Найти тему
Александр Долгих

Что важного сказал президент про образование в своём послании Федеральному собранию

Оглавление

В послании президента Федеральному собранию каждый услышал свою тему. Я сделаю акцент на образовании. Сказано было кратко, но по существу, я постараюсь растолковать и объяснить, почему инициативы мне нравятся. А в конце добавлю кое-что от себя.

Можно будет пересдать ЕГЭ

Это очень классное предложение, которое уже долгие годы напрашивалось и предлагалось многими учителями. В чём суть?

Если выпускник завалил какой-то экзамен, можно будет его пересдать. Пересдать, правда, предлагается всего один экзамен, а не каждый, но и это уже хорошо. А чем же это хорошо?

Да тем, что ЕГЭ для школьников — не просто стресс, а ого-го какой стресс. Другая школа, другие учителя, другая обстановка. А если речь идёт про сёла и деревни, то это ещё и долгая дорога перед экзаменом, порой за десятки километров. Всё это может повлиять на школьника, чья дальнейшая судьба зачастую решается результатами этого экзамена. И этот груз ответственности давит. На некоторых он давит так сильно, что ученики от волнения заваливают экзамен, понимая, что плохой результат был не из-за незнания, а из-за стресса. Это не шутки, фармкомпании даже давали статистику, в которой четко прослеживается увеличение продаж успокоительных в период ЕГЭ (писал об этом в прошлом году).

Короче говоря, если будет возможность пересдать, только лишь сам факт существования этой возможности будет успокоительным и будет благотворно влиять на психологическое состояние ученика. Причём, я уверен, что реально пересдавать будут единицы.

Экзамен должен соответствовать программе

Тут всё понятно, спрашивать на экзамене должны только то, что проходилось в школе в обязательном порядке. Не должно быть такого, что какие-то темы и задания школьник вынужден разбирать самостоятельно или с репетитором. Не надо пытаться впихнуть в школьников невпихуемое, жертвуя базой. А то у нас как? Каждый сколько-нибудь значимый депутат или министр пытается добавить какой-нибудь школьный предмет. А за счёт чего? За счёт базовых предметов. От того и качество образования страдает.

Зарплата и нехватка учителей

Тут ничего конкретного не говорится, но проблема назрела давно. Причём назрела глобально и одними повышениями зарплат её решения не добиться. Для тех, кто не в теме, открою секрет, что зарплата учителя зависит от возможностей региональных бюджетов, поэтому в соседних областях зарплаты учителей с одинаковым стажем и нагрузкой могут отличаться даже в разы (возьмите хотя бы Москву и соседнюю Рязань или Тверь). И между другими регионами тоже есть значительные отличия. Например, в Татарстане средняя зарплата учителя около 30 тысяч, а в соседней Ульяновской области — чуть больше 21 тысячи.

В общем, президент рекомендовал (читай — приказал) придумать и отработать новую схему оплаты труда учителей. Я не знаю, что в итоге изменится, но, надеюсь, что зарплаты вырастут и станут более или менее одинаковыми по стране за одинаковый труд.

Плюс президент сказал об увеличении выплат за классное руководство, потому что сейчас оно оплачивается так, что его стоит рассматривать как меценатство или волонтёрство. Причём штука эта в большинстве случаев добровольно-принудительная и отказаться от неё нельзя. Но повышение коснётся только учителей в населённых пунктах численностью до 100 000 человек. Почему? Об этом ниже.

Ещё президент говорил о дополнительных выплатах для советников директоров по воспитательной работе — тоже хорошо.

Педагогические ВУЗы

Президент сказал и о поддержке педагогических ВУЗов, выделят деньги на обновление инфраструктуры. Ещё обещали построить школы лидерского уровня. Это всё круто, но по-моему сначала надо решить проблему нехватки учителей.

Сейчас в педвузы идут кто? Те, кто реально мечтал стал учителем (их меньшинство), те, кто не поступил туда, куда хотел (таких большинство) и те, кому высшее образование нужно для галочки (таких тоже много, особенно на заочке). Более того, после получения диплома в школу новые специалисты идти не спешат, потому что выгоднее работать репетитором, устроиться в частную-онлайн школу или делать ногти и брови.

Короче говоря, проблема с учителями та же, что и проблема с врачами — их не хватает. Особенно на селе, где часто учителю по истории приходится вести ещё информатику, английский и ОБЖ, потому что ну некому больше этим заниматься. Каким будет качество такого образования? По этой причине, думаю, президент и решил простимулировать допвыплатами учителей именно в небольших населённых пунктах.

Но проблему с учителями в сёлах это не решит. Ещё через 5-10 лет старые учителя в школах закончатся, а молодежь в деревню ехать не хочет. И 10 000 рублей их не заманят. Останется либо возить детей из деревень в городские школы, либо переводить деревни на онлайн-образование, на удалёнку.

Строительство и ремонт школ

Ещё было сказано про ремонт детских садов и школ, потому что многое из того, что было построено в советское время в 70-ых и 80-ых годах ни разу основательно не ремонтировалось, а между тем прошло уже полвека. И кто бы что ни говорил, а в СССР на века не строили. Так что ремонт однозначно нужен.

Также президент сказал о строительстве новых школ, чтобы окончательно покончить со вторыми и третьими сменами. Это тоже хорошо. Но... тут я снова должен вспомнить про деревни. Сельские школы, как правило, не работают на всю свою мощность, они полупустые, детей мало. Если стимулировать людей перебираться в сёла, рожать и растить детей там, проблема с новыми школами уйдёт, потому что и старых хватает, просто распределение учеников неправильное (в городах густо, а на селе пусто).

Вообще на мой непрезидентский взгляд, переселение людей в деревни (при условии их развития, конечно) решит много проблем. В том числе и главные — демографическую и оздоровительную. Если посмотреть статистику, в деревне гораздо больше многодетных в процентном соотношении. И дети там здоровее хотя бы по той причине, что они в разы больше времени проводят на улице, у них больше физической активности.

Но в то же время, хороший родитель понимает, что в городе возможностей для развития ребёнка (тех же секций и хороших школ) больше, поэтому, если есть возможность, молодые семьи едут в город в том числе и из-за детей. Я это могу сказать хотя бы на своём личном примере и на примере своих друзей.

Желание уехать в деревню есть, возможность работать там и зарабатывать не меньше (та же удалёнка сегодня доступна куда большему числу людей, чем 5 лет назад) тоже есть, но из-за детей, чтобы дать им хорошее образование и развить их таланты, мы торчим в городе. И это проблема, решение которой попутно решит и много других проблем. Но это отдельная тема для разговора, и об этом, если вам будет интересно (голосуйте лайками), я расскажу в следующий раз. А пока можете почитать ещё несколько интересных статей: