Предыдущая часть:
Так вот, каким же образом убийство Николаем Куриковым в 1961 году Прокопия Васильевича Анямова связано с нашей историей - с убийством дятловцев в 1959 году?
Давайте еще раз внимательно прочитаем, что рассказал об этой истории Владимир Андросов в своей беседе с Майей Пискаревой (см. ссылку ниже).
"Николай Степанович Куриков на охоте, где-то в 1961-1962-м году, принял за лося своего друга, Анямова Прокопия Васильевича, брата Николая Васильевича Анямова (тот нес лыжи на плече), и случайно убил его. Убил и потом скрывался именно в этой избушке. И Николай Васильевич Анямов уговорил Николая Степановича Курикова сдаться властям и сам защищал его, доказывая, что выстрел был случайным, а не преднамеренным. Николай Куриков был сын от первой жены Степана Николаевича Курикова".
Итак, после того, как Николай Куриков грохнул Прокопия Анямова (своего родственника - брата жены своего отца), он некоторое время прятался в какой-то охотничьей избушке. Но потом, как мы знаем, Степан Куриков, его отец, сдал своего сына властям и сам привел его ментам: "Вот он, убийца! Судите его!" - как рассказал об этом "честнейшем поступке" порядочного "советского человека" Степана Курикова следователь Владимир Коротаев (см. Фото 1).
Однако Владимир Андросов сообщает, что "сдаться властям" Николая Курикова уговорил Николай Васильевич Анямов (см. Фото 2 ниже), родной брат Прокопия Васильевича Анямова, которого грохнул Николай Куриков. И что на суде Николай Васильевич Анямов выступил в защиту убийцы своего брата, дав показания, что Николай Куриков якобы убил его брата случайно, приняв его за лося. И суд, конечно, принял во внимание эти показания - так как, во-первых, их дал родной брат убитого Прокопия Анямова, а во-вторых, Николай Васильевич Анямов был очень хорошим и известным охотником. Ну, а раз такой опытный охотник, тоже мансюк, да еще родной брат убитого, уверяет, что Николай Куриков грохнул его брата случайно - то суд решил, что, наверное, так и есть. И в итоге Николаю Курикову за это убийство дали только один год условно.
Откуда же взялось такое "благородство" у Николая Васильевича Анямова? Родственные связи с Куриковыми сказались? Нет, я думаю, что дело не в этом. Андросов сообщает, что вскоре после этих событий, в том же 1961-м году, Николай Васильевич Анямов переезжает из Суеватпауля в эту охотничью избушку. А затем на месте этой избушки строит большую юрту (см. Фото 3 ниже) и перевозит туда всю свою семью. И вскоре, уже к 1963 году, на этом месте образуется новое, и довольно крупное по мансийским меркам, мансийское поселение - Тресколье (Керасколье, Керас-колын-я павыл):
"В 70-х годах, Анямов Николай Васильевич, хороший охотник, человек бывалый, все тайгу знал лучше всех, а почему? Да он родился в верховьях Лозьвы в 1928 году в Актыл-толлих-павыл, затем переехал жить в верховья Вижая (Ялпинг-я-павыл), Суй-ват-павыл, "10", 2-й Северный и только в начале 60-х осел на новом месте и назвали пос. Керас-колын-я павыл (Тресколье). Он пожил во всех уголках нашего края и хорошо знал все места, тропы, гривы, болота, речки и пр".
То есть очень похоже на то, что после этого убийства Куриковы заключили с Николаем Васильевичем Анямовым нечто вроде "сделки", "мирового соглашения": Николай Васильевич Анямов дает на суде показания, что Николай Куриков грохнул его брата якобы случайно (и в итоге того приговорили только к году условно), а Куриковы взамен передавали Николаю Васильевичу Анямову эту охотничью избушку с прилегающей территорией.
Ведь до этого эта избушка принадлежала Куриковым, и она находилась на территории Куриковых - там постоянно охотился Григорий Куриков (брат Степана Курикова), Николай Куриков и другие Куриковы. А вскоре после этих событий туда переезжает жить Николай Васильевич Анямов. И строит там себе большую юрту:
"А в 1965 году там была охотничья территория Григория Курикова, решили осесть на новом месте и построить свою юрту. Юрту построили на месте, где раньше охотился охотник манси с Суеват-павыл, Николай Степанович Куриков, сын Степана Курикова, там уже стояла охотничья избушка, это были его охотничьи места и назвали это поселение Керас-колын-я-павыл (Тресколье)".
И вскоре после того, как в этом месте поселился Николай Васильевич Анямов, туда стекаются и начинают там жить мансюки со всей округи. И не только Анямовы, но и Бахтияровы, Самбиндаловы, Тасмановы, Пеликовы, Пакины и другие мансюки. И там очень быстро возникает новое и довольно крупное мансийское поселение - Тресколье. И, таким образом, Николай Васильевич Анямов стал основателем нового мансийского поселения - Тресколья.
А чем же так приглянулось это место Николаю Васильевичу Анямову, что он, так сказать, "выкупил" его у Куриковых взамен на свои показания в суде? "Охотничьи угодья" Анямовых начинались буквально на другом берегу Лозьвы, и простирались вдоль всей Ауспии и верховьев Лозьвы. И Николай Васильевич Анямов, как мы выяснили, ранее постоянно (и весьма успешно) охотился с другими Анямовыми в этих местах - в верховьях Лозьвы и у Ауспии. Зачем ему вдруг понадобилась эта охотничья избушка Куриковых и прилегающая к ней территория? И чем же это место так приглянулось другим мансюкам, что они стали переселяться туда со всей округи? Это редчайший случай для мансей, чтобы они - да еще из самых разных родов - вдруг стали селиться в одном месте, так что в этом месте в такие короткие сроки появилось такое крупное для мансей поселение.
Ответ на этот вопрос также есть в этой беседе Майи Пискаревой с Владимиром Андросовым:
"М.П.: - А почему манси называют Керас-кол?
В.А.: - Потому что ниже стойбища по течению реки есть пещера в скале, называется "Китовая пасть". Вот и назвали Керас-колын-я павыл (поселок у скалы по реке). Скала совсем рядом от поселка, ну чуть больше километра. Легенд о ней нет, обычная скала. Керасколье появилось в 1961 году.
М.П.: - Дятловцы проходили "Китовую пасть"? Что-то нет ее на негативах их походных пленок.
В.А.: - Скала находится по маршруту, да, группа Дятлова ее проходила, но вечером, когда уже было темно. Находится эта скала в такой последовательности: 41-й - Ушма - Китовая пасть - Второй Северный".
Вот чем приглянулась эта охотничья избушка Куриковых Николаю Васильевичу Анямову. И вот почему туда, - вскоре после того, как он там поселился, - стали стекаться и другие мансюки со всей округи, образовав новое поселение Тресколье. Совсем рядом с этим местом, с Трескольем, находилась пещера "Китовая пасть" (см. Фото 4 и Фото 5).
Но дело, конечно, вовсе не в самой этой пещере как таковой. А в том, что мансюки регулярно совершали в этой пещере свои камлания какому-то своему особо почитаемому идолу. И до 1959 года они хранили этого идола в этой пещере.
И именно этого идола в январе 1959 года у них похитили чекистские агенты Ивдельлага в рамках чекистской "спецоперации" по организации убийства дятловцев - с тем, что спровоцировать мансей на убийство дятловцев. И именно из-за этого идола мансюки убили дятловцев (см. ссылки ниже).
Но после всех этих событий 1959 года мансюки этого идола уже не хранили постоянно в пещере - в пещере они только по-прежнему устраивали камлания перед ним. Очень удобно: вместо того, чтобы ехать покамлать куда-то в глухую тайгу или на Молебный камень, в тайне от властей и местных жителей (не мансей), мансюки просто доставали этого идола, и шли с ним покамлать в этой пещере. А совсем рядом с этой пещерой, после 1959 года, по инициативе Николая Васильевича Анямова, появилось поселение Тресколье, в котором мансюки с других мест могли остановиться на ночь, у своих родственников. То есть Тресколье - возникшее вскоре после всей этой истории с убийством дятловцев - стало для мансюков чем-то вроде их "мансийской Мекки", новым местом их "паломничества", где они селились и куда они приезжали для того, чтобы покамлать этому идолу. А сам Николай Васильевич Анямов в какой-то момент стал "главным хранителем" этого идола.
Возможно, кто-то из читателей скажет, что все это только мои домыслы и фантазии. Да нет, уважаемые читатели, в отличие от многих других "дятловедов", я домыслами и фантазиями не занимаюсь. И все мои выводы основаны только на логике и на фактах. Фактах проверенных и достоверных. И то, что Николай Васильевич Анямов, уже после гибели дятловцев, стал "хранителем" этого идола и прятал этого идола в Тресколье - факт вполне достоверный. И об этом - далее.
Продолжение: