Найти тему

Знаки мансей. Перевал Дятлова. - 6

109 прочитали

Предыдущая часть:

Так вот, каким же образом убийство Николаем Куриковым в 1961 году Прокопия Васильевича Анямова связано с нашей историей - с убийством дятловцев в 1959 году?

Давайте еще раз внимательно прочитаем, что рассказал об этой истории Владимир Андросов в своей беседе с Майей Пискаревой (см. ссылку ниже).

"Николай Степанович Куриков на охоте, где-то в 1961-1962-м году, принял за лося своего друга, Анямова Прокопия Васильевича, брата Николая Васильевича Анямова (тот нес лыжи на плече), и случайно убил его. Убил и потом скрывался именно в этой избушке. И Николай Васильевич Анямов уговорил Николая Степановича Курикова сдаться властям и сам защищал его, доказывая, что выстрел был случайным, а не преднамеренным. Николай Куриков был сын от первой жены Степана Николаевича Курикова".

Итак, после того, как Николай Куриков грохнул Прокопия Анямова (своего родственника - брата жены своего отца), он некоторое время прятался в какой-то охотничьей избушке. Но потом, как мы знаем, Степан Куриков, его отец, сдал своего сына властям и сам привел его ментам: "Вот он, убийца! Судите его!" - как рассказал об этом "честнейшем поступке" порядочного "советского человека" Степана Курикова следователь Владимир Коротаев (см. Фото 1).

Фото 1. "Степан Куриков был порядочным, честнейшим человеком!" - так охарактеризовал Степана Курикова следователь Коротаев. Коротаев только забыл добавить, что Куриков был честнейшим "советским человеком". То есть обычной советской гнидой и сволочью. Который всю жизнь стучал и писал доносы на своих сородичей мансюков. У Курикова в юрте даже висела форма чекиста НКВД, и он иногда любил в ней "пощеголять". Откуда она у него взялась  - неизвестно (ведь вряд ли он был штатным сотрудником лагерных чекистов).
Фото 1. "Степан Куриков был порядочным, честнейшим человеком!" - так охарактеризовал Степана Курикова следователь Коротаев. Коротаев только забыл добавить, что Куриков был честнейшим "советским человеком". То есть обычной советской гнидой и сволочью. Который всю жизнь стучал и писал доносы на своих сородичей мансюков. У Курикова в юрте даже висела форма чекиста НКВД, и он иногда любил в ней "пощеголять". Откуда она у него взялась - неизвестно (ведь вряд ли он был штатным сотрудником лагерных чекистов).

Однако Владимир Андросов сообщает, что "сдаться властям" Николая Курикова уговорил Николай Васильевич Анямов (см. Фото 2 ниже), родной брат Прокопия Васильевича Анямова, которого грохнул Николай Куриков. И что на суде Николай Васильевич Анямов выступил в защиту убийцы своего брата, дав показания, что Николай Куриков якобы убил его брата случайно, приняв его за лося. И суд, конечно, принял во внимание эти показания - так как, во-первых, их дал родной брат убитого Прокопия Анямова, а во-вторых, Николай Васильевич Анямов был очень хорошим и известным охотником. Ну, а раз такой опытный охотник, тоже мансюк, да еще родной брат убитого, уверяет, что Николай Куриков грохнул его брата случайно - то суд решил, что, наверное, так и есть. И в итоге Николаю Курикову за это убийство дали только один год условно.

Фото 2. Крайний справа - Николай Васильевич Анямов в мансийской одежде.
Фото 2. Крайний справа - Николай Васильевич Анямов в мансийской одежде.

Откуда же взялось такое "благородство" у Николая Васильевича Анямова? Родственные связи с Куриковыми сказались? Нет, я думаю, что дело не в этом. Андросов сообщает, что вскоре после этих событий, в том же 1961-м году, Николай Васильевич Анямов переезжает из Суеватпауля в эту охотничью избушку. А затем на месте этой избушки строит большую юрту (см. Фото 3 ниже) и перевозит туда всю свою семью. И вскоре, уже к 1963 году, на этом месте образуется новое, и довольно крупное по мансийским меркам, мансийское поселение - Тресколье (Керасколье, Керас-колын-я павыл):

"В 70-х годах, Анямов Николай Васильевич, хороший охотник, человек бывалый, все тайгу знал лучше всех, а почему? Да он родился в верховьях Лозьвы в 1928 году в Актыл-толлих-павыл, затем переехал жить в верховья Вижая (Ялпинг-я-павыл), Суй-ват-павыл, "10", 2-й Северный и только в начале 60-х осел на новом месте и назвали пос. Керас-колын-я павыл (Тресколье). Он пожил во всех уголках нашего края и хорошо знал все места, тропы, гривы, болота, речки и пр".
Фото 3. Юрта Николая Васильевича Анямова в Тресколье (Керас-колын-я-павыле).
Фото 3. Юрта Николая Васильевича Анямова в Тресколье (Керас-колын-я-павыле).

То есть очень похоже на то, что после этого убийства Куриковы заключили с Николаем Васильевичем Анямовым нечто вроде "сделки", "мирового соглашения": Николай Васильевич Анямов дает на суде показания, что Николай Куриков грохнул его брата якобы случайно (и в итоге того приговорили только к году условно), а Куриковы взамен передавали Николаю Васильевичу Анямову эту охотничью избушку с прилегающей территорией.

Ведь до этого эта избушка принадлежала Куриковым, и она находилась на территории Куриковых - там постоянно охотился Григорий Куриков (брат Степана Курикова), Николай Куриков и другие Куриковы. А вскоре после этих событий туда переезжает жить Николай Васильевич Анямов. И строит там себе большую юрту:

"А в 1965 году там была охотничья территория Григория Курикова, решили осесть на новом месте и построить свою юрту. Юрту построили на месте, где раньше охотился охотник манси с Суеват-павыл, Николай Степанович Куриков, сын Степана Курикова, там уже стояла охотничья избушка, это были его охотничьи места и назвали это поселение Керас-колын-я-павыл (Тресколье)".

И вскоре после того, как в этом месте поселился Николай Васильевич Анямов, туда стекаются и начинают там жить мансюки со всей округи. И не только Анямовы, но и Бахтияровы, Самбиндаловы, Тасмановы, Пеликовы, Пакины и другие мансюки. И там очень быстро возникает новое и довольно крупное мансийское поселение - Тресколье. И, таким образом, Николай Васильевич Анямов стал основателем нового мансийского поселения - Тресколья.

А чем же так приглянулось это место Николаю Васильевичу Анямову, что он, так сказать, "выкупил" его у Куриковых взамен на свои показания в суде? "Охотничьи угодья" Анямовых начинались буквально на другом берегу Лозьвы, и простирались вдоль всей Ауспии и верховьев Лозьвы. И Николай Васильевич Анямов, как мы выяснили, ранее постоянно (и весьма успешно) охотился с другими Анямовыми в этих местах - в верховьях Лозьвы и у Ауспии. Зачем ему вдруг понадобилась эта охотничья избушка Куриковых и прилегающая к ней территория? И чем же это место так приглянулось другим мансюкам, что они стали переселяться туда со всей округи? Это редчайший случай для мансей, чтобы они - да еще из самых разных родов - вдруг стали селиться в одном месте, так что в этом месте в такие короткие сроки появилось такое крупное для мансей поселение.

Ответ на этот вопрос также есть в этой беседе Майи Пискаревой с Владимиром Андросовым:

"М.П.: - А почему манси называют Керас-кол?
В.А.: - Потому что ниже стойбища по течению реки есть пещера в скале, называется "Китовая пасть". Вот и назвали Керас-колын-я павыл (поселок у скалы по реке). Скала совсем рядом от поселка, ну чуть больше километра. Легенд о ней нет, обычная скала. Керасколье появилось в 1961 году.
М.П.: - Дятловцы проходили "Китовую пасть"? Что-то нет ее на негативах их походных пленок.
В.А.: - Скала находится по маршруту, да, группа Дятлова ее проходила, но вечером, когда уже было темно. Находится эта скала в такой последовательности: 41-й - Ушма - Китовая пасть - Второй Северный".

Вот чем приглянулась эта охотничья избушка Куриковых Николаю Васильевичу Анямову. И вот почему туда, - вскоре после того, как он там поселился, - стали стекаться и другие мансюки со всей округи, образовав новое поселение Тресколье. Совсем рядом с этим местом, с Трескольем, находилась пещера "Китовая пасть" (см. Фото 4 и Фото 5).

Фото 4. Пещера "Китовая пасть" на Лозьве, недалеко от Тресколья.
Фото 4. Пещера "Китовая пасть" на Лозьве, недалеко от Тресколья.
Фото 2. Местоположение Тресколья, пещеры "Китовая пасть" и Второго Северного на карте Яндекс.
Фото 2. Местоположение Тресколья, пещеры "Китовая пасть" и Второго Северного на карте Яндекс.

Но дело, конечно, вовсе не в самой этой пещере как таковой. А в том, что мансюки регулярно совершали в этой пещере свои камлания какому-то своему особо почитаемому идолу. И до 1959 года они хранили этого идола в этой пещере.

И именно этого идола в январе 1959 года у них похитили чекистские агенты Ивдельлага в рамках чекистской "спецоперации" по организации убийства дятловцев - с тем, что спровоцировать мансей на убийство дятловцев. И именно из-за этого идола мансюки убили дятловцев (см. ссылки ниже).

Но после всех этих событий 1959 года мансюки этого идола уже не хранили постоянно в пещере - в пещере они только по-прежнему устраивали камлания перед ним. Очень удобно: вместо того, чтобы ехать покамлать куда-то в глухую тайгу или на Молебный камень, в тайне от властей и местных жителей (не мансей), мансюки просто доставали этого идола, и шли с ним покамлать в этой пещере. А совсем рядом с этой пещерой, после 1959 года, по инициативе Николая Васильевича Анямова, появилось поселение Тресколье, в котором мансюки с других мест могли остановиться на ночь, у своих родственников. То есть Тресколье - возникшее вскоре после всей этой истории с убийством дятловцев - стало для мансюков чем-то вроде их "мансийской Мекки", новым местом их "паломничества", где они селились и куда они приезжали для того, чтобы покамлать этому идолу. А сам Николай Васильевич Анямов в какой-то момент стал "главным хранителем" этого идола.

Возможно, кто-то из читателей скажет, что все это только мои домыслы и фантазии. Да нет, уважаемые читатели, в отличие от многих других "дятловедов", я домыслами и фантазиями не занимаюсь. И все мои выводы основаны только на логике и на фактах. Фактах проверенных и достоверных. И то, что Николай Васильевич Анямов, уже после гибели дятловцев, стал "хранителем" этого идола и прятал этого идола в Тресколье - факт вполне достоверный. И об этом - далее.

Продолжение: