пределы. Она не разлагается, не "смердит" и не "мироточит", но и не становится лучше от реставрации чужими руками.
В данном случае велико приветствует великий, а святой святого.
"Святого" в том смысле в каком еще при жизни был канонизирован Сартром рецидивист Жан Жене.
Могло быть и совсем святых выноси, как уже не раз, увы, бывало.