В предыдущей статье я рассказал о самых известных и самых интересных памятниках Кижского музея-заповедника – деревянных церквях. Здесь речь пойдёт о домах, перевезённых в Кижи из деревень прионежья.
Крестьянские избы русского севера сильно отличаются от домов, которые строили крестьяне средней полосы России. Причиной тому долгие и холодные зимы, побуждавшие крестьян размещать жилые и хозяйственные (хлев, кладовка, мастерская) помещения под одной крышей. За столетия были выработаны три основных типа построек – брус, кошель и глаголь.
Брус – самая простая форма дома. Это сруб в форме вытянутого прямоугольника, накрытый двускатной крышей, в котором хозяйственное помещение расположено позади жилого.
Кошель это сруб, в плане близкий к квадрату, в котором жилое и хозяйственные помещения расположены рядом, параллельно друг другу. Сруб накрыт двускатной крышей, обычно несимметричной. Конёк крыши в этом случае располагается над серединой жилого помещения.
Глаголь это два сочленённых сруба под двускатными крышами, расположенные под прямым углом друг к другу. В плане глаголь напоминает букву «Г». Напомню, что в старославянской азбуке буква «Г» имела название «глаголь».
В заонежье самым распространённым типом домов был кошель. Квадратный дом при равной площади имеет минимальную длину стен. Здесь помещения расположены компактно и зимой их легче обогревать.
Дом зажиточного крестьянина Ошевнева стоял в деревне Ошевнево (ударение на первый слог О!) на северо-западном берегу Большого Климецкого острова всего в полутора километрах по воде от Кижских церквей. Он был построен в 1876 году и относится к типу «кошель». В таких домах жило четыре поколения одной семьи, от прадедов до правнуков. Со времён коллективизации дом стоял заброшенный и разрушался. В 1951 году по инициативе Александра Викторовича Ополовникова, создателя музея-заповедника Кижи, дом был разобран, перевезён на остров Кижи, собран заново и отреставрирован. Дом Ошевнева стал первым памятником, привезённым в Кижи из других мест.
Сейчас в доме воссоздана обстановка крестьянского быта конца XIX века.
Один вопрос остаётся для меня загадкой. На крыше дома нет ничего похожего на дымовую трубу. Причём трубы нет и на единственной известной мне фотографии, сделанной ещё в Ошевнево. А на фотографии печи ясно виден кирпичный дымоход. Увы, будучи в Кижах, я не обратил на это внимания, и не задал никому этого вопроса. А теперь, уже в интернете, я не нашёл никаких упоминаний о системе отопления в доме. Если кто-то из моих читателей что-то об этом знает, поделитесь, пожалуйста, информацией!
Дом семьи крестьян-середняков Елизаровых был построен во второй половине XIX века в деревне Серёдка в двух километрах южнее Ошевнево. В этом доме одновременно присутствуют признаки типа «кошель» и, в меньшей степени, типа «глаголь». В 1961 году дом перевезли в Кижи и восстановили.
Дом Елизарова отапливался по-чёрному, то есть печь не имела дымохода. Дым скапливался под потолком, и только когда его становилось много, на короткое время открывали дымницу, деревянный дымоход, который вёл от потолка на крышу. Верхушка дымницы видна на фотографии. Надо сказать, что отопление по-чёрному имело свои серьёзные преимущества. Постоянная тяга приводит к тому, что большая часть тепла «улетает в трубу» вместе с горячим дымом. При отоплении по-чёрному дым успевает передать большую часть тепла комнате, и выходит через дымницу уже холодным (поэтому дымницу можно делать из дерева). В результате КПД печи возрастает в разы, расход дров уменьшается тоже в разы, а это очень важно долгой и холодной зимой. Кроме того в доме, который отапливают по-чёрному, не заводятся насекомые, а дерево не поражается грибком.
Ветряная мельница 1929 года постройки стояла в уже исчезнувшей деревне Волкостров в пяти километрах севернее музея-заповедника.
В Кижи мы попали из Петрозаводска на «Метеоре». Здешние «Метеоры» почему-то зелёного цвета и издалека похожи на ящериц.
Публикации моего канала перечислены здесь.