Найти тему

Не все милые привычки особенного ребенка выглядят забавно

Оглавление

Работая довольно давно с детками с особенностями развития в творческих кружках детского спецучреждения, перестала замечать многие моменты в их поведении и считать их чем-то выбивающимся из рамок.

Например, поедание театральной куклы во время постановки сказки, или рисование носом по бумаге (в прямом смысле, а не из-за плохого зрения или неправильной посадки), или заполнение "акварельной" водой или пластилином тапочек соседа по парте или своих собственных. Короче, всё бывает. Это - норма, ведь далеко не все наши ребята осознают свои действия. Хотя, не скрою, не хотела бы я быть на месте этого соседа.

А еще у некоторых детей есть довольно интересные ритуальчики или такие действия, без которых невозможно запустить другие действия. А есть и просто милые (и не очень) привычки, которые могут смутить окружающих.

Тёма

Да, еще один Тёма. Много сейчас Тём, модно это!

Мальчик 6-ти лет, ментальные нарушения. У нас в стационаре лежал впервые, поэтому, не зная истинного "карточного" диагноза, педагоги-специалисты (психологи, дефектологи, логопеды) пока только начинали "вливаться" в его особенности. Да и у нас в кружках - то же самое.

Тёма на занятии по ИЗО

Приемлемо! Он не отказывается рисовать, не сопротивляется, умеет(!) правильно держать карандаш, может вести карандашом по бумаге, и даже без "прыгающего" нажима.

Но только есть один нюанс: когда Тёма проводит линии карандашом по бумаге, то всегда "аккомпанирует", говоря себе под нос: "Трррым!" "Трррым!" А заштриховывает, напевая: "Ууть-я!" "Ууть-я!"

А без своей собственной "озвучки" - не может! Совсем. То есть, если мама или педагог ему скажут "тсссс!" - да, он замолчит! Но рисовать - уже не будет. Положит карандаш и опустит голову.

Он не станет плакать, кричать, прыгать или кусаться, он просто будет мирно сидеть, смотреть на педагога ясными глазами, а карандаш в руку - не возьмет. Уговорить словами - невозможно!

Но если педагог снова подаст ему карандаш лично в руки и скажет: "Трррым!" - Тёма тут же улыбнется и возобновит работу.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Странно?

Понятно, что для руководителя какой-нибудь хорошей детской творческой студии - такое "звуковое сопровождение" в новинку (но всё же мило и забавно, не правда ли?)

Но, что интересно, несмотря на то, что сами звуки он произносит ну просто блестяще (на радость логопеду), еще НИКТО не слышал от Тёмы "в быту" ни одного обычного слова: ни воспитатели, ни медики, ни другие сотрудники, работающие с ним. И мама - честно сказала: "Словарик наш мы с Тёмой где-то потеряли".

А логопед, которая с ним занимается, загадочно и обиженно говорит нам: "Нехорошо вот так вешать ответственность только на логопеда, когда еще ДО логопеда - с мальчиком нужно работать и работать".

Но Тёмкины "трррымы" - не такая уж прямо жуткая "привычка". Ведь она, в отличие от многих других, не причиняет вреда ни ребенку, ни окружающим.

Но бывают и довольно неординарные случаи.

Вот вроде бы и не вредит никому человек (тем более - ребенок!), и не обижает никого. Вообще, по сути - мирный добрейший человечек, однако его действия на занятии - сильно (и не очень приятно) удивили не только меня, но и других педагогов нашего отдела.

Данюша (Или Даня)

Даников - тоже много попадается. И это факт!

Мальчик, 4 года (ментальные нарушения и некая сочетанная патология, о которой нам не сказано).

Не разговаривает, обращенную речь - не понимает, простые задания - не выполняет. Физически - выглядит на свой возраст, только немного худоват и бледноват.

Милый, мирный, добрый, сверстников - не бьет, педагогов - не кусает, вещи - не пинает. Индивидуальные занятия в форме "рука-в-руке" - воспринимает нормально. Ну а "в группе" - ничегошеньки не делает и может легко слиться с толпой и остаться незамеченным...

Если бы не одно НО

Заметили мы это в Данюше не сразу. Ну а господа-диагносты, разумеется, об этом тактично молчали (если они вообще об этом что-то знали).

Сначала - на занятии у соседки по кабинету (на "лепке"). Как только Даню посадили за столик, он начал эээ... немножко чудить.

  • Склонил голову поближе к столу, покивал ею, потерся лбом о столешницу и расплылся в радостной улыбке, будто бы пятитысячную купюру на столе увидел.
  • Потом медленно и с той же улыбкой стал "возюкать" по столу всем своим лицом(!), примерно как люди тряпкой стол протирают. Ой-ой-ой! Естественно, зрелище - не очень живописное.
  • Коллега обняла Даню и осторожно попыталась "отклеить" его голову от стола. Долго уговаривала и приманивала магнитной доской с машинками... Вроде бы, удалось.

В другом кружке

Моя роль здесь маленькая - только аккомпанировать на синтезаторе, когда куклы-звери поют голосом учительницы и танцуют руками деток. По сути - наблюдатель с функциями концертмейстера.

Сидит вокруг стола небольшая группа деток из стационара, ну и Данюша с ними. Педагог рассказывает сказку "Зайкина избушка", а ребята в это время "изображают" действия персонажей с помощью симпатичных деревянных игрушек-зверушек (заяц, собака, лиса и т.д.), т.е. двигают куколок по нарисованной карте леса.

Куклу-Медведя - Даня выбрал сам. И по довольно странному принципу: сначала перенюхал 2-3 игрушки из коробки, и на Мишке - остановился.

Но во время чтения сказки Данюша стал этого Мишку - облизывать, "муслякать", чуть ли не как леденец, с чавканьем и довольным мычанием, улыбаясь и закрывая глаза.

Нет, ну мы понимаем, что парень - с особенностями, а деревянный Медведик - яркий и симпатичный. Вполне закономерно, что Данюше захотелось "познакомиться" с Мишкой поближе. А так как он лучше всего умеет "знакомиться" с предметами с помощью рта, то здесь тоже нечему удивляться.

К тому же, между занятиями мы тщательно обрабатываем только что использованный "реквизит" (те же игрушки) сильным спиртовым средством (по инструкции! так что пусть никто не возмущается по поводу "негигиеничности"). А раз уж начмед и склад выдали нам средство - используем его его щедро, чтобы ни один уголочек не остался необработанным! Всё для детей (не сарказм).

А потом, через кратчайшее время (а время "экспозиции" там - мизерное), насухо вытираем чистой салфеткой (тоже по инструкции).

А ведь из "свежеобработанных" игрушек как раз был Медведь! Его использовали на предыдущем занятии (в сценке про цирк). Средство-то (саму жидкость) - вытерли, а запах - остался (только уже не очень сильный). Да даже когда столы протираем этой же жижей - тоже запах стоит по всему кабинету, хоть и стол уже сухой.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ага?!

Так вот почему Данюша с таким усердием и к "пахучему" столу лицом прикладывался, и "пахучего" Мишку чуть ли не проглотить хотел? Ну нееет, глупости!

Дефектолог - подтвердила, ну а мама - закрепила

Дефектолог - как и положено по инструкции, тоже детский стол обрабатывает между занятиями. И в тот день и час - Даня с мамой, которые пришли к ней на урок раньше времени, застали саму "экспозицию" (мокренькие столы и характерный запах).

Понятное дело, что пока нельзя заходить на занятие, но... разве НАШИХ это когда-нибудь останавливало?! Да ни в жизни!

И Даня... рванулся к щедро забрызганному столу, наклонился и стал... пняу, пняу, пняу... как будто крем с пирожного слизывать. Ааааай!

Даня, нельзя!

Дефектолог хватает Данюшу, отстраняет от стола и разворачивает мальчика к себе лицом. А мама Дани - успокаивает... дефектолога:

- Да вы не переживайте. Ему просто запах нравится. И что там в него попадет, оно же всё быстро испаряется. Даже не берите в голову!

А из-за чего тогда дефектолог переживает?

Вовсе не из-за того, что какая-то там "капля" будет поглощена Данюшей (в прямом смысле).

Больше волнует дефектолога сам факт жуткой симпатии Дани к этому запаху в любом её проявлении. Ну неправильно это! Плохо!

А тут еще мамочка "выдала контрольный":

- Хах, наверное он в свёкра пошел. Тот - точно любитель!

Ну а я что?

Удивляюсь. Пугаюсь. Делаю выводы. Но лезть на рожон - не буду. Я - не медик, не имею права кому-то делать замечания по этому поводу.

Но и недавно обработанные "пахучие" игрушки ребенку больше не дам! И не будем пускать никого на занятия раньше времени, пока столы не "просохнут". Все на благо детям! Вот так...

А Вам, дорогие читатели, других благ! Таких, которые приятно хрустят в кармане или услаждают слух прибытием на карту.

Всегда рада Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам.