Найти тему

Знаки мансей. Перевал Дятлова. - 10

Предыдущая часть:

Таким образом, появление в 1961 году нового мансийского поселения Тресколья - примерно в 25 км от Суеватпауля и примерно в 1,5 км от пещеры "Китовая пасть" (см. ссылку и Фото 1 ниже) - напрямую связано с убийством дятловцев двумя годами ранее, в 1959 году.

Фото 1. Расположение поселков Суеватпауль, Тресколье, Второй Северный и Ушма на карте Яндекс.
Фото 1. Расположение поселков Суеватпауль, Тресколье, Второй Северный и Ушма на карте Яндекс.

После гибели дятловцев советские товарищи этого идола, которого у мансей похитили чекистские агенты и из-за которого мансюки убили дятловцев, нашли и вернули мансюкам. И, видимо, сказали им, что они нашли этого идола среди вещей дятловцев или недалеко от места их гибели.

После чего этот идол - родовой идол Анямовых Сорт-Хури-Аки - приобрел среди мансей особенное почитание, стал считаться среди них особенно могучим и чудесным. И когда Николай Васильевич Анямов в 1961 году основал Тресколье - туда тут же переселилось несколько других мансей, из разных родов, чтобы жить поближе к этому чудесному идолу и камлать ему почаще. Кроме того, для камланий этому идолу в Тресколье стали регулярно приезжать и многие другие манси, которые во время больших мансийских "праздников" останавливались в юртах своих родственников в Тресколье.

И поэтому Тресколье уже к 1963 году превратилось в крупное мансийское поселение, в котором было не менее 8 больших юрт с несколькими хозяйственными постройками и "священными амбарчиками" (см. Фото 2-7 ниже). И в котором проживало не менее 8 мансийских семей, из разных родов (Анямовых, Тасмановых, Бахтияровых, Самбинадовых и других).

Фото 2. Манси в Тресколье, 1970-е годы.
Фото 2. Манси в Тресколье, 1970-е годы.

Что, повторюсь, для мансей было очень нетипично: мансийское поселение обычно состояло из одной-двух-максимум трех юрт ближайших родственников (отца и его сыновей с семьями) с несколькими хозяйственными постройками. Даже в Суеватпауле - который считался крупным мансийским поселком - в его "лучшие годы" было всего пять юрт (Куриковых и Анямовых). И еще несколько других мансей проживали в 5-10-15 км от Суеватпауля, и лишь изредка туда наведовались. Мансюкам же нужны были стойбища для их оленей, лес для охоты, кроме того, они опасались распространения болезней - среди них самих и их оленей. И поэтому они никогда не селились в одном месте в большом количестве.

А тут вдруг совсем недалеко от Суеватпауля в кратчайшие сроки появляется такое крупное по мансийским меркам поселение - Тресколье. В котором живут семьи из самых разных мансийских родов (что для мансюков также было очень нетипично). Чем можно объяснить такое "странное" и быстрое появление Тресколья?

Фото 3. Манси в Тресколье. Справа - Владимир Прокопьевич Анямов, племянник Николая Васильевича Анямова.
Фото 3. Манси в Тресколье. Справа - Владимир Прокопьевич Анямов, племянник Николая Васильевича Анямова.
Фото 4. "Медвежий праздник" в Тресколье, 1980-е годы. Справа - Николай Васильевич Анямов.
Фото 4. "Медвежий праздник" в Тресколье, 1980-е годы. Справа - Николай Васильевич Анямов.
Фото 5. Крайний справа - Николай Васильевич Анямов, основатель Тресколья и "хранитель" идола Сорт-Хури-Аки.
Фото 5. Крайний справа - Николай Васильевич Анямов, основатель Тресколья и "хранитель" идола Сорт-Хури-Аки.

Объясняется это именно тем, что появление Тресколья связано с особым почитанием мансюками этого идола Сорт-Хури-Аки. Того самого, из-за которого мансюки в 1959 году убили дятловцев. И после этого убийства сразу девяти туристов из Свердловска и последующего "чудесного" избежания какой-либо ответственности за это убийство, этот родовой идол Анямовых приобрел у мансей особое и всеобщее почитание - у всех мансей, а не только у Анямовых.

И с 1959 до 1975 года, вплоть до своей смерти, "хранителем" этого идола был Андрей Анямов. Тот самый, один из убийц дятловцев. А после его смерти - по решению мансийских шаманов и старейшин всех родов - "хранителем" этого идола стал Николай Васильевич Анямов, основатель Тресколья. Сам Николай Васильевич Анямов, судя по всему, участие в убийстве дятловцев не принимал - его не было среди тех мансей-охотников, которые вышли в конце января 1959 года из Суеватпауля на охоту к Ауспии и верховьям Лозьвы. Но он был известным мансюком, хорошим охотником, у него было несколько сыновей и, что очень важно, он также был из Анямовых - ведь "хранителем" родового идола Анямовых должен был стать тоже кто-то из Анямовых.

Фото 6. "Священный амбарчик" (сумьях) в Тресколье. Наши дни.
Фото 6. "Священный амбарчик" (сумьях) в Тресколье. Наши дни.
Фото 7. Юрта (изба) в Тресколье. Наши дни.
Фото 7. Юрта (изба) в Тресколье. Наши дни.

И Николай Васильевич, конечно, весьма обрадовался такой "чести". Он уже давно об этом мечтал - ведь статус "хранителя" столь почитаемого среди всех мансей идола открывал перед ним, помимо права хранить этого идола и камлать перед ним, и многие другие возможности, уже чисто практического плана. "Хранитель" такого могучего и чудесного идола пользовался среди мансей (из всех родов) особым уважением, и в каких-либо спорах с ним другие мансюки уже побоялись бы ссориться с Николаем Анямовым (вдруг он попросит этого могучего идола навести какую-либо беду на своего обидчика).

И с 1975 по 1995 год этот проклятый идол Сорт-Хури-Аки хранился в Тресколье, у Николая Васильевича Анямова. Но в 1995 году он умер. Что же произошло с этим идолом дальше? Какова дальнейшая судьба этого идола Анямовых? И об этом - далее.

Продолжение: