Святитель Игнатий Брянчанинов монашеству посвятил всю свою сознательную жизнь и даже претерпел гонения, чтобы у него появилась сама возможность стать монахом.
Против его пострижения были не только его родители, видевшие для своего сына блестящую светскую карьеру, против был даже император Николай I, долго время не дававший своего разрешения на уход в монахи молодого образованного офицера.
Тем важнее, что думал о монашестве человек, прошедший все «ступени» духовного становления в монашестве и ставший святителем.
Вот как он начинает свое письмо брату, попросившего у него совета, уходить ли ему самому в монастырь и не отдать ли туда своего сына:
«Чем больше прохожу путь жизни и приближаюсь к концу его, тем более радуюсь, что вступил в монашество, тем более воспламеняюсь сердечной ревностию достигнуть той цели, для которой Дух Святый установил в Церкви монашество. Монашество не есть учреждение человеческое, а Божеское, и цель его, отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его посредством покаяния и плача с Богом, раскрыв в нем отселе Царствие Божие. Милость из милостей Царя царей, когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святого Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства».
Вот так. Чем ближе к концу (а святителю оставалось до кончины менее десяти лет), тем больше он радуется, что вступил в монашество.
А дальше он сравнивает, что получают монахи и что получают мирские люди:
«Людей, достигших сего (см. концовку предыдущего отрывка), случалось видеть. Но что приобрели прочие люди, гонявшиеся за суетою в течение всей своей земной жизни? Ничего; а если и приобрели что временное, то оно отнято у них неумолимою и неизбежною смертию, которая оставила при них одни грехи их. Посему великая милость Божия к тому человеку, которого сердце не вполне прилепилось к земле и которого Бог призывает к монашеской жизни таинственным призванием. Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3.7-8)
И закономерен вывод, который делает святитель в ответ на вопрос брата о монашестве:
«Вот мой ответ на твое намерение окончить дни твои в монастыре для покаяния и для прочного примирения с Богом».
Казалось бы все – вопрос исчерпан. Причем, в очень кратких, но точных словах. Монашество не просто превосходнее мирской жизни, оно прямо ведет человека к Богу, если его сердце к Нему стремится. В то время как мирская жизнь прилепляет человека к земному и часто приводит его погибели, оставляя с ним лишь его грехи.
Но речь, еще, если вы помните, шла о сыне брата, племяннике святителя по имени Алеша.
Поэтому прислушаемся дальше:
«Относительно же сына твоего: нелицеприятный Бог принял и его желание, только в настоящее время этого исполнить невозможно, не потому, чтобы дитя не могло вступить в монастырь, но потому, что в наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли».
Вот это да!.. Многие хорошие люди погибли в монастырях!?.. Как такое может быть?..
Однако, ясно, что это не преувеличение, и не фигура речи. Святитель Игнатий всю свою жизнь проведших во многих монастырях, знал, о чем говорил.
Итак, монастыри, которые по предыдущим словам святителя являются «божеским учреждением», и ведут человека к Богу, тем не менее – являются причиной гибели «многих хороших людей».
Парадокс?.. Противоречие?..
Но присмотримся к предыдущему отрывку. Святитель говорит не столько о предопределенной гибельности монастырей, сколько о том, что для поступления в них нужна подготовка
Погибли те, которые вступили в монастыре «без должного приготовления».
Эту мысль святитель Игнатий и развивает дальше в письме к брату:
«Пусть Алеша приучает себя к монастырскому послушанию послушанием родителю; пусть приготовляет себе занятия в монастыре, соответственные своему происхождению, правилам и силам, тщательных изучением наук, русской литературы, языков… Ученость дает возможность сохранить в монастыре уединение при келейных занятиях и может сделать инока полезным обществу в нравственном отношении».
Так-так. Потихоньку разбираемся. В монастыре нужны занятия по своим способностям – отнюдь не фанатичный обскурантизм.
Но – дальше еще одна важная мысль:
«Вот нравственная сторона: есть уединение и есть духовное общество, свое, благородное, а этого нет ни в одном монастыре русском. Святой Пимен Великий сказал: всего важнее хорошее общество. Итак, что особенно важно в мирском быту для благовоспитанного человека, то остается особенно важным и в монашестве. Это важное для нас, будет чрезвычайно важно для тех юношей, которые будут сопутствовать нам: умирая, мы будем утешаться мыслью, что оставляем их на хороших руках».
Что ж – подведем итог.
Вы уловили главный вывод, который следует из этого письма святителя?
Главная причина гибельности монастырей, что туда вступают люди без должной подготовки.
Поэтому резкая перемена их занятий, несоответствие монашеской жизни их умственным наклонностям, общественному окружению, может оказаться гибельной для них.
Ясно, что святитель не для красного словца говорил это, предостерегая своего брата от немедленной отдачи племянника в монастырь.
Думается, все эти предупреждения остаются важными и для современных монастырей, и для современных людей, желающих вступить в монашество.
Черпаем мудрость от мудрых.