Добрый день, дорогие читатели!
Изо всех утюгов мы слышим, что иностранцы с опаской поглядывают на Россию. Мол, чего ожидать от этой холодной страны и её неприветливого народа. На самом деле ситуация немножко иная: очень многие жители западных стран, когда приезжают в России - обычно не хотят уезжать обратно. Яркий пример - фотограф Ричард Дэвис, который рискнул всем и отправился на крайний Русский Север. А зачем? Читайте далее!
Канадец в самой северной точке России
Родился Дэвис в Бирмингеме в 1965 году. В 1988 году уехал в Манчестер, где в местном Политехе изучал фотодело. Уже тогда он становится известным в профессиональных кругах своими работами, снимая город, его жителей.
Через год Ричард сопровождает американских музыкантов в составе группы «Нирвана», впервые приехавших на гастроли в Соединённое Королевство. Его фотоснимки позже вошли в фильм BBC «Когда Nirvana приехала в Великобританию».
В начале 90-х Дэвис работает над проектом «Футбол с отношением», где наглядно показывает связь популярного вида спорта с музыкой, модой. Помимо этого, фотомастер выпускает несколько серий снимков о жизни соотечественников, экспериментируя с техникой и приёмами съёмки.
2002 год стал для Ричарда некоей точкой отсчёта, изменившей привычный уклад жизни фотографа на ближайшие десять лет!
При чём здесь Билибин
Люди старшего поколения, чьё знакомство в детстве с русской литературой было связано с народными сказками, наверняка видели красочные иллюстрации художника Ивана Билибина. В начале 1900-х гг. талантливый живописец направляется в Архангельскую, Вологодскую губернии, в окрестности Петрозаводска от Музея Александра III — сегодня это Русский музей в Петербурге — с заданием изучить и сделать зарисовки объектов деревянной архитектуры Русского Севера.
И вот в 2002 году в руки Дэвиса попадает книга с рисунками И. Билибина, где запечатлены прекрасные образцы русского деревянного зодчества, которое, по мнению историков, является уникальной частью российского культурного наследия. Увиденное настолько поразило Ричарда, что он решает отправиться на Север, чтобы сделать фото старинных русских деревянных церквей.
Хипстер в Древней Руси
В. П. Орфинский, профессор и знаток старинной русской архитектуры, с сожалением констатирует, что более 80% народного деревянного зодчества безвозвратно утеряно. А чтобы увидеть то, что ещё не рухнуло под натиском природных явлений и человеческого равнодушия, находится в столь дальних северных селениях, что не всякий смельчак осмелится совершить нелёгкое путешествие по бездорожью.
Но желание увидеть красоту деревянных дел мастеров настолько захватила Дэвиса, что он едет в Россию, не считаясь с трудностями. Позже Ричард вспоминал:
«Первым из рисунков Билибина мне удалось разыскать храм Дмитрия Солунского. Это случилось в Верхней Уфтюге, деревне под Архангельском. Затем в Белой Слуде я надеялся увидеть Владимирскую церковь. Но увы, как выяснилось позже, строение было уничтожено пожаром ещё в 1962 году».
Тысячи километров по просёлочным дорогам, лес, гнус летом и мороз зимой — ничто не останавливало увлечённого человека. За первой поездкой последовала вторая, третья…
Путешествие растянулось на почти десять лет. Ричард вспоминал: «Я таких дремучих лесов, как в России, не видел нигде. В мороз надо было не забывать, что в процессе съёмки руки могут примёрзнуть к фотоаппарату».
К восторгу от увиденной воочию красоты русских деревянных храмов примешивалась горечь от плачевного состояния многих строений, датированных в большинстве своём 1700 годами. Сам фотограф отмечает, что если бы эти храмы были восстановлены то на Русский Север потянулись бы туристы со всего мира. Те же скандинавские архитекторы довольно часто заявляют о том, что очень часто вдохновляются древнерусскими храмами и теремами Царских времён!
Иногда случалось так, что церковь, в которую не удалось попасть в предыдущую поездку из-за отсутствия ключей от входной двери, в нынешнюю уже была лишь руинами, погребёнными под рухнувшей крышей.
А ещё Ричард Дэвис отмечал доброе отношение местных жителей, их желание помочь в поисках затерянных в необъятной лесной глуши храмов и обязательно сытно накормить приезжих гостей.
По итогу своих поездок, Ричард выпустил полноценную книгу-фотоальбом о своей экспедиции по России! В ней он даёт красочные и очень приятные любому русскому человеку комплименты по поводу посещения нашей страны и изучения древнего деревянного зодчества, которое за свои необычные архитектурные и в чём-то даже дизайнерские решения вдохновляет зодчих со всего света и по сей день!
Недаром, многие специалисты отмечают невероятные таланты древнерусских творцов, которые без использования сложной техники и гвоздей возводили настоящие шедевры средневековой архитектуры, при этом украшая их богатейшей резьбой!
Представьте, если бы мы восстановили всю эту красоту - как бы расцвёл Русский Север. Но мечтать не вредно, надо переходить к действиям и начинать срочно спасать это великолепие!