Надежда и опора. СССР, 1982. Режиссер Виталий Кольцов. Сценаристы Будимир Метальников, Юрий Черниченко. Актеры: Юрий Демич, Анатолий Васильев, Надежда Шумилова, Вацлав Дворжецкий, Всеволод Санаев, Владимир Кашпур, Любовь Соколова и др. 20,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виталий Кольцов (1940–2006) поставил десять полнометражных игровых фильмов, но только «Летним снам» и «Надежде и опоре» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Эта картина Виталия Кольцова была на «важную партийную тему», поэтому официозная кинокритика, разумеется, ее поддержала, хотя по художественному уровню она была вполне ординарна.
К примеру, театровед и кинокритик Юрий Черепанов, который в 1980-х годах несколько лет был главным редактором журнала «Искусство кино», в контексте вскоре с треском провалившейся «государственной продовольственной программы» рассуждал об этой конъюнктурной ленте так: «Вот что следует отметить: глубокую соотнесенность фильма «Надежда и опора» с актуальной проблематикой современной жизни, с теми конкретными и государственно важными вопросами, которые решает сегодня страна, воплощая в жизнь решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС и одобренной им Продовольственной программы» (Черепанов, 1982: 4).
Однако профессиональный уровень фильма был настолько слаб, что даже Ю. Черепанов не смог удержаться от критического пассажа: «Публицистичность картины несомненна. Более того, она нередко опережает здесь «художественность». Нам интереснее иногда разговоры героев, их споры и столкновения, нежели иные характеры (не спасают положения даже известные актеры) или лирическая линия в сюжете…» (Черепанов, 1982: 5).
Спектр мнения сегодняшних зрителей об этом фильме довольно широк:
«Фильм отличный! Несмотря на производственную тему это кино о Настоящем Мужчине, как "Коммунист" с Урбанским. Такой герой – это всегда Хозяин, Воин, Глава семьи. Очень редко удаётся это сделать на экране (в жизни тоже!), Демичу удалось. Царствие Небесное, талантливый был актёр, рано умер!» (Э. Васильева).
«Фильм интересен тем, что несет откровенно антикоммунистические идеи, хотя снят ещё в 1982 году. Курков – хороший пример человека, которого спустя десять лет станут называть "новый русский". Раиса – тоже, можно сказать, человек из наступающего нового времени: все её поступки и мысли свойственны "челнокам" и "палаточникам" начала и середины 1990–х. В целом фильм больше похож на драматизированный журнал сельской кинохроники, что не удивительно, поскольку сценарий написал комментатор из передачи "Сельский час". Обсуждать игры актеров бессмысленно, потому что им нечего играть. Именно поэтому персонаж Ю. Демича в этом фильме слишком уж "забивает" зрителя эмоциями". Причем этих "эмоций" так много и они такие разнообразные, что выглядит всё так, будто Демич занимается стёбом. Кстати, за все время фильма "Куркова" ни разу не показывают во время какой–либо практической работы: он лишь речи произносит. Это к тому, что "Коммунист" с Урбанским очень многим зрителям запоминаются делами и поступками главного героя. А "Опора" с Демичем ... это, наверное, фильм для избранных» (Д. Север).
«Пересмотрела фильм, удивилась тому, что в разгар советской власти с её "церберовой цензурой", как нам преподносят это сейчас, можно было снимать и показывать на всю страну фильмы, где слабые места советского строя достаточно хорошо освещаются. Значит, напрашивается вывод, не такая уж церберова была советская цензура, и не так уж мало свободы было, раз власть вполне допускала конструктивную критику, иронию. Фильм, конечно, о неравнодушии и о честном труде. Тема, которая в нынешнем кино совершенно заброшена, как те деревни с домами без окон и дверей, уныло раскиданные по всей нынешней матушке России. Равнодушные и ленивые не смогут никогда вывести свою страну из нищеты, сделать зажиточной, и никакая система не поможет, даже самая эффективная – идея фильма» (Люси).
Киновед Александр Федоров
Средь бела дня... СССР, 1983. Режиссер Валерий Гурьянов. Сценаристы Аркадий Ваксберг, Альбина Шульгина. Актеры: Валерий Золотухин, Любовь Виролайнен, Андрей Толубеев, Виктор Шульгин, Светлана Немоляева и др. 20,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Валерий Гурьянов (1936–2017) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но только одному из них – «Средь бела дня…» – суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В своей рецензии в «Советском экране» кинокритик Евгений Аб (1935–2009) в целом положительно отнесся к этой довольно острой по тем временам криминальной драме о несправедливо осужденном человеке, правда, обратив внимание читателей на слабую разработку характеров некоторых персонажей (Аб, 1983: 7–9).
В статье, опубликованной в «Спутнике кинозрителя», фильме «Средь бела дня…» оценивался тоже позитивно: «Поначалу кажется, что речь пойдет о другом, что нам покажут картину куда более прямолинейную, чем это выяснится позже. Тем более что уже название ленты — «Средь бела дня...» — безошибочно настраивает на криминально–приключенческий лад. Вот сейчас, прямо на глазах потрясенной публики, эти пьяненькие, наглые, безгранично уверенные в своей безнаказанности молодые мерзавцы нападут на ни в чем не повинных, вполне благонамеренных горожан, выехавших в Воскресение на природу, и расправятся с ними. А потом, потом, естественно, пойдет детектив, выяснение обстоятельств, борьба интеллектов, пока справедливость не восторжествует. … Спору нет, быть может, и такой фильм был бы в строку, занял бы свое, как говорится, место в ряду тех неброских, но запомнившихся лент, которые выстраиваются в цепочку уголовных драм отнюдь не детективного происхождения, в которых было не так важно найти ответ на вопрос «кто?», тем более что частенько и вопроса–то такого не возникало, сколько на вопрос «почему, с какой социальной стати?». Достаточно вспомнить такие ленты, как «Обвиняются в убийстве», «Три дня Виктора Чернышева», как совсем уж недавние «Грачи», чтобы цепочка эта вырисовалась со всей своей отчетливостью и бескомпромиссностью. И все это могло случиться и здесь, напорись Мухин на нож, умри на этой травушке–муравушке на глазах униженной жены я испуганного ребенка, короче говоря, захоти Мухин стать жертвой. Однако авторы картины отказываются от этого, скажу прямо, подозрительно покорного стереотипа послушной жертвы. Нет, даже не отказываются, просто ставят этот стереотип с ног на голову (а может, наоборот — с головы на ноги?). Они задают себе — и нам, зрителям, и многочисленным персонажам своей картины вопрос: что, если Мухин не станет жертвой, а, увидев приближающегося насильника, выйдет навстречу торжествующему Хаму и поднимет на него простой осиновый кол, прадедовское оружие против всякой нечисти и нежити? Вот здесь картина совершает решительный поворот в сторону, уводя нас бесконечно далеко от необходимости решать криминальные кроссворды, таинственные загадки, за исключением одной, но, быть может, именно поэтому столь трудно разрешимой: что будет с Мухиным? Как сложатся его отношения с законом, с окружающими, с самим собой? … Вопрос этот останется открытым, останется открытой судьба Мухина. Главное не в этом. Главное здесь — в постановке вопроса нравственного. И вопрос этот авторы фильма ставят со всей мыслимой остротой» (Спутник…, 1983).
Зрителей и сегодня привлекает острота сюжета драмы «Средь бела дня…»:
«Меня этот фильм потряс до глубины души. В нём показаны реальные события, когда человек, защищая свою семью от негодяев, пострадал… К сожалению, такие случаи не редкость. Золотухин в своей роли был очень убедителен» (Татьяна)
«Несмотря на дату создания, фильм поражает реальностью своего сюжета. Эмоционально очень глубоко и правдиво отражены люди оказавшиеся в этой ситуации и их поведение. Актуален сегодня на 100%. Только такие фильмы, созданные еще в советские годы могут сформировать настоящих граждан своего государства. … Игра актёров великолепная» (В. Субботин).
«Фильм хороший! На протяжении всего времени переживала, чтобы восторжествовала справедливость. Судья и не судья вовсе, создалось впечатление, что тётка отбыла положенное время на работе в думах о своих бытовых проблемах, быстро зачитала заранее приготовленный приговор, подхватила чем–то набитые авоськи и побежала по своим делам» (Вера).
Киновед Александр Федоров
Жажда. СССР, 1960. Режиссер Евгений Ташков. Сценарист Григорий Поженян (по собственной автобиографической прозе). Актеры: Вячеслав Тихонов, Валентина Хмара, Юрий Белов, Антон Доценко, Владимир Иванов, Николай Тимофеев и др. 20,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Ташков (1926–2012) известен, прежде всего, телевизионными детективами «Майор «Вихрь» и «Адъютант его превосходительства». Однако среди его одиннадцати картин две («Жажда», «Преступление») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Советская кинопресса отнеслась к военной драме «Жажда» в целом неплохо.
Однако, отдавая должное важности темы героизма в годы Великой Отечественной войны, литературовед и кинокритик Борис Галанов (1914–2000) писал в «Советском экране» так: «Пожалуй, самыми слабыми в фильме оказались именно те сцены, которые по замыслу авторов, должны были придать сюжету большую остроту. Я имею в виду эпизод, когда матрос Безбородько под видом немецкого капитана Ранка проникает в штаб гитлеровской части… Дело, конечно, не в том, мог ли произойти такой случай на фронте. Мог, и жизнь не раз это подтверждала. Дело в том, что в самом изображении действий Безбородько, поведения гитлеровских офицеров есть та опасная легкость, которая невольно внушает нам, зрителям, ощущение недостоверности, недостаточной мотивированности происходящего. На воне ярких, жизненных, почти документальных сцен эти эпизоды привносят в фильм несвойственные ему черты детектива и выглядят как вставные номера. А от этого страдает художественная целостность произведения. Бледно и невыразительно прочерчена в фильме и лирическая линия партизанки–разведчицы Маши и Безбородько» (Галанов, 1960: 8).
Спустя 15 лент киновед Иван Корниенко (1910–1975) оценивал «Жажду» более позитивно, подчеркивая, что это «волнующий рассказ о подвиге наших бойцов, совершенном для спасения жизней тысяч советских людей. В картине правдиво отображен суровый колорит времени, война показана всерьез. Отличительная особенность игры исполнителей основных ролей В. Тихонова, Б. Битюкова, В. Иванова, Ю. Белова — соединение героического и романтического начал — характерно и для стиля всего фильма. Молодые кинематографисты обнаружили здесь свой творческий почерк, стремление уйти от стандартов, рассказать о событиях войны по–своему, преклоняясь перед героизмом советских людей» (Корниенко, 1975: 180).
Как и аудитория 1960 года, сегодняшние зрители тоже смотрят «Жажду» с большим волнением:
«Фильм просто замечательный. Какие люди были! Слова песни такие чистые. Актеры тоже просто профессионалы высочайшего класса» (Н. Платонов).
«Вообще какое–то неровное впечатление от фильма. Некоторые эпизоды очень сильные, а некоторые скомканы, как будто снимали второпях. Музыка очень красивая» (Оксана).
«В этом фильме есть всё – и боль, и романтика, и любовь, и патриотизм, и доброта, и беззаветная вера в свою страну, Родину. … Фильмы снимали бывшие фронтовики и играли бывшие фронтовики или их дети» (Телезритель из Питера).
Киновед Александр Федоров